Слайд 2Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее
направлений – написание сочинений разных видов.
Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности.
Слайд 3Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во
внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам.
Слайд 4Особенности работы над сочинением
в 1-ом классе
Слайд 5В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у первоклассников:
1. Умение
коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх.
2. Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов.
3. Умение строить простое предложение.
4. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
Слайд 6Особенности работы над сочинением
во 2 - ом классе
Слайд 7
Сочинения - это небольшие сюжетные рассказы, в которые
можно вводить элементы описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме.
•
Слайд 8В ходе работы учитель должен:
научить детей коллективно составлять
и самостоятельно записывать небольшие рассказы о прогулке, играх, забавах;
• научить составлять план устных рассказов и сочинений в форме вопросительных или повествовательных предложений;
• работать над обогащением активного словаря учащихся;
• совершенствовать умение правильно строить простые предложения.
Слайд 10Примерный порядок работы над сочинением
1. Устное рассказывание по теме сочинения. Учитель
даёт возможность учащимся высказать свои личные впечатления по теме и при необходимости ставит вопросы.
2. Чтение плана, записанного учителем на доске или коллективная работа над планом.
3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.
4. Связный рассказ по плану.
5. Запись сочинения с доски или под руководством учителя.
6. Проверка записанного.
Слайд 11 сочинение по картине
А.К.Саврасова
«Грачи прилетели»
Слайд 12
Саврасов Алексей Кондратьевич родился 12 мая (24 мая по новому стилю)
1830 в Москве, в семье купца третьей гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова.
В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса и которое окончил в 1854 году.
Летом 1854 года Саврасов работает у Финского залива под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показывает две картины, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика.
Слайд 14ПЛАН.
План работы
I. А. К. Саврасов – художник-пейзажист.
II. Картина А.
К. Саврасова «Грачи прилетели».
1. Изображение художником весеннего пробуждения природы.
2. Первый план картины:
а) берёзы с гнёздами грачей;
б) хлопотливые птицы;
в) рыхлый снег.
3. Весеннее небо на картине А. К. Саврасова.
4. Второй план картины:
а) пятиглавый собор и колокольня;
б) деревянные строения.
III. Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» -- гимн родной русской природе.
Слайд 15Особенности работы над сочинением
в 3 и 4 - ых классах
Слайд 16В 3 - 4 классах к работам учащихся предъявляются более
высокие требования.
Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:
• писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, наблюдениях;
• писать рассказы о случаях из своей жизни;
• самостоятельно составлять план сочинения;
• правильно строить предложения различных типов;
• умению отбирать слова и употреблять их в речи.
Слайд 18
Сочинение – описание
по картине В. Д. Поленова
«Золотая осень»
Слайд 19УЧЕБНЫЕ: -знать особенности текста-описания картины,
где изображен пейзаж;
РАЗВИВАЮЩИЕ: -совершенствовать умения создания
текста
типа описания;
-развивать умения соблюдать композицию текста типа
описания (общий признак, характеризующий объект в
целом, частные признаки, характеризующие его детали).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: -вызвать чувство восхищения
вечно прекрасной природой, уважения к художнику,
создающему красоту бытия;
-воспитывать бережное отношение к родному краю,
любовь к родной земле.
Цели урока
Слайд 20Задачи:
• познакомить с творчеством В. Д. Поленова
• формировать умение анализировать изобразительно- выразительные средства
картины
• учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на неё
Ключевые слова:
• художник- пейзажист
• настроение
• цветовая гамма
Слайд 21Лес, точно терем расписной
Светла и задумчива осень над Окой в картине
В. Д. Поленова «Золотая осень», как в стихах поэта И. А. Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
…Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Слайд 24Мастер пейзажа
Получивший прекрасное образование, Василий Поленов мечтал о создании исторических полотен,
сюжетных картин.
Известность и славу принесли ему пейзажные работы: «Московский дворик», «Ранний снег», «Заросший пруд», «Золотая осень», «Бабушкин сад».
Слайд 25Размышляем над картиной
Как вы думаете, чем привлек художника этот уголок природы?
Что поэтичного он увидел в этом пейзаже?
Опишите землю, деревья, реку, небо, даль, изображенные В.Д. Поленовым.
Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое и одновременно грустное настроение осени?
Поделитесь своими впечатлениями о картине, изложите их в сочинении. К какому стилю речи вы обратитесь? Почему?
Слайд 27Примерный план:
1. Как художник показывает приближение осени?
2. Какую роль играет цвет в картине?
3. Какие
мысли и чувства выразил художник в этой картине?
4. Какое впечатление производит картина?
Слайд 41Вывод:
работая над сочинениями, дети знакомятся с произведениями великих художников, их
биографией и творчеством, учатся «читать» картину, высказывать своё мнение. У них воспитывается эстетический вкус, любовь к природе, к прекрасному, к искусству. Они учится воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на неё. Также развиваются умения составлять текст на заданную тему, соблюдения структуры текста, учатся изла-гать текст последовательно.