Слайд 1
.
Общество с ограниченной ответственностью
«Интербридж консалтинг», г. Челябинск
Итоговая работа на тему:
«ОРГАНИЗАЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»
Выполнила слушатель курсов профессиональной переподготовки
по программе «Воспитатель»
Карелина Людмила Юрьевна
Руководитель итоговой работы:
кандидат психологических наук, доцент
Жукова Валентина Федоровна
Сургут, 2018 г.
Слайд 2Актуальность темы:
Проблема социально-педагогической поддержки детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, приобретает в настоящее время большую актуальность.
Вследствие неблагоприятных социальных условий в нашей стране появляется много детей с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, нарушениями поведения.
В Российской Федерации проживает около 29 миллионов детей. Среди них много тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации: прежде всего это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей.
В настоящее время в стране насчитывается 731 тысяча детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 587 тысяч детей-инвалидов.
В связи с этим проблема создания комплекса условий для позитивной социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретает особое значение
Слайд 3 Цель работы: выявить и обосновать пути повышения эффективности
мер социально-педагогической поддержки детей дошкольного возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
Охарактеризовать детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Выявить необходимость, сущность и содержание мер социально-педагогической поддержки детей дошкольного возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Охарактеризовать технологию социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Раскрыть опыт социально-педагогической поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в МБДОУ №48 «Росток», город Сургут ХМАО – Югры
Выявить пути повышения эффективности мер социально-педагогической поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в условиях дошкольного учреждения.
Слайд 4Объект исследования:
процесс организации мер социально-педагогической поддержки детей в дошкольном учреждении
Предмет
исследования:
содержание, формы и методы социально-педагогической поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в условиях дошкольного учреждения.
Слайд 5
База исследования: МБДОУ №48 «Росток», город Сургут
ХМАО – Югры.
Методы исследования:
теоретические:
анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;
эмпирические:
наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, анкетирование, тестирование.
Слайд 6 Теоретико-методологическая
основа исследования:
идеи, концепции и теоретические положения организации
и проведения социально-педагогической поддержки детей в образовательных организациях (М.Р. Битянова, И.А. Липский, Е.И. Казакова, др.);
педагогические подходы в организации социально-педагогического сопровождения детей и подростков с нарушениями в развитии (Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук);
основы системы социально-педагогического сопровождения (С.Г. Косарецкий, И.В. Дубровина, др.).
Слайд 7Этапы работы:
На первом (подготовительном) этапе велось изучение и анализ научной литературы
по проблеме социально-педагогической поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; была определена база исследования.
На втором этапе велось изучение деятельности детской дошкольной организации, проведение анализа опыта работы этой организации по социально-педагогическому сопровождению детей в трудной жизненной ситуации.
На третьем осуществлен анализ опыта работы данной дошкольной организации, сформулированы выводы и выявлены пути повышения эффективности деятельности дошкольной организации по социально-педагогической поддержки детей в трудной жизненной ситуации, завершено оформление итоговой работы.
Слайд 8 В Федеральном законе Российской Федерации
«Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации
для ребенка, связанные с семьёй [58]:
смерть родителей;
отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений;
самостоятельное прекращение родителями выполнения родительских обязанностей по отношению к своему ребенку;
невыполнение родителями по тем или другим причинам своих обязанностей по отношению к своим детям;
длительное отсутствие родителей;
ограничение родителей в родительских правах. Решение принимается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями или с одним из них опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей или одного из них не зависящим;
лишение родителей родительских прав. Оно выступает законодательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребляющими родительскими правами.
Слайд 9Социально-педагогическое сопровождение развития ребенка в трудной ситуации может рассматриваться как сопровождение
отношений, их развитие, коррекция, восстановление.
Все большее значение приобретают представления о социально-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности социального педагога, направленной на создание социально-педагогических условий для эффективного обучения и психологического развития ребенка.
Слайд 10Целью социально-педагогического сопровождения является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с
нормой развития в этом возрасте.
Специалист по социально-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение
Слайд 11
Методом сопровождения понимается способ
практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежат четыре этапа:
Диагностика сущности возникшей проблемы.
Информация о сути проблемы и путях ее решения.
Консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы.
Первичная помощь на этапе реализации плана решения.
Слайд 12Организация социально-педагогического сопровождению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в условиях
МБДОУ №48 «Росток», город Сургут ХМАО – Югры
Задачи работы в сенсорной комнате: стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений, коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы (страхи, тревога, нарушение коммуникативных навыков), развитие общей и мелкой моторики, коррекция двигательных нарушений, снятие эмоционального и мышечного напряжений, развитие пространственных представлений, развитие воображения.
Рис. 1. – Результаты посещения детьми сенсорной комнаты
Слайд 13В комплексе с посещением сенсорной комнаты, проводятся занятия по сказкотерапии. Занятия
ведёт психолог, специализирующийся на чтении сказок с психотерапевтическим эффектом.
С детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, проводятся занятия песочной терапией.
Цель песочной терапии состоит в создании ребёнку игровой атмосферы безопасности и комфорта, в которой он мог бы лучше понимать себя и конструктивно справляться с возникающими трудностями.
Задачей песочной терапии является постепенное и безболезненное осознание причин проблем и внутренних ресурсов ребёнка, с помощью которых можно было бы справиться с этими проблемами.
В социально-педагогическое сопровождение детей также входят познавательно-развлекательные мероприятия: поездки в экскурсии и в местные музеи. Для детей и их родителей проводятся праздничные или тематические концерты, посвященные соответствующим событиям. Иногда детский сад посещают группы студентов или волонтёров. Они устраивают внеплановые праздники и весёлые мероприятия.
Слайд 14Помимо всего вышеперечисленного на территории дошкольного учреждения функционируют детские площадки для
игр на улице, физкультурный зал. Наблюдения и анализ поведения группы детей (22 ребёнка от 4 до 6 лет разного пола), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, позволили выявить этапы их адаптации к условиям учреждения. Диаграмма отражает результаты листов наблюдения в период адаптации детей к условиям учреждения:
Рис. 2. – Итоги адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, к условиям дошкольного учреждения
Слайд 15Спасибо за внимание!
Анализируя опыт деятельности МБДОУ №48 «Росток», город Сургут ХМАО
– Югры по сопровождению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, мы пришли к выводу, что иногда несогласованность целей и действий специалистов, а также их ориентированность больше на проведение диагностических исследований, чем на проектирование и коррекцию проблем ребёнка, может снижать эффективность социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.