Презентация, доклад на тему Онтогенез и дизонтогенез речевой деятельности

Содержание

Онтогенез речи – весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

Слайд 1Онтогенез и дизонтогенез речевой деятельности

Онтогенез и дизонтогенез речевой деятельности

Слайд 2Онтогенез речи –
весь период формирования речи человека, от первых его

речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.
Онтогенез речи – весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния,

Слайд 3Дизонтогенез речи –
(dys - греч. приставка, означающая «отклонение от

нормы» + греч. ontos -сущее, существо + греч. genesis - отклонение от нормального хода речевого развития.
Дизонтогенез речи –  (dys - греч. приставка, означающая «отклонение от нормы» + греч. ontos -сущее, существо

Слайд 4Этапы формирования речи: доречевой (до 1г.) речевой (после 1г.)
Доречевой период:
1 подпериод 3 мес.

– 6 мес.
2 подпериод 6 мес. – 12 мес.
2,5мес. – 3мес. «комплекс оживления», начинает активно реагировать на мир (в виде улыбки, реакции глазами, мимикой), начинается его голосовая активность.

Этапы формирования речи: доречевой	(до 1г.)		речевой (после 1г.)Доречевой период: 1 подпериод 3 мес. – 6 мес. 2 подпериод

Слайд 53 мес. – 6 мес. Гуление
Нельзя понять, на каком языке ребенок «говорит».

Важно наблюдать, как ребенок эмоционально включается. Если есть органическое поражение ЦНС гуление может не возникать вовремя.
К 6 мес. гуление должно заканчиваться и начинаться лепет, а ребенок все еще молчит или не смотрит вам в глазки, взгляд у него абсолютно рассеянный. Если нет активного голоса, либо голос вялый, хриплый, уставший, это может свидетельствовать о сбоях в работе ЦНС.
!!! Необходимо обратиться к специалисту (педиатр, невропатолог, логопед и др.).

3 мес. – 6 мес. ГулениеНельзя понять, на каком языке ребенок «говорит». Важно наблюдать, как ребенок эмоционально

Слайд 66 мес. – 1 год Лепет.
Начинают формироваться лепетные цепочки (на том языке,

на котором разговаривают близкие.) Набор слогов, сначала однородные (ма-ма-ма-ма-ма), после неоднородные (ва-ва-да-ва-да) К 12 мес. они укорачиваются и из этой длинной цепочки получается слово
!!! Если лепета нет – повод обратиться к специалисту. Важно проверить слух ребенка, обратившись к сурдологу.
В этот период ребенок ориентируется не на содержание, а на интонацию, пытается распознать, как взрослый к нему относится.
Это период активного развития фонетического слуха, импрессивной речи.
6 мес. – 1 год Лепет.Начинают формироваться лепетные цепочки (на том языке, на котором разговаривают близкие.) Набор

Слайд 71 год – 1 год 6 мес.
Лепетная цепочка должна превратиться в

двусложное слово с ударением на первый слог. Примеры: мама, папа, баба и т.п.
1г – 1,6 г идет скачок в речевом развитии ребенка: словарный запас составляет 8-12 слов.
Понимает простые инструкции: Где мама?
Тренировка артикуляционного аппарата ребенка (губ, языка, щек, челюсти). Совершенствуются навыки глотания, активно грызет твердую пищу.
Хорошие навыки жевания и глотания являются залогом развития правильной речи. И наоборот, если ребенок употребляет пищу в жидком или протертом виде, мышцы органов артикуляционного аппарата недоразвиваются, и как следствие мышечной слабости - нарушения произношения некоторых звуков.

1 год – 1 год 6 мес.Лепетная цепочка должна превратиться в двусложное слово с ударением на первый

Слайд 81 год 6 мес. – 2 года
Запас слов от 12

увеличивается до 150. Ребенок хорошо формулирует простую фразу. И в этой фразе начинает возникать вопросительная интонация: Где мама? Это говорит о том, что его развитие идет правильно. Он не просто выдает слово, но и общается. С точки зрения звукопроизношения добавляется много согласных звуков в, ф, г, к, х.
Примерно к 1,8г. – 1,10г. заканчивается формирование фонематической стороны речи (импрессивная речь).
1 год 6 мес. – 2 года Запас слов от 12 увеличивается до 150. Ребенок хорошо формулирует

Слайд 92 года – 3 года
Происходит колоссальный скачок. Словарный запас увеличивается от

200 до 1000 слов.
Если до 1,6 – 2 лет развитие речи у ребенка шло хорошо, а потом ребенок резко замолчал. И только спустя 6-9 мес. какие-то зачатки начали возвращаться, не надо ждать, что пройдет само.
Заблуждение, что речь началась, ребенок просто испугался собаки. Просто так или просто от испуга она не пропадает. Значит, что-то происходит в ЦНС, в развитии ВПФ, необходимо приложить все усилия для повторного запуска речи, обратившись к логопеду, невропатологу.

