Учитель: Тимофеева Н.В.
(Работа проводилась на базе 4-а класса.)
«Организация учебного процесса на основе активного использования целевых образовательных ресурсов на уроках в начальной школе».
Тема:
Слайд 2По оценке специалистов Министерства образования, выпускники начальной школы недостаточно хорошо владеют
умениями пользоваться информацией.
Причина в том, что весь начальный этап обучения единственным источником информации выступает учебник, преобладает устная работа с текстом описательного характера.
Вариантом решения задачи успешной адаптации ребенка
к новым условиям обучения в 5 классе может стать обращение к методу учебных проектов.
Слайд 3Задачи эксперимента:
Раскрытие творческих, индивидуальных способностей;
Проведение в классе регулярных развивающих занятий, включение
детей
в постоянную поисковую деятельность.
Это создает условия для развития у детей познавательных процессов, стимулирует стремление ребенка
к размышлению
и поиску, вызывает у ребенка уверенность в своих силах
и возможностях интеллекта.
Слайд 4Учебной задачей для учителя является:
Реализация потенциальных возможностей каждого ученика;
Формирование мотивов, побуждающих
к учению.
Слайд 5«Формирование познавательных процессов ,творческой деятельности
и развитие речи детей младшего школьного возраста
с ограниченными возможностями здоровья с помощью пособий
«Лего- Спектра»
и мультимедийных образовательных систем.»
Цель экспериментальной работы:
Слайд 6В исследовании участвовал 4-а класс
в составе 9 человек.
Учебный
проект
состоит
из 4 этапов:
Организация деятельности. Пути выполнения проекта.
Погружение
в проект. Определение темы исследования.
Осуществление деятельности.
Презентация результатов. Оформление работ детей.
Слайд 71 этап: в результате анкетирования детей выявили исследовательский интерес каждого
ребенка. Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями.
Проведены занятия с детьми,
в ходе которых обсуждались сущность
и значение исследовательских умений в жизни любого современного человека.
Слайд 8Ребята познакомились со структурой исследовательского проекта, методами исследования. Групповая работа на
этом этапе работы позволила обсудить значимые для ребят вопросы.
Слайд 9Проведение совместных уроков
с библиотекарем школы помогло развитию познавательных интересов детей
при выборе темы исследования.
В процессе работы происходит развитие умений общаться и вступать в различные взаимоотношения с окружающими людьми.
Слайд 10 Тема выбиралась учениками, исходя из их интересов.
Ребята сами подбирали материал
и оформляли работу.
Слайд 11Золотое кольцо России..
Таким образом мы получили исследовательские проекты на следующие темы:
Сталинградская битва.
Куликовская битва.
Весовые измерения.
Путешествие
в древний Новгород.
Старинный город Ярославль.
Города воинской славы.
Слайд 12На этом этапе осуществлялось планирование деятельности и разработаны программы исследования каждой
группы.
Все программы имеют одинаковую структуру: тема, объект, предмет, цель, задачи, методы
и база исследования.
Все проекты оформлены на бумаге и в виде мультимедийных презентаций.
Слайд 13 Межпредметная деятельность в ходе работы позволила ученикам
приобретать более глубокие знания, соединяя недавно полученные сведения
с тем , что они уже знают на основании собственного опыта.
Слайд 143 этап: сбор информации по теме исследования.
Кроме традиционных способов поиска информации
в книгах, четвероклассники научились искать информацию
в Интернете, искали клипы для презентаций. Большая роль отводилась получению информации из «живых источников»- благодаря наблюдениям
и экскурсиям.
Слайд 15Проведение уроков с элементами проектной деятельности помогло привить навыки научной полемики;
развитию исследовательского мышления.
Созданы условия для инициативы детей.
Слайд 16 Работа по закреплению основных
математических умений и навыков ,
а также контроль над результатами деятельности учеников проводился с опорой на зрительное
и слуховое восприятие.
Слайд 17Математика и конструирование.
Математические тренажеры можно считать упрощенной разновидностью конструкторов.
Через игровой сюжет
можно закрепить основные математические умения и навыки, а также проверить степень усвоения материала.
