Презентация, доклад на тему Музыкально-дидактические игры в обучении игре на музыкальных инструментах

Содержание

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую

Слайд 1


Слайд 2 Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на

ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая - игровая, ради которой действует ребенок.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра

Слайд 3Основное назначение музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах:

- формировать у детей музыкальные способности, - в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, - развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, - побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Основное назначение музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах:    - формировать у

Слайд 4 В работе с детьми используем простые, доступные и интересные музыкально-дидактические

игры. Только в этом случае они побуждают детей играть на различных музыкальных инструментах. Все музыкально-дидактические игры подобраны по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты. В процессе музыкально-дидактических игр у дошкольников формируется чувство товарищества, ответственности.
В работе с детьми используем простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры.    Только в

Слайд 5Картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр

Слайд 6

«Какая птичка поёт?»

Цель: развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: На столе находятся
игрушечные птички —большая и маленькая.
Ход игры: Музыкальный руководитель
показывает, как поет большая птичка
(играет на металлофоне до первой октавы)
и как маленькая (до второй октавы).
Затем педагог отгораживает металлофон
ширмой и поочередно берет до первой
до второй октавы, предлагая детям угадать,
какая птичка поет.
Эту игру можно повторить в средней группе, но к игре на металлофоне привлекаем детей. При этом учим не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.
«Какая птичка поёт?»

Слайд 7

«Лесенка»

Цель: развитие тембрового слуха и чувства
ритма
Игровой материал: лесенка из пяти ступенек,
игрушки : мишка, зайка, бубен.

Ход игры: Педагог исполняет на бубне
различные ритмические рисунки, передающие движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают предложенные им загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя на нижнюю, зайчика на среднюю, птичку на верхнюю). Затем медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика — быстрым постукиванием указательным пальцем, птички — легким потряхиванием бубна над головой.

Слайд 8

«Волшебная коробочка»
Цель: закрепление знаний о музыкальных инструментах.

Игровой материал. Дудочка, колокольчик, барабан, бубен, музыкальный молоточек, коробка.
Ход игры: За небольшой ширмой педагог играет на музыкальных инструментах. Ребёнок находит этот инструмент в коробочке и играет на нём . Эта игра подводит детей к самостоятельным действиям с музыкальными игрушками и инструментами.

Слайд 9«Ступеньки»

Игровой материал: лесенка из семи ступенек, игрушки (матрёшка, мишка, зайчик), детские

музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).
Ход игры: Ребёнок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребёнок определяет движение мелодии вверх, вниз, или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает по одной ступеньке. Следующий ребёнок действует другой игрушкой.
В игре участвует несколько детей.

«Ступеньки»Игровой материал: лесенка из семи ступенек, игрушки (матрёшка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).Ход

Слайд 10«Три поросёнка»
Игровой материал: на планшете изображен сказочный дом. В нём

вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трёх поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в жёлтой шапочке Ход игры:Дети рассаживаются полукругом. Музыкальный руководитель: Посмотрите, дети, какой красивый дом! Живут в нём знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф и Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы споёте так, как поют они. У Ниф-Нифа самый высокий голос: «Я Ниф-Ниф» (поёт и играет на пластинке до второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поёт и играет на пластинке фа первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше» (поёт и играет на пластинке ля первой октавы). Затем педагог объясняет правила игры, которые заключаются в следующем: дети по очереди вращают диск. В окошке домика появляется поросёнок, например, в жёлтой шапочке. Ребёнок должен спеть: «Я Ниф-Ниф» – на звуке до второй октавы и т. д.
«Три поросёнка»  Игровой материал: на планшете изображен сказочный дом. В нём вырезано одно окошко, в котором

Слайд 12

«К нам гости пришли».
Цель: развитие тембрового и ритмического слуха.

Игровой материал: Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук, педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, воспитатель (с мишкой в руках) ритмично переступает с ноги на ногу, как медведь
. Дети хлопают. Аналогичным
образом воспитатель обыгрывает
приход других игрушек.
Зайчик прыгает под быстрые
удары молоточка по металлофону,
лошадка скачет под