Слайд 1Обучение младших школьников решению нестандартных математических задач
(материал для групповых занятий)
Презентация
составлена
учителем начальных классов
МБОУ «СОШ №45» г. Калуги
Васильевой Е.Ю.
Слайд 2Занятие 1.
1. Миша, Сергей и Володя участвовали в математической олимпиаде. При
обсуждении того, кто из них может оказаться победителем, были высказаны такие мнения:
Миша и Сергей.
Миша и Володя.
Сергей, но не Володя.
Оказалось, что двое из ребят получили дипломы победителей. Кто из них стал победителем олимпиады, если из трех предложений одно истинно, другое – частично, третье – полностью оказалось ложным?
Слайд 32. Антон, Володя и Юра пришли в гости к Мише. Они
долго беседовали о том, как им удалось провести каникулы.
-Ну, Боков, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.
О еще как, - ответил Боков, - могу теперь потягаться в плавании с тобой и Антоном.
Посмотрите, какую коллекцию марок я собрал, - сказал Петров и достал из шкафа альбом с марками.
Всем, особенно Лукину и Антону, марки очень понравились. А Самохин обещал показать товарищам собранную им коллекцию наклеек. Определите имя и фамилию каждого мальчика.
Слайд 43. Учитель проверил работы 3 учеников – Алексеева, Васильева и Сергеева,
но не захватил их с собой. Ученикам он сказал: «ВЫ все написали работу, причем получили различные оценки (3,4,5). У Сергеева не 5, у Васильева не 4, а вот у Алексеева, по-моему,4.
В последствии оказалось, что учитель ошибся, одному ученику он сказал верно оценку, а другим неверно. Какие оценки получил каждый ученик?
Слайд 5
4. Три брата имеют звания: капитана, старшины и сержанта. Из трех
утверждений:
Алексей старшина.
Владимир не старшина
Семён не сержант
есть одно верное. Какие звания у братьев?
Слайд 65. Сколькими нулями заканчивается произведение:
1*2*3*4*5*6*…….*16
Слайд 76. Сколько всего дедушек и бабушек было у всех ваших бабушек
и дедушек?
Слайд 87. На острове находятся 4 государства. Каждое из них граничит с
тремя другими. Нарисуйте карту этого острова.
Слайд 9Занятие 2
Можно ли из чисел 1, 1, 1, 3, 3, 3,
5, 5, 5, 7, 7, 7 выбрать пять чисел, сумма которых равнялась бы 20?
Монету бросают три раза. Сколько различных последовательностей «орлов» и «решек» можно при этом получить?
Слайд 103. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас
и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Куда налита какая жидкость?
Слайд 114. Трое имели некоторое количество денег: у первого и второго вместе
– 70 рублей, у второго и третьего – 230 рублей, у первого и третьего – 170 рублей. Сколько денег было у каждого?
Слайд 125. Мальчик написал на листке число 86 и передал своему другу:
«Не производя никаких записей, увеличь это число на 12 и покажи ответ».
Не долго думая, товарищ показал ответ. А вы сумеете это сделать?
Слайд 136. Расшифруйте запись:
гав
+ ав
гга
Слайд 147. Из шести спичек сложите четыре треугольника.
Слайд 15Занятие 3
1. В коробке лежат геометрические фигуры: треугольники, квадраты и круги.
Всего 24 фигуры. Треугольников в 7 раз больше, чем квадратов. Какое возможное число каждой из фигур лежит в коробке?
Слайд 162. 12 корзин с яблоками и 14 корзин с грушами весят
6 ц 92 кг. Причем вес одной корзины груш на 10 кг меньше веса одной корзины яблок. Сколько весят по отдельности одна корзина груш и одна корзина яблок?
Слайд 173. Как разрезать прямоугольник, длина которого 9 см, а ширина 4
см, на две части, из которых можно сложить квадрат?
Слайд 184. При наборе телефонного номера своего друга вы забыли последние три
цифры. Удалось вспомнить, что каждая из них меньше 4 и они не повторяются. Сколько попыток набора номера вам придётся сделать в самом худшем случае?
Слайд 195. В записи 123456789 поставьте между некоторыми цифрами знаки + или
– так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 100.
Слайд 20Занятие 4
1. Вася должен прочитать занимательную книгу по математике за 3
дня. В первый день он прочёл полкниги, во второй – треть оставшихся страниц, а в третий день прочитал количество страниц, равное половине страниц, прочитанных за первые два дня. Успел ли Вася прочесть книгу за 3 дня?
Слайд 212. Известно, что длины сторон прямоугольника АBCD соответственно равны : АВ=18
см, ВС= 36 см. Точки Е и F соответственно являются серединами сторон ВС и АD. Найди площадь четырехугольника AECF.
Слайд 223. Данная фигура состоит из 6 одинаковых квадратов. Ее периметр равен
84 см. Найдите чему равна площадь данной фигуры?
Слайд 234. Запишите последовательно в порядке возрастания по одному разу 6 первых-
чисел натурального ряда, которые делятся только на 1 и сами на себя. В полученном числе вычеркните половину цифр так, чтобы оставшиеся выражали наименьшее возможное число.
Слайд 245. Во сколько раз увеличится трехзначное число, если к нему приписать
такое же число?
Слайд 256. За победу в олимпиаде по математике команде вручили торт и
предложили тремя движениями большого ножа разрезать торт на восемь равных кусков. Как это сделать?
Слайд 26Занятие 5
1. Некий человек покупал масло. Когда он отдавал деньги за
8 бочек масла, то у него осталось 60 копеек. Чтобы заплатить за 9 бочек, ему не хватило 160 копеек. Сколько было у него денег?
Слайд 272. Если бы школьник купил 11 тетрадей, то у него осталось
бы 8 рублей, а на 15 тетрадей у него не хватает 12 рублей 24 копеек. Сколько денег было у школьника?
Слайд 283. Если задуманное число разделить на 5, затем от частного отнять
35, то в результате получится наименьшее трехзначное число. Найдите задуманное число.
Слайд 294. В коробке лежат: 7 синих и 5 красных шариков. Какое
наименьшее количество шариков необходимо вынуть, не глядя, чтобы среди них было, по крайней мере, 2 синих и 1 красный шарик?
Слайд 305. Прямоугольник, стороны которого 3 см и 4 см, содержит 12
равных клеток, площадь каждой из которых 1 кв. см. Найдите различные способы разрезания этого прямоугольника на две равные части, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток. (Способы разрезания считаются различными, если части, полученные при разрезании в одном способе, не были равны, полученным при другом способе)