2 года – 3 годаПроисходит колоссальный скачок. Словарный запас увеличивается от 200 до 1000 слов.Если до 1,6

Слайд 10Формирование фонетики
Звуки раннего онтогенеза: гласные а, о, у, и; согласные м,

п(б), м’(д’), н’, к, г, х
Звуки среднего онтогенеза: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’
Звуки позднего онтогенеза: с, с’, з, з’, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, р’.
Формирование фонетикиЗвуки раннего онтогенеза: гласные а, о, у, и; согласные м, п(б), м’(д’), н’, к, г, хЗвуки

Слайд 11ПРИЗНАКИ РИСКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
После 1,6г. – отсутствие или очень малый пассивный словарь
Отсутствие

специфического детского словаря:
Язык нянь
- лепетоподобные слова баба, деда, бай-бай, бо-бо
- звукоподражательные мяу, ням-ням, тик-так
Протослова фа-горячо
Застывшие фразы биби – баба Ира

ПРИЗНАКИ РИСКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯПосле 1,6г. – отсутствие или очень малый пассивный словарьОтсутствие специфического детского словаря:Язык нянь- лепетоподобные

Слайд 12Отсутствие лексико-семантических сверхгенераций
распространение сферы использования слова: дяка (ягода) – яблоко, персик,

слива;
требование сделать что-нибудь: дай бай-бай мама, т.е. хочу спать с мамой

Отсутствие лексико-семантических сверхгенераций  распространение сферы использования слова: дяка (ягода) – яблоко, персик, слива; требование сделать что-нибудь:

Слайд 13Отсутствие коммуникативных жестов
Пока-пока
Привет
Воздушный поцелуй и др.

Отсутствие коммуникативных жестовПока-покаПриветВоздушный поцелуй и др.

Слайд 14После 2 лет
Если очень мал или ограничен запас того, что мы

перечислили в период от 1,6.

Появляется фраза. Отсутствие двусловных высказываний Мама, гулять. Книжка читать.
После 2 летЕсли очень мал или ограничен запас того, что мы перечислили в период от 1,6.Появляется фраза.

Слайд 15После 2,6 лет
Большой разрыв между активным и пассивным словарем (ребенок понимает,

а сказать не может)
Использование языка нянь (в норме появляются граматизированные предложения, он перестает пользоваться звукоподражением)
Предложения телеграфного стиля Мама бай. Папа ням-ням. (т.е. без грамматического оформления, слова стоят в начальной форме)

Слоговая элизия – сокращение слогов в слове носки – ки, молоко – моко (гласный – слогообразующий элемент!, важно, чтобы оставался ударный слог) верблюд
После 2,6 летБольшой разрыв между активным и пассивным словарем (ребенок понимает, а сказать не может)Использование языка нянь

Слайд 16После 2,6 лет
Замена гласных
гулять – гиять
хомячок – саматяк

гусь – гось
деда – дида
Гласные звуки – звуки раннего онтогенеза!
После 2,6 лет Замена гласных гулять – гиять хомячок – саматяк гусь – гось деда – дидаГласные

Слайд 17После 3 лет
Отсутствие предлогов
Гуляю мама (гуляю с мамой)
А масине (на

машине)
После 3 лет Отсутствие предлогов	Гуляю мама (гуляю с мамой)	А масине (на машине)

Слайд 18После 3 лет
Отсутствие формообразовательных инноваций
Устранение чередования согласных:
посидю, находу (нахожу),

поскаку (поскачу), гладу (глажу), ухи (уши)
Устранение беглых гласных:
Перецы, у львёнока, огуреца, рота, на ковёре, терёшь на тёрке
Так ребенок осваивает языковой механизм. Это норма.
После 3 летОтсутствие формообразовательных инноваций Устранение чередования согласных: посидю, находу (нахожу), поскаку (поскачу), гладу (глажу), ухи (уши)

Слайд 19После 3 лет
Длительное сосуществование предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных
Кататься

на лыжах и коньки.
Нарисовал хвост у петуха и слон.
Грамматическая форма у ребенка не приобрела своего обобщения, не произошла систематизация этих языковых форм, правильно использует ребенок эту форму случайно. В норме ребенок уже усваивает грамматику родного языка.
После 3 летДлительное сосуществование предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных Кататься на лыжах и коньки. Нарисовал хвост

Слайд 20Патологические, аномальные ошибки, не свойственные детям с нормальным речевым развитием
Воспроизведение слова

только через гласные
Ауа – бабуля
Уа – кукла
Иа – киса
Последовательная замена всех звонких согласных глухими (и наоборот), а также всех мягких твердыми (и наоборот)
Папушка – бабушка
Дёдя – тётя
Лала – ляля
Сябякя – собака

Патологические, аномальные ошибки, не свойственные детям с  нормальным речевым развитием Воспроизведение слова только через гласные	Ауа –

Слайд 21Патологические, аномальные ошибки, не свойственные детям с нормальным речевым развитием
Сравните:
Иду мамой
Иду

с мама
Второй вариант – патологическая ошибка.
Дисгармония развития различных компонентов языка: достаточно хорошо формируется лексика (активно накапливает слова), но запаздывает (отстает от нормы) формирование грамматической системы языка, т.е. он не может использовать эти слова в грамматически оформленном предложении, т.е. он будет употреблять предложения телеграфного стиля.
Патологические, аномальные ошибки, не свойственные детям с  нормальным речевым развитием Сравните:	Иду мамой	Иду с мамаВторой вариант –

Слайд 22Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть