Слайд 1Организация развивающей
предметно-пространственной
образовательной среды
Гайченко Светлана Владимировна
Слайд 2В чем особенности проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса?
Комплексно-тематический характер планирования предполагает
комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей при единстве содержания, объединенного одной темой. Одной из ведущих форм комплексно-тематического планирования выступает проект
Слайд 3В чем особенности проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса?
Первый показатель проекта —
это наличие общей темы. При формулировании темы проекта необходимо следовать принципам проблемности, доступности, привлекательности и личной значимости темы для детей, обобщенности и содержательности в зависимости от возраста
воспитанников
Слайд 4Алгоритм проектного планирования
Тема проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Предварительная работа (планируется в случае
необходимости).
Содержание (расписывается по этапам проекта).
Слайд 5Этапы проектного планирования
Мотивационный этап
Проблемно-деятельностный этап
Творческий этап
Слайд 6Проблемно-деятельностный этап
Слайд 7Что такое развивающая среда?
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека,
называется средой
В самом широком (социальном) контексте среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс становления личности, понимаемый как социализация.
Среда развития ребенка — это пространство его жизнедеятельности, те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении
Слайд 9Показатели развивающей
предметно-пространственной среды
— положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость,
желание посещать детский сад;
— включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, способность выбирать занятия по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов;
— высокая продуктивность детской деятельности, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня;
— отсутствие частых конфликтов между детьми;
— спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но в то же время хорошо различим
Слайд 11Какие функции выполняет развивающая среда?
— Развивающая функция среды;
— Стимулирующая функция;
— Информационная
функция;
— Функция сохранения психологического здоровья;
— Воспитывающая функция среды;
— Организационная функция
Слайд 12Из каких компонентов проектируется предметно-развивающая среда детского сада?
предметно-пространственная среда для каждого
дошкольного учреждения проектируется на основе:
реализуемой в детском саду образовательной программы;
требований нормативных документов;
материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);
предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
общих принципов построения предметно-пространственной среды
Слайд 13Комплексное занятие , посвященное дню рождения Ани (у девочки травма позвоночника).
Слайд 16Из каких компонентов проектируется предметно-развивающая среда детского сада?
Для повышения качества образования,
построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является основная образовательная программа (педагогическая идея), которой руководствуется образовательное учреждение
Слайд 18Концептуальная модель предметно-пространственной развивающей среды включает три компонента:
— предметное содержание,
— его пространственную организацию и
— их изменения во времени
Слайд 22
К предметному содержанию относятся:
— игры, предметы и игровые материалы, с которыми
ребенок действует преимущественно самостоятельно или совместно со взрослым и сверстниками;
— учебно-методические пособия, используемые взрослым в процессе обучения детей;
— оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (мольберты, кукольный игровой уголок, ковролины, горки и лесенки для развития движений и пр.)
Слайд 23Строить Понимающий Мир – здесь, сегодня, сейчас…
В. Леви
Слайд 24
— Предметное содержание должно быть определенным образом организовано в пространстве, что
обеспечит его активное освоение детьми.
Изменения предметного содержания и его пространственно-временного размещения необходимы для стимулирования детской активности, учета происходящих в ребенке трансформаций, связанных с его ростом и развитием
Слайд 27Три компонента (предметное содержание среды, его пространственная организация и изменения, вносимые
в среду), с одной стороны, составляют основу любой образовательной среды любого образовательного учреждения, а с другой — обеспечивают высокую степень вариативности развивающей среды
Слайд 31Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения
Принципиально неверно прилагать усилия только для
оформления и организации отдельного помещения групповой комнаты, не меньше внимания следует уделить обустройству других помещений. Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада (гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов — коридоров и рекреаций, физкультурного и музыкального залов, изостудии и театрального зала, «комнаты сказок» и зимнего сада, лаборатории и творческих мастерских, компьютерного класса, участка)
Слайд 44Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения
Вся организация педагогического процесса детского сада
предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Способность детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни. Дошкольное учреждение должно принадлежать не только взрослым, но и детям. Им должны быть доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых
Слайд 47Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения
1 шаг. Сформулируйте цели и задачи
работы. Для этого проанализируйте образовательную программу группы детского сада. Формулирование задач помогает определить приоритетные направления развития ребенка и обозначить некоторые особенности подбора предметов для организации предметно-пространственной среды группы и детского сада.
2 шаг. Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы с детьми (отражены в текстах программ), выпишите на листе бумаги:
— учебно-методические пособия, необходимые для воспитания и обучения;
— игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности;
— специальное оборудование для детских видов деятельности
Слайд 50Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения
3 шаг. Ориентируясь на список, составьте
перечень дополнительного оборудования, предназначенного для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и пр.). При необходимости определите задачи пополнения предметно-пространственной среды в ближайшем будущем (исходя из принципа необходимости и материальных возможностей).
4 шаг. Определите пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевальной, умывальной и других комнатах), придерживаясь принципа нежесткого центрирования. Целесообразно это сначала сделать схематично на листе бумаги и только после определения оптимального варианта расставить оборудование в помещении.
Слайд 53ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Перспективы дальнейшей педагогической деятельности предусматривают исследование и
детальную разработку проектирования развивающей среды через следующие технологические шаги
Слайд 54Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения
5 шаг. Поместите мебель и крупное
оборудование согласно плану-схеме. Наполните оборудование игровыми материалами, необходимыми в первые 2–3 месяца работы.
Эти шаги желательно сделать еще до прихода детей в группу.
6 шаг. Изучите интересы, предпочтения, особенности детей группы (на основе беседы с детьми и родителями, анкетирования родителей) и внесите коррективы в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей. С этой целью можно и нужно привлечь детей в посильной для них форме к оформлению среды группы.
Например, можно совместно с детьми средней группы оформить кукольный игровой уголок. Дети старшей группы могут нарисовать значки на полках и играх, чтобы за каждой игрой, пособием было четко закреплено определенное пространство.
Слайд 55Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения
7 шаг. Продумайте последовательность внесения изменений
в предметно-пространственную среду в течение года, учитывая при этом содержание образовательной программы, предположительную динамику развития детей, приобретение новых игровых материалов. Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время —часть целого и поэтому служит целому, то есть всей организационно педагогической деятельности, и обеспечивает достижение поставленной цели — проектирование предметно-развивающей среды для обучения
и развития детей дошкольного возраста