Слайд 1Нетрадиционные игровые пособия, как средство развития зрительно-моторной координации у детей с
нарушением зрения
Слайд 2Комплекс
коррекционно-развивающих игр
«ПАЛОЧКИ-ВЫРУЧАЛОЧКИ»
Цель: Развитие зрительно-моторной координации и сенсомоторики у
детей с нарушением зрения.
Возрастная категория: дошкольники 3-7 лет
Возможность использования: на индивидуальных занятиях, на тифлопедагогических коррекционных занятиях, при подготовке к коррекции зрения на офтальмологических тренажерах
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Слайд 3Рекомендации к комплексу игр:
При подборе и предъявлении дидактического материала рекомендуется учитывать
зрительные возможности детей с амблиопией и косоглазием и типы зрительных нагрузок, разработанные Л. А. Григорян
Детям 2-4 лет с амблиопией и косоглазием при остроте зрения до 0.3 предъявляются объекты и изображения с контрастностью по отношению к фону.
Детям с центральной фиксацией трудно реализовать взор на определенном объекте, это должно учитываться при использовании дидактического материала.
Старшим дошкольникам с остротой зрения от 0.4 и выше с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения, со сходящим косоглазием можно предъявлять разнообразные объекты различных цветов и размеров.
Знакомя детей с амблиопией и косоглазием с игровым пособием, использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме.
Слайд 4Краткая характеристика игр
Игра «Зоркий глаз»
Задачи:
1.Учить осозновать, понимать процесс слияния, зрительно соотносить,
выделять нужную конфигурацию.
2.Учить определять местоположение предмета в микропространстве в зависимости от точки отсчета.
Закрепление знаний основных цветов и оттенков
3.Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи.
4.Развивать умение выполнять координированные движения руки, точно соотнося действия руки и глаза..
5.Активизировать зрительные функции концентрации, локализации.
6.Подготовить ребенка к работе на макулостимуляторе, синаптофоре
7.Развитие концентрации и распределения внимания, самоконтроля.
Слайд 5Краткое описание игры:
Вариант 1: :
Ребенку предлагается игровое поле, светлого или
темного фона, в зависимости от зрительного диагноза и палочки с цветовым рядом. Задача ребенка способом наложения соотнести цветовой ряд на палочке с аналогичным на игровом поле.
Вариант 2:
Ребенку предлагается
игровое поле и палочки без цветового ряда. Задача ребенка с помощью зрения выделить любой цветовой ряд на игровом поле и визомоторно самому воспроизвести его на пустой палочке.
Возможен вариант с взаимоконтролем детей друг друга.
Слайд 6Игра
«Веселые
гусенички»
Задачи:
1.Учить диференцировать предметы по внешним признакам.
2.Учить группировать предметы
, выделять принцип группировки.
3.Формирование цветовосприятия и цветоразличения.
4.Активизировать зрительные функции фиксации и прослеживания.
5. Подготовить ребенка к работе на амблиотренере, макулотестере.
6. Развивать совместную деятельность зрительного и двигательного анализаторов .
7.Развивать зрительное внимание и логическое мышление.
Слайд 7Краткое описание игры:
Вариант 1: : Ребенку предлагается из многообразия «гусеничек» выбрать
две одинаковые.
«Гусенички» могут отличаться по: -цвету;
-форме глаз;
-цвету лапок;
-форме носика;
-размеру глаз;
Вариант 2: Детям предлагается карточка с сочетанием нескольких цветов. Из многообразия «гусеничек» необходимо выбрать тех, у которых присутсвуют все цвета заявленные в карточке-образце
Слайд 8 Игра
«Собери картинку»
Задачи:
1.Фомирование представление о целостном образе предмета.
2.Учить соотносить
образ представления с целостным образом реального предмета.
3. Развивать координированность зрительно-двигательных функций.
4.Активизировать зрительные функции концентрации, фиксации, локализации.
5.Развивать зрительное внимание и зрительную память.
6.Подготовить ребенка к работе на макулотестрере, синаптофоре, бивизиотренере.
7.Развивать мелкую моторику и логическое мышление.
