Слайд 1
Новые подходы к планированию
работы воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДО
Самигуллина
Л.Р., воспитатель МАДОУ №174 Московского района г.Казани
Слайд 2
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО )
ФГОС ДО представляет
собой совокупность
обязательных требований к дошкольному образованию.
В Стандарте учитываются возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации; четко прописаны основные принципы и задачи дошкольного образования.
Следовательно, Стандарт является основой для:
- разработки Программы ДОО;
- разработки вариативных примерных образовательных программ;
- разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
- объективной оценки соответствия образовательной деятельности ДОО
требованиям Стандарта;
- формирования содержания профессионального образования и
дополнительного профессионального образования педагогов, а также проведения их аттестации;
- оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей.
Слайд 3Планово-прогностическая функция
в целостной системе управления ДОО
Планирование и прогнозирование
– важнейшие стадии управленческого цикла на всех уровнях управления.
План - является основным и обязательным документом в деятельности как всей образовательной организации, так и каждого его сотрудника.
Я не ставлю своей задачей рассмотреть технологию планирования, (об этом написано много книг и пособий), мы только обозначим некоторые «Новые подходы к планированию работы руководителя, старшего воспитателя и воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДО»
Слайд 4Планово-прогностическая функция
в целостной системе управления ДОО
Планирование можно определить как деятельность участников
педагогического процесса ( руководителя, старшего воспитателя, воспитателя) по оптимальному выбору реальных целей и путей их достижения посредством способов, средств и воздействий, направленных на перевод организации в новое качественное состояние.
Функция планирование самая технологичная, конструктивная и методически насыщенная.
Слайд 5Планово-прогностическая функция
в целостной системе управления ДОО
Планирование будет эффективным, если соблюдаются три
главных условия:
объективная оценка уровня работы в момент планирования;
четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут;
выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей и получить планируемый результат.
Слайд 6Планово-прогностическая функция
в целостной системе управления ДОО
В деятельности каждого ДОО существует ряд
обязательных документов, которые составляют его нормативную базу:
программа развития;
образовательная программа;
годовой план работы.
Составление данных документов предполагает определенный алгоритм действий.
Слайд 7Документы,
составляющие нормативную базу ДОО
В качестве основного, целевого решения для всего коллектива
дошкольного образовательного учреждения выступает план работы на год и образовательная программа, а в качестве перспективного плана действий – программа развития ДОО.
Слайд 8Что такое ЦЕЛЬ?
В программах или планах всегда представлена цель.
“Благо везде
и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления цели всякого рода деятельности и отыскивания соответствующих средств, ведущих к конечной цели”.
(Аристотель)
“Наличие потребности и стремления в достижении будущего результата является одним из признаков понятия “цель”. Цель- это осознанный желаемый результат”.
(Третьяков П.И. “Оперативное управление качеством образования в школе” М.: Изд. Скрипторий, 2004 г. с. 212)
Слайд 9Определение целей и задач
Цель должна обладать пятью основными свойствами:
полнотой содержания, т.е.
определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности;
операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью);
временной определенностью;
реальностью (соответствием возможностям);
побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности).
Эти свойства цели как бы задают характеристику ожидаемому результату, которую можно будет проверить.
Слайд 10Определение целей и задач
Цели делятся на стратегические, тактические и оперативные.
Стратегические цели
и задачи формулируются на долгосрочный ожидаемый результат. Они представлены в концепции, в программе развития ДОО.
Тактические задачи определяют как промежуточные результаты. Эти задачи сформулированы в образовательной программа и годовом плане ДОО.
Оперативные задачи направлены на получение результата на текущий момент. В личном плане работы руководителя, воспитателя и плане работы творческой группы педагогов представлены оперативные задачи.
Слайд 11Связь целей и задач
с анализом достигнутых результатов
Любое планирование деятельности ДОО начинается
с анализа достигнутых раннее результатов работы коллектива.
Такой анализ помогает определить цели и задачи, наметить систему мероприятий по продвижению учреждения к развитию и совершенствованию образовательного процесса в ДОО.
Слайд 12Планирование работы воспитателя ДОО
С введением ФГОС ДО преобразуется сама форма организации
образовательного процесса, что естественно, предполагает необходимость пересмотра и формы планирования.
Выбор формы планирования крайне важен не только чтобы он был удобным для воспитателя, но и эффективным для организации образовательного процесса.
Слайд 13Рабочий журнал воспитателя ДОО
(Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. М.: ТЦ Сфера, 2013)
План
состоит из четырех разделов:
I раздел. Общие сведения ( в таблицах)
сведения о детях и родителях;
взаимодействие с семьями детей;
режим дня группы (холодный период года);
режим дня группы (теплый период года);
листок здоровья;
система закаливания в группе;
двигательный режим;
гимнастика;
результаты обследования речи детей;
индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи.
Слайд 14Рабочий журнал воспитателя ДОО
II раздел. Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми
Это планирование на месяц и недели с выбором тем. Схема включает следующие 6 разделов:
месяц разделен на недели;
события, праздники, традиции;
тема;
организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;
формы организации совместной деятельности педагогов с детьми;
взаимодействие с семьей.
Слайд 15Рабочий журнал воспитателя ДОО
III раздел. Перспективное планирование по видам детской деятельности
Представлено
в таблицах на месяц. Каждая таблица имеет свою специфику, что является хорошей подсказкой воспитателю.
двигательная;
игровая;
коммуникативная;
самообслуживание и элементарный бытовой труд;
познавательно-исследовательская;
конструирование;
изобразительная;
музыкальная;
восприятие художественной литературы и фольклора.
Слайд 16Рабочий журнал воспитателя ДОО
IV раздел. Планирование непосредственно-образовательной деятельности (НОД)
Первый лист
– Расписание НОД на I и II полугодия.
Последующие листы оформлены как еженедельный план работы, включающий два блока: содержание НОД и формы организации детей на прогулке.
Слайд 17О плане работы воспитателя
Хочется напомнить, что воспитатель вправе самостоятельно выбирать
форму написания плана своей работы с детьми и все же надеемся, что предложенная нами форма найдет своих почитателей.