Слайд 1НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ
Подготовила: Воспитатель МБДОУ№77
Гимаева Л.Г.
Слайд 2Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной
деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.
В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Слайд 3Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада
Младшая группа
( 3 – 4 года )
1 . Рисование пальчиком
2 .печать поролоном;
3 .печать пробками;
4 .восковые мелки + акварель
5 .свеча + акварель;
6 .отпечатки листьев;
7 .рисунки из ладошки;
8 .рисование ватными палочками;
9 .волшебные веревочки.
Слайд 4 Средняя группа (4 – 5 лет )
1. Оттиск
поролоном
2 .тычок жесткой полусухой кистью
3 .Рисование ладошкой
4 .Рисование жесткой полусухой кистью
5 .Рисование ватной палочкой
6 .Печатками из картофеля
7. Рисование пёрышком
Слайд 5 Старшая группа ( 5 – 6 лет )
1
.рисование песком;
2 .рисование мыльными пузырями;
3 .рисование мятой бумагой;
4 .кляксография с трубочкой ;
5 .монотипия пейзажная ;
6 .печать по трафарету ;
7 .монотипия предметная ;
8 .кляксография обычная;
9 .пластилинография .
Слайд 6МОНОТИПИЯ
Метод таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать,
то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка.
Слайд 8КЛЯКСОГРАФИЯ
Кляксография – отличная тренировка воображения. На ее примере так же можно
наглядно и весело объяснить ребенку понятие симметрии.
Итак, берем плотный лист бумаги. Делаем на нем кляксу. Мы для этого использовали цветную тушь и гуашь. Потом складываем лист пополам. . В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.
Слайд 10ВОСКОГРАФИЯ
Покройте лист плотной бумаги или белого картона воском. Для этого просто
натрите его свечкой. Затем нанесите на воск слой черной краски - лучше всего подойдет гуашь. Теперь дайте малышу авторучку с пустым стержнем или деревянную палочку с заточенным концом. Пусть он выцарапает на воске любое изображение. В результате получится картинка, очень похожая на гравюру.
Слайд 12АКТУАЛЬНОСТЬ
Проектная деятельность с использованием нетрадиционных техник в изодеятельности развивает не
только творческие способности дошкольника, но и воображение, моторику, фантазию, уверенность в своих возможностях.
Слайд 13РИСОВАНИЕ ШТРИХОМ
Позволяет развить у ребенка чувство ритма, авновесия, симметрии, дает возможность
передать пушистость, легкость, можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.
Слайд 15РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ
Рисование пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных
жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры.
Рисование пластилином, особенно детское, в принципе не отличается по характеру этих приёмов – только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности.
Кроме того, материал можно поместить в одноразовый шприц и, подогрев его, выдавить поршнем идеально ровную «нить» – так на картину из пластилина можно наносить стебли, ветки и другие линейные детали.
Слайд 17РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ
В небольшое количество воды добавляем немного детского шампуня и
затем этот мыльный раствор разлила по нескольким баночкам, в которые уже добавляла гуашь. Гуаши добавлять не очень мало, чтобы получился насыщенный цвет. Затем трубочку опускаем в жидкость и дуем, чтобы пена стала «убегать» из емкостей. Затем быстро, пока пена не опустилась, опускаем листочек на пену. На листочке остаются следы. Повторить несколько раз. Рисование мыльными пузырями способствует развитию пространственного мышления, фантазии, зрительной памяти, пробуждает в ребенке интерес к творчеству.
Слайд 19ПЕЧАТЬ
Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок.
Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток.
Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки .
Слайд 21РИСОВАНИЕ ПО МЯТОЙ БУМАГЕ
Лист бумаги осторожно смять, что бы
нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по сырому задуманный образ.
Слайд 23РИСОВАНИЕ ВИТРАЖЕЙ
Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum —
стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Художественный витраж в своей классической форме (цветные стекла, скрепленные между собой с помощью металлического профиля) впервые появился в XI веке.
Слайд 25НАБРЫЗГИВАНИЕ
Набрызгивание – способ получения множества мелких пятнышек на рисунке, что позволяет
создавать интересные эффекты. Интересный эффект возникает, если краска набрызгивается на частично влажную поверхность. В этом случае краска растекается по всему листу бумаги.
Слайд 27НИТКОГРАФИЯ
Возьмем нитки 25-30 см, окрасим их в разные цвета, выложим на
одной стороне сложенного пополам листа, как захочется. Концы ниток выведем наружу.
Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Не снимая ладони с бумаги, другой рукой осторожно выдергиваем одну нитку за другой. Разворачиваем лист... А нитки-то волшебные!
Слайд 29РАЗДУВАНИЕ
На белый, цветной или тонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или
чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом можно «нарисовать» деревья, цветы в вазе, салют и т.д.
Слайд 31РИСОВАНИЕ ПО СЫРОЙ БУМАГЕ
Для рисования этой техникой нужна влажная салфетка и
ёмкость с водой. Намочим бумагу и поместим её на влажную салфетку (чтобы бумага не высохла), возьмём акварельный мелок или краску и нарисуем всё, что угодно. Изображение получается расплывчатым, не имеет чётких границ.
Слайд 33Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например
ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
Слайд 35 Рисование мятой бумагой
Для этого смять тонкий лист бумаги,
обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
Слайд 37Рисование пальчиками
Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит
точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Слайд 40Литература
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное
воспитание, 1991, N2.
Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. – М.: Просвещение, 1974.