Слайд 9Краткое описание игры:
Вариант 1:Ребенку предлагается набор палочек с частями картинки и
образец картинки которую он должен из них собрать. Ребенок собирает с опорой на образец.
Вариант 2: Ребенку предлагается набор палочек с частями картинки. Палочки двусторонние, каждая сторона промаркирована своим цветом (красная/зеленая).Ребенок сам выбирает какую ему собрать работая без образца.
Вариант3: Ребенку предлагается несколько смешанных наборов одновременно, ребенок должен выбрать сам необходимые ему элементы и собрать картинку.
Слайд 10Игра «Палочки- липучки»
Задачи:
1. Учить различать, называть геометрические фигуры.
2.Учить диференцировать геометические фигуры
по внешним признакам из множества других предметов окружающего мира.
3.Учить узнавать эталоны формы в разных модальностях.
4.Закрепить знания названия цветов спектра и умения диференцировать цвета.
5.Развитие тактильно-кинестической чувствительности.
6.Формировать зрительно-пространственное восприятие.
7.Развивать координированность зрительно-двигательных функций.
8.Развивать бинокулярное зрение
9.Подготовить к работе на макулотестере
Слайд 11Краткое описание игры:
Вариант 1: Ребенку предлагается тактильно обследовать плоскостную геометрическую фигуру,
выделить ее основные характеристики и самому из предложенных деталей (палочек с липучками) собрать эту фигуру.
Вариант2: Ребенку предлагается схематическое изображение эталона формы ( на темном или светлом фоне в зависимости от зрительного диагноза), он должен собрать по образцу такой же.
- приемом наложения или с опорой на образец.
-с опорой на цвет;
-без опоры на цвет.
Детям 5-7 лет предлагается воспроизвести простешие предметы из геометрически фигур (дом, машина грузовая, елочка)
Слайд 12Игра «Попробуй повтори»
Задачи:
1. Учить осознавать процесс слияния, зрительно соотносить нужную конфигурацию.
2.Учить
определять местоположение предмета в пространстве в зависимости от точки отсчета.
3. Учить выполнять координированные движения руки, точно соотнося действие руки и глаза.
4. Формировать зрительно-пространственное восприятие;
5. Развивать механизм программирования сложнокоординированных действий.
6. Закрепить знания названия цветов спектра и умения диференцировать цвета.
7. Развивать бинокулярное зрение и глазодвигательные функции глаза.
8. Подготовить ребенка к работе на макулотестере, синаптофоре.
9.Разивать познавательные функции и мелкую моторику.
Слайд 13Краткое описание игры:
Вариант 1: Предназначен для детей 3-4 лет. Ребенку предлагается
сюжетная картинка с цветным контурным изобажением палочек. Задача ребенка правильно подобрать и наложить цветную палочку к контуру аналогичного цвета.
Вариант 2: Предназначена для детей 4-7 лет. Ребенку предлагается цветная схема предмета, он должен опираясь на образец изобразить такую же фигуру, не используя прием наложения.
Вариант 3: Ребенку предлагается
цветная схема на темном или светлом фоне, в зависимости от зрительного диагноза. Задача ребенка повторить схему с помощью цветных палочек.
3-4 года- используем метод наложения; 4-7 лет- опора на образец.
Слайд 14Игра «Укрась гусеничку»
Задачи:
1.Учить продолжать заданный узор подбирая и чередуя фишки
с элементам узора.
2.Учить определять направление движения относительно себя, словесно обозначать направление.
3.Разивать умение анализировать.
4.Развивать представление о сенсорных эталонах величины, формы, цвета.
5.Развивать умение ориентироваться на плоскости.
6.Учить выполнять координированные движения руки, точно соотнося действия руки и глаза.
7.Активизироать глозодвигательные функции глаза.
8.Подготовить к работе на макулостимулятору, офтальмотренажере
9. Развивать мелкую моторику
Слайд 15Краткое описание игры:
Вариант 1: Ребенку предлагается рассмотреть схему, выделить ее основные
элементы и воспроизвести или продолжить схему самому. В схеме могут чередоваться:
-цвета;
-геометрические фигуры;
-различные предметы
Вариант2: Ребенку предлагается набор фигур/фишек/предметов он должен сам составить простейшую чередующуюся комбинацию.