Слайд 1Представление опыта работы воспитателя
Нигматуллиной Ильвины Фларитовны
на тему:
«Обучение дошкольников правильному звукопроизношению»
Слайд 2Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче
и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Выбор этой темы не случаен, ведь воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ :
Актуальность нашей работы обусловлена противоречием между достаточной разработанностью проблемы
в теории и стабильно сохраняющимся высоким процентом детей, имеющих недостатки в произношении, даже при выпуске в школу Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию. Осуществить такой объем работы можно лишь при условии квалифицированного, комплексного и систематического специального обучения дошкольников.
Слайд 4Цель работы:
выявление, теоретическое обоснование, экспериментальная проверка данных по формированию звукопроизношения
у детей дошкольного возраста.
Слайд 5
Объект исследования:
процесс формирования фонетической стороны речи у дошкольников.
Предмет исследования: педагогические
условия формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Слайд 6Гипотеза исследования:
процесс формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста будет
протекать эффективнее, если:
- использовать средства, методы и приемы, обеспечивающие формирование предпосылок правильного звукопроизношения;
- в работе по формированию звукопроизношения учитывать принцип поэтапного введения отрабатываемых звуков в самостоятельную речь дошкольника
Слайд 7Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы на основе анализа психолого-педагогической и
методической литературы.
2. Выявить и экспериментально доказать эффективность использования средств, методов и приемов для развития правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
3. На основе проведенного экспериментального исследования разработать методические рекомендации по обучению детей правильному звукопроизношению.
Слайд 8Описание и постановка экспериментальной работы:
Изучение теории вопроса о проблеме звукопроизношения детей,
определило необходимость экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа:
1 этап: выявление уровня сформированности звукопроизношения.
2 этап: формирование звукопроизношения у дошкольников.
3 этап: выявление эффективности работы по формированию звукопроизношения у дошкольников.
Слайд 9Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, что большинство детей испытывают
трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных (свистящие, шипящие, сонорные). Это связано с тем, что у дошкольников в 5 лет еще недостаточно закреплены отдельные звуки, они не умеют определять их на слух. Речевое дыхание характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Недостаточная подвижность отдельных органов артикуляционного аппарата является причиной нарушениями со стороны звукопроизношения, от его состояния зависит внятность и чистота речи.
Слайд 10
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента мы разработали содержание и методику
работы по обучению детей правильному звукопроизношению, подобрали и систематизировали игры, игровые упражнения .Нами был составлен перспективный план по обучению детей правильному звукопроизношению, который включает следующий комплекс задач: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков; развивать фонематический слух.
Слайд 11Большое внимание мы уделили играм на развитие слухового внимания у детей,
пальчиковые игры, организовали предметную среду для развития мелкой моторики пальцев рук, изготовили дидактические игры и подобрали упражнения.
Слайд 12Систематически проводила артикуляционную гимнастику, поясняла детям положение органов артикуляционного аппарата, старалась
выработать у дошкольников привычку не только слушать, но и выполнять по образцу.
Слайд 14. Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме,
связывая каждый звук с каким-то конкретным образом
Слайд 15Для развития речевого дыхания проводила игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков
ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек
Слайд 16
После проведения формирующего эксперимента, с целью выявления его эффективности был проведен
Слайд 17Гипотеза нашего исследования подтверждена и действительно возможно с помощью целенаправленной работы
повысить уровень развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.