Слайд 18Планируемый результат работы: сборник упражнений, заданий по русскому языку, позволяющих закрепить
полученные знания и умения по самым трудным, «ошибкоопасным» разделам и темам.
Слайд 19Проектный метод заставляет детей включать воображение, думать, обсуждать, вычислять, сообщать, использовать
весь запас знаний.
Преподаватель и ученики ставили
различные вопросы и вместе
решали проблемы.
Слайд 20У учеников формируются,
с одной стороны, вычислительные навыки,
а с другой
– самоконтроль
за своими действиями.
Построение моделей
с помощью пособий «лего», составление последовательности действий учеников
в процессе выполнения проекта.
Слайд 21Параллельно ведется работа над развитием внимания, памяти, логического мышления
и мелкой
моторики рук.
Слайд 22Формирование у детей пространственного воображения
и конструктивных навыков;
Способствует более эффективной деятельности
на уроках труда.
Слайд 24Проводимые игры на планирование направлены на:
формирование умения планировать последовательность действий.
Игры
на комбинирование предусматривали умение создавать новые комбинации из имеющихся
элементов , деталей, предметов.
Слайд 25Работа также включала в себя игры на формирование умения анализировать ,
умение объединять отдельные предметы
в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет.
Слайд 26Работа с математическими пирамидами.
Вот и результат!
Вместе легче и интересней считать.
Слайд 27В процессе моей работы большая роль отводилась созданию условий для
формирования
навыков:
самосовершенствования;
саморазвития;
самообразования;
самореализации.
Слайд 28Этап презентации является заключительным .Школьники оформили результаты исследования с помощью компьютерных
технологий, рисунков, докладов, фотоотчетов.
Проведение открытого урока
с элементами проектной деятельности по теме: «Я- исследователь, я открываю мир!»
Слайд 29«Важно не только уметь ориентироваться по карте, но
и знать многое
о любимой стране.»
Драгомирецкая Настя 4-а.
Слайд 30В процессе обучения младших школьников можно иллюстрировать явления и разнообразные процессы
(которые в реальных условиях осуществить затруднительно и невозможно) с помощью гибких и наглядных компьютерных моделей.
Слайд 32 В процессе проектно-исследовательской работы
я, опираясь на непроизвольное
внимание детей активизировала их познавательную деятельность, совершенствуя сенсорно-тактильную сферу, развивая коммуникативную функцию и интерес к обучению. Предлагаемые дидактические пособия сделали процесс обучения увлекательным
и неутомительным.
Слайд 33Участие в проектной деятельности предполагает наличие
у школьников определенного набора качеств,
таких, как самостоятельность, инициативность, креативность.
Включение в проект подразумевает овладение следующими умениями:
Слайд 34Участвуя в проектной деятельности , учащиеся познакомились с новыми для себя
видами работы:
узнали, что такое планирование, и учились планировать работу;
учились работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других детей, распределяя задания для выполнения;
познакомились с требованиями к работе;
научились работать с различными источниками информации;
учились оценивать конечный результат;
анализируя свою работу, познавали суть проектного метода.
Слайд 35Таким образом, выступая в качестве субъекта деятельности, определяя ее цель, открывая
новые знания, экспериментируя, выбирая пути решения возникающих проблем, неся ответственность за свою работу, учащиеся сделали первые шаги
в развитии проектных компетенций.
Слайд 36Проведение в классе регулярных развивающих занятий ,включение детей в постоянную поисковую
деятельность существенно гуманизирует начальное образование.
Слайд 37Использование целевых образовательных ресурсов в начальной школе должно преобразить преподавание традиционных
учебных предметов, внеклассную работу, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания
и запоминания учебного материала,
а главное, подняв на более высокий уровень интерес школьников к учебе.
Слайд 38Метод проекта организует творческую деятельность школьников, имеющую внутренние мотивы осуществления. Вот
почему этот метод раскрывается как уникальное учебное средство. В отличие от традиционных педагогических технологий, основанных преимущественно на репродуктивной познавательной деятельности, метод проектов учит детей самостоятельно ставить цели и находить средства их достижения , учит ответственности за свои действия.