Слайд 1Новое понимание учебного процесса в информационной образовательной среде
Харченко Ольга Игоревна
Учитель русского
языка и литературы
Слайд 2Основная цель информационной
образовательной среды
обеспечение перехода образования в новое
качество: в состояние,
соответствующее информационному обществу
Информационный характер современной
образовательной среды – одно из важнейших ее свойств, инвариантное вне зависимости от толкования этого понятия. Он создает предпосылки для универсализации средств и ресурсов межпредметной связи.
Слайд 3ФГОС. Информационно- образовательная среда
включает:
комплекс информационно -образовательных ресурсов на различных носителях
совокупность средств
обучения, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса
систему педагогических технологий
организационно-экономические и финансовые механизмы
кадровое обеспечение
Слайд 4ФГОС. Информационно- образовательная среда
обеспечивает:
содержательную, методическую, технологическую целостность образовательного процесса;
эффективную реализацию
ФГОС (планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, мониторинг);
сетевое взаимодействие участников образовательного процесса;
сетевое взаимодействие школы с другими организациями социальной сферы;
поддержку деятельности педагога.
Слайд 5Информационно – образовательная среда урока
Характеристики, обеспечивающие достижение планируемых образовательных результатов:
Гибкость;
Целостность;
Открытость;
Полифункциональность;
Вариативность;
Визуализация;
Интерактивность.
Слайд 6Информационно – образовательная среда урока
Позволяет реализовать:
Дидактические возможности инновационных педагогических технологий;
Эффективно организовать
индивидуальную и коллективную работу учащихся, обеспечивая целенаправленное развитие их самостоятельной и познавательной деятельности.
Слайд 7Профессиональная деятельность учителя в условиях работы в современной информационной образовательной среде
Слайд 8Требования образовательных стандартов
Выстраивая учебный процесс, учитель должен уметь:
управлять учебным процессом;
создавать и
редактировать электронные таблицы, тексты, презентации;
индивидуально и коллективно создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
Слайд 9работать с геоинформационными системами;
размещать, систематизировать и хранить материалы учебного процесса;
проводить мониторинг
учебного процесса и фиксировать результаты освоения основной образовательной программы общего образования;
использовать различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять дифференцированную подготовку к государственной (итоговой) аттестации.
Требования образовательных стандартов
Слайд 10Сегодня учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, ее
целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие учащегося.
Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащихся проблем.
Слайд 11Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной
деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования, личностным опытом, познавательными интересами и потребностями детей.
Характер взаимодействия участников учебного процесса отражается в принципах педагогики сотрудничества.
Слайд 12Принципы педагогики сотрудничества.
демократичность
открытость
альтернативность
диалогичность
рефлексивность
Слайд 13Роли участников учебного процесса
Ученик
Активный субъект
деятельности
Роли участников
образовательного
процесса
Организатор учебной
деятельности
Учитель
И
О С
Слайд 14Одним из важнейших условий, которые модулирует учитель, является создание для учащихся
затруднений в осуществляемой деятельности. Возникающая потребность в преодолении затруднений выводит ученика в рефлексию.
В новой информационной образовательной среде педагог становится носителем современного педагогического мышления основанного на принципах сотрудничества, профессионалом, который способен к проектированию и перепроектированию учебного процесса.
Слайд 15Формируем у школьника:
устойчивый интерес к учебе;
потребность в самообучении и саморазвитии;
умение самоопределяться
в учебной деятельности с осознанием личной ответственности;
потребность в коллективной работе, нацеленной на получение единого результата.
Слайд 16Роль педагога в учебном процессе
Участник проектной деятельности;
Разработчик или исполнитель образовательных проектов;
Проектировщик
учебных курсов;
Эксперт учебной деятельности учащихся;
Организатор педагогической поддержки учащихся;
Тьютор.
Слайд 17В новых условиях существенно меняется роль и характер профессиональной деятельности учителя.
В связи с этим педагогу следует знать дидактические принципы построения урока.
Дидактические принципы построения урока в информационной образовательной среде являются важным инструментом анализа планируемых образовательных результатов. В настоящее время конкретизировано и представлено на инструментальном уровне содержание принципов научности, визуализации, системности, активности, кооперации, принципа сознательности и индивидуализации.
Слайд 18Дидактические принципы
Принцип научности определяет как отбор содержания учебного материала, так и
способы его усвоения, адекватные научному знанию.
Принцип визуализации указывает на необходимость создания у школьника чувственного представления об изучаемом объекте, выдвигает требование предъявлять модель изучаемого объекта или процесса в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта.
Принцип системности включает в себя идеи общенаучного метода системности, логику системного раскрытия объектов и явлений изучаемой действительности.
Принцип активности призван указывать критерии выбора наиболее рациональных видов деятельности учащихся.
Принцип индивидуального подхода базируется на идеях личностного подхода к ученику как к субъекту деятельности.
Принцип кооперации отражает совместную деятельность педагога с учащимися.
Слайд 19Учебный процесс в информационной образовательной среде строится как интегрированная система, состоящая
из многих компонентов, которые соответствуют урочной, научно-исследовательской деятельности, контролю и оценке результатов обучения. Важнейшим качеством учебного процесса в такой среде на базе применения средств ИКТ является его целостность, а также взаимосвязь всех компонентов - (блоков).
Слайд 20Вывод:
Дидактические принципы построения урока в ИОС являются важным педагогическим инструментом в
подготовке учителем урока, и особенно они важны для анализа планируемых образовательных результатов.