Слайд 1Обучение детей составлению загадок
Слайд 2Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.
Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации)способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Слайд 3Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения
слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету.
Слайд 4Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать
выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Слайд 5Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
воспитание находчивости, сообразительности, быстроты
реакции;
стимуляция умственной активности;
развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
развитие сенсорной сферы.
Слайд 6 К загадкам первого уровня сложности относят:
загадки, основанные на перечислении
признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Слайд 7 Загадки второго уровня сложности включают:
загадки, в которых характеристика предмета дается кратко,
по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Слайд 8Загадками третьего уровня сложности являются:
метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают
в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
Слайд 9Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются:
предварительное ознакомление детей
с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;
уровень развития речи детей;
учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.
Слайд 10I способ
Какой?
На что похож?
а не
но не
как
Что это?
Методика обучения детей
составлению загадок ( по Кожечко А.Н.)
Слайд 11IIспособ
Что делает?
Кто (что) делает так же?
Слайд 12III способ
Какой?
Что делает?
На кого (что) похож?
Кто (что) делает так же?
серебро
Карлсон
птица
Слайд 13IV способ
(ПО ЦВЕТУ)
На кого (что) похож?
Чем отличается?
как
лягушка
огурчик
гусеница
но
не квакает
не овощ
прыгает
Слайд 14
Желтая, а не солнце.
С хвостиком, но не мышка.
Круглая, как колобок.
(репка)
Идет, а
не человек.
Стучит, но не молоток.
Поливает, как лейка.
(дождик)
Блестящий, а не серебро.
С мотором, но не Карлсон.
Летит, как птица.
(самолет)
Как лягушка, но не квакает.
Как огурчик, но не овощ.
Как гусеница, но прыгает.
(кузнечик)