Слайд 1
Образовательные здоровьесберегающие технологии и средства укрепления здоровья младших школьников на уроках
и во внеклассной работе
(из опыта работы)
Коровкина Л.В.,
учитель начальных классов
(специальных коррекционных) МОУ СОШ № 60
г. Ярославль
2015 г.
Слайд 2В большинстве случаев нашу жизнь сокращает наше невежество.
Герберт Спенсер, англ.
философ и социолог
Слайд 3Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих
учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание.
В.А. Сухомлинский
Слайд 4Здоровье и образование – ценности, стоящие в одном ряду как взаимовлияющие
и определяющие качество друг друга
Из Концепции модернизации
российского образования
Слайд 5Учителя – «пилоты» детского здоровья
Н.Черная,
гл.педиатр Ярославской обл.,
профессор
Слайд 6Авторские технологии и методики
Технологии В.И. Ковалько, В.Ф. Базарного
Практические методики И.В. Чупаха
Методические
рекомендации М.М. Безруких, В.Р. Кучмы, Н.К. Смирнова
Пособие по валеологии Г.К. Зайцева
Разработки психотехнических упражнений Н.В. Самоукиной
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
Слайд 7Цель
Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать
у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Слайд 8Средства здоровьесберегающих технологий
1. Гигиенические факторы
2. Средства двигательной направленности
3. Психокоррекционные средства
4. Оздоровительные
силы природы
Слайд 9Гигиенические условия
Чистота и порядок в классе
Нужное освещение
Температурный режим
Режим проветривания
Влажная уборка помещения
Цветовая
гамма
Рабочее место ученика
Слайд 10
Варианты позиций рабочих мест учащихся
(смена 1-2 раза в месяц)
«полусолнышко»
«подкова»
Слайд 11Рациональное нормирование учебной нагрузки
Расписание уроков
1. Ранговая шкала трудности предметов
(по Сивкову
И.Г., 1988)
2. Гигиенические рациональные характеристики школьного расписания
(по данным В.Р. Кучмы и др., 2000)
Слайд 12Распределение предметов по степени трудности в течение дня. 1 класс
Понедельник (25
Слайд 13Распределение учебной нагрузки
в течение недели. 1 класс
Слайд 14Ранец - 700 г
Учебные принадлежности
1,5 кг (1-2 кл.)
2,5 кг (3-4 кл.)
Письмо
департамента образования администрации Ярославской области № 01-10/1105 от 02.06.2004 г. «О нормативных документах по весу комплекта учебников и письменных принадлежностей»
Профилактика сколиоза
Слайд 15Питание детей
Родители должны знать, чем кормят их детей и вносить свои
коррективы в школьное меню
Знакомство детей с правилами питания
Ежегодные витаминные комплексы для детей (зимой и весной)
Конкурсно-игровая программа «Витаминная карусель» (3 класс)
Слайд 16Обучение детей приемам самомассажа от простуды (Уманская М.И., д.м.н.)
Массаж «волшебных точек»
Слайд 17Классный уголок на тему
«Я здоровье берегу – сам себе я
помогу»
Слайд 18Оздоровительные силы природы
«Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и
красное детство дано…»
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
Слайд 19Оздоровительные силы природы
Прогулки в ГПД
Экскурсии и походы
Дни здоровья на природе
Праздники радости
(музейные культурно-образовательные интерактивные программы)
Слайд 21«Праздники радости» в музее-усадьбе Н.А.Некрасова «Карабиха»
«Игры-потехи, забавы-утехи»
Катание на пневмосанях
Рождество в Карабихе
«Как на масленой неделе…»
«Семен-летопроводец»
День здоровья в Белкино
Слайд 22Двигательная активность учащихся (ДА)
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас
опять десятью минутами внимания»
К.Д. Ушинский (т.27, с.259)
Слайд 23«Малые» формы ДА учащихся
1. Гимнастика до уроков
2. Физкультминутки и физкультпаузы
3. Гимнастика
для глаз
4. Комплекс упражнений на мышечное расслабление (релаксацию)
5. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки
6. Динамическая перемена
За счет этого реализуется около 40% суточной нормы двигательной активности ребенка
Слайд 24Гимнастика до уроков 10 мин
Цель – подготовить ребенка к удержанию рабочей
позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание.
Комплекс меняется 2 раза в месяц.
Гимнастика до уроков ускоряет вхождение организма в работу, в учебную деятельность.
Слайд 25Минутки здоровья 1-2 мин
(две за урок)
Упражнения по формированию осанки
Упражнения по укреплению
зрения
Упражнения для восстановления дыхания
Повтор каждого упражнения от 3 до 5 раз
Слайд 26Упражнения перед выполнением письменных работ
Массаж кончиков пальцев
Массаж кончиков пальцев с грецкими
орехами
Упражнение «скалочка» (10-15 с)
покатать ручку между ладонями
покатать ручку между большим и указательным пальцами
Слайд 27Практическая методика профилактики близорукости
авт. И.В. Чупаха
Упражнения для глаз
Слайд 28Массаж точек мозга для поддержания высокого уровня работоспособности (по А.А. Уманской)
Эти
упражнения стимулируют биологически активные точки
Слайд 29Дыхательная гимнастика
Упражнения для восстановления дыхания.
Цель – научить детей правильному дыханию диафрагмой.
Дыхательная
гимнастика входит в комплекс «минутки здоровья»
Слайд 30Укрепление психологической стрессоустойчивости
(методы, приемы, формы)
1. Комфортное начало и окончание урока
2.
Релаксация. «Этюды для души»
3. Саморефлексия
4. Психокоррекционные игры
Слайд 32Паспорт здоровья
позволяет
Научить школьников самостоятельно анализировать показатели здоровья, уровень физического развития, тренированность
и двигательную активность
Сформировать навыки здорового образа жизни
См. Приложение
Слайд 33Самонаблюдение за своим здоровьем
(2 раза в год):
Измерение окружности грудной клетки
Измерение роста
Медицинское
обследование врачами- узкими специалистами
Результаты заносятся в паспорт здоровья, дается оценка и рекомендации специалистов для родителей.
Паспорт здоровья хранится в семье
Слайд 34Работа с внешкольными учреждениями по сохранению и укреплению здоровья детей
ДЮЦ
«Ярославич»
МУ «ЦИОМСИ» Дзержинского р-на г. Ярославля
Детская поликлиника больницы №4 г. Ярославля
Слайд 35Занятия в ЦИОМСИ
6 занятий в полугодие
Целевые тестовые исследования
«Твое отношение к
здоровью»
(1 полугодие, 3 класс)
«Уровень осведомленности учащихся 3 «Б» класса по проблемам сохранения своего здоровья и ведения здорового образа жизни является ДОСТАТОЧНО ВЫСОКИМ (100%)»
(МУ «ЦИОМСИ». Справка от 12.02.2015 г.)
Слайд 36Профилактическое лечение детей в детской поликлинике
б-цы №4 г. Ярославля
Лечение идет
10 дней
До обеда дети лечатся, во второй половине дня идут учебные занятия
Слайд 37В поликлинике дети получают медицинские услуги:
Лечебная физкультура в зале
Водные процедуры: жемчужные
ванны и душ Шарко
Физиотерапевтические процедуры: ингаляция, электрофорез
Массаж
Лечебное одеяло
Слайд 38Спасибо за внимание
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути-
Главнейшее
условие!
С.Я. Маршак