Слайд 1
Организация гендерного воспитание детей старшего дошкольного возраста
в игровой деятельности
Презентацию
подготовила:
Воспитатель МКДОУ
д/с № 11 г. Пласта
Меховова Е.В.
Слайд 2Гендер - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и
включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками и девочками.
Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Формирование гендерной устойчивости обусловлено - социокультурными нормами и зависит от:
а)характера родительских установок;
б)воспитания ребенка в ДОУ.
В возрасте от 4-7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменится – мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Отсутствие дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам, сказывается на поведении и поступках детей.
Слайд 3
Наблюдая за воспитанниками нашей группы, было замечно, что многие девочки лишены
скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Проблема воспитания и обучения детей в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы с дошкольниками.
Слайд 4
Для формирования у детей позитивной полоролевой идентичности были поставлены следующие
задачи:
Формирование полоролевых знаний, развития умения использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.
Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков ( смелость, решительность, выносливость.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание).
Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположенному полу.
Создания картотек игр различного направления :
- Народные подвижные игры;
- Дидактические игры;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Игры-беседы.
Слайд 5Усвоение гендерной принадлежности детьми дошкольного возраста происходит прежде всего в игре.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность определяющая развитие физических и моральных сил ребёнка. Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие, запоминающие образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально – нравственных представлений личности и её развитие в целом. Поэтому совсем немаловажно, в какие игры играют дети. Ведь именно через игры им легче понять мир взрослых, именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения.
Слайд 6Подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделялось
особое внимание . В группе были созданы зоны для игр мальчиков и девочек, у них отдельные игровые уголки, которые позволяют им не мешать друг другу в процессе игры.
Мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, предпочитают шумные, игры, наполненные движениями . В игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому надо не прерывать их игры, а лишь направить игры мальчиков в нужное русло.
Слайд 7В уголке мальчиков находятся кубики, конструкторы, различной величины машины, атрибуты пожарника,
полицейского, автослесаря, слесарные инструменты , которые позволяют мальчикам играть в такие игры, как «Автомастерская», «Строитель», «Пожарные», «Заправка», , «Автомойка». «Космос», «Моряки», «ПДД», игры с конструктором.
Слайд 8Играя в эти игры, мальчики учатся крутить гайки, чинить машины, чувствуют
себя взрослыми, узнают о правилах дорожного движения и основах водительской этики, о назначении различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей.
Игры способствуют воспитанию эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности
Слайд 9Сюжетно – ролевые игры для девочек носят преимущественно спокойный характер, и
рассчитаны на близкое зрение. Им достаточно маленького уголка, где они раскладывают своё «богатство». Они предпочитают игры на семейно-бытовые темы
В уголке девочек есть парикмахерская, кухня, наборы столовой, чайной посуды, постели, уголок ряженья , куклы. Девочки учатся сервировать стол, любят наряжаться, учатся заплетать косички, делать прически, играть в такие игры, как: «Салон красоты», «Дочки – матери». «Кукла заболела»
Слайд 10В играх воспитывается любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, девочки
учатся быть женственными, добрыми, ласковыми.
Слайд 11В совместных играх, таких как: «Парикмахерская» (имеется альбом женских и мужских
причесок), «Летчики»(мальчики – пилоты, девочки – стюардессы», «Магазин»(мальчики носят корзинки с продуктами), «Почта»(мальчики привозят посылки на машине и разгружают), «Поездка на автобусе» (мальчик - шофер, девочка – кондуктор», «Кафе»(дети отмечают дни рождения. праздники), «Сбербанк», «Тур. агентство», воспитывается культура взаимоотношения между мальчиками и девочкам, формируются представление о семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах.
Слайд 12Сюжетная игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения
к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.
Слайд 13Игры «Пожелания», и «Какой ты».
Дети стоят по кругу в руках
играющих сердечко, передавая его друг другу, говорят свои пожелания: «Я желаю тебе...» и озвучивают то, что они желают своему другу или подруге, или в случае второй игры дают характеристику своего соседа по игре, отмечают характерные черты мальчиков и девочек.
Игра «За что нам нравятся мальчики и девочки» формирует у детей понятие о положительных чертах характера мальчика и девочки.
«Что умеют руки мальчиков?», «Что умеют руки девочек?»… «Мужские и женские имена», «Назови самую смелую профессию» Учить детей быть внимательными друг к другу.
Слайд 14Словесные игры и дидактические игры
Игры – беседы:
«Благородные поступки» формирует понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
«Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?». Дети рассказывают про своих родителей, о своей семье.
«Кто я в семье » формируются представления о родственных связях, учатся правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра, племянник, племянница, двоюродный брат и т. д.
«Как я дома помогаю? »Эта игра помогает формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков, воспитывает желание оказывать помощь людям.
Игра «Давайте говорить друг другу комплименты». Через эту игру учатся быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола, закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Игра «Что кому принадлежит?»
Цель игры: Одеть мальчика и девочку. Развивать умение находить характерные отличия от внешнего облика мальчика и девочки.
Слайд 15Хороводные игры: «Медведь», »Ручеек», »Вейся. вейся капуста», «Шла коза по лесу»,
игра – инсценировка «Огород» способствуют формированию дружеских взаимоотношений между детьми.
Слайд 16Работа с родителями
Гендерное становление человека происходит в течении всей жизни и
в разных социальных институтах, наиболее влиятельна из них семья . Важнейшие агенты гендерной социализации в семье- личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели, пол родившегося ребенка, представление родителей о том каким должен быть ребенок данного пола, чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего сами должны соответствовать этой роли, принятой в обществе, понятие мужественности и женственности.
Задача воспитателя подобрать для родителей и донести до них в удобной форме необходимую информацию, приобщить родителей к работе в этом направлении, включить их в деятельность образовательного учреждения.
Были подготовлены следующие консультации:
Консультации: «Гендерное воспитание в семье»,
«Будущий мужчина», «Будущая женщина».
Папка – передвижка «Роль семьи в воспитании детей».
Слайд 17Привлекали родителей к участию в различных мероприятиях, проводимых в ДОУ:
-
праздники- для мам («День матери», «8 марта»),
- для пап («23 февраля»).
Слайд 18Родители принимали участие в создании развивающей среды. Папы помогли изготовить атрибуты
для игры «Моряки», мамы- «Кафе», «уголок ряженья».
Личный пример благополучной семьи является очень действенным методом педагогического просвещения родителей.
В группе появились альбомы о семье, профессиях родителей , родословности семьи.
Слайд 19Работа проводимая в д/с ,
поддерживается и продолжается родителями
Слайд 20В результате проведенной работы расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о
содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему.