Слайд 1
Организация и методика обучения подвижным играм в ДОУ
Слайд 2Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся
точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Слайд 3 Подвижные игры рассматриваются как основное средство и метод физического
воспитания. Они оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка: он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле и т.д. При этом активизируются дыхание, обменные процессы в организме, это, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Слайд 5Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности
ребенка в игре( игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений( игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию ( подвижные игры с правилами, спортивные игры).
Слайд 6В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр:
Сюжетные подвижные
игры – строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер.
Слайд 7 Несюжетные подвижные игры очень близки к сюжетным -
в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные действия всех участников игры.
Эти игры делятся на типы:
-перебежек, ловишек;
- игры с элементами соревнования( «Кто скорее добежит к своему флажку» и т.п.);
- игры – эстафеты ( «Кто скорее передаст мяч?»);
- игры с предметами (мячи, обручи, кегли).
Слайд 10Для маленьких детей используют игры-забавы
( «Ладушки», «Коза рогатая»).
Игры с элементами
спортивных игр рекомендуется проводить в старших и подготовительных группах дошкольного учреждения.
Слайд 11Методика проведения подвижной игры направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в
меру своих возможностей и владеющего разнообразными навыками ребенка. Под руководством воспитателя формируется творчески мыслящий человек, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать творческие трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Слайд 12 Обязательным условием проведения подвижной игры является учет индивидуальных особенностей
каждого ребенка.
В методике организации и проведения подвижных игр определены следующие этапы:
выбор игры;
подготовка к проведению игры;
проведение игры (руководство процессом игры);
подведение итогов игры.
Слайд 13Выбор игры зависит от педагогических задач, которые ставятся перед занятием. Подбор
подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.
Слайд 14Важно правильно организовать игру в соотношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра
может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы проведения организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения.
Ознакомление с игрой проводится четко, лаконично, образно и продолжается 1,5 -2 минуты.
Объяснение сюжетной подвижной игры дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.
Слайд 15
Объясняя несюжетную подвижную игру педагог раскрывает последовательность
игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположение играющих, игровые атрибуты, используя пространственную терминологию ( в младших группах с ориентиром на предмет, в старших – без него). Затем с помощью вопросов педагог проверяет как дети поняли игру.
Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования.
Слайд 16Объединяя играющих в группы, команды, педагог должен учитывать физическое развитие и
индивидуальные особенности детей. С помощью считалок выбирают водящих. Произведение в хорошем исполнении считалки вырабатывает чувство ритма. Считалка несет познавательную, эстетическую, этическую функции, и вместе с играми способствует физическому развитию детей.
Слайд 17Подведение итогов игры. Игра прекращается, как только у игроков появляются первые
признаки утомления и снижается интерес. Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму.
Слайд 18Подготовка места для игры:
- в первую очередь очистить игровую площадку;
-
подготовка инвентаря: инвентарь продумываем и подготавливаем заранее, подбор осуществляем исходя из педагогической целесообразности;
- разметка площадки: на игровой площадке заранее делаем яркие разметки, линии границ намечаем в 3 метрах от препятствий ( стен, деревьев):
- расстановка играющих: указать играющим такое место, чтобы им хорошо было видно и слышно водящего.
Слайд 20Планирование подвижных игр.
При подборе игры следует учитывать
предыдущую и последующую деятельность детей.
На прогулке проводятся 2 игры: подвижная и спокойная.
Общая длительность игр составляет в младшей группе 5-6 минут, в средней – 6-8 минут, в старшей и подготовительной – 8- 10 минут.
Игра повторяется в течении недели 4- 5 раз.
Слайд 21
Русские народные подвижные игры в детском саду.
Слайд 22Игры, которые дети заимствуют друг у друга, младшее поколение от более
старшего, созданы народом, также как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они называются народными.
Русские народные подвижные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
Слайд 23Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр отвечают национальным особенностям,
выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство формирования духовной личности.
В национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками, обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей.
Слайд 24
Оздоровительные возможности подвижной игры.
Слайд 25 1. Усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций, вовлечение
всех мышечных групп в работу, усиление кровообращения.
2. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию.
3. Подвижная игра способствует развитию моторики ребенка, уменьшению заторможенности, умению соразмерять движения в соответствии с задачей, использование разнообразных действий и движений в игре.
Слайд 263. Активируется работа легких, что способствует насыщению организма ребенка кислородом, повышение
общего жизненного тонуса.
4.Активизируется деятельность всей двигательной области коры головного мозга.
5. Выполнение движений в разных игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации движений детей, ориентировки их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности.
Слайд 277. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных, игр тесно связан с
положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.
Слайд 28 Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей
совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, метание, переноску груза и т.д., и поэтому являются наиболее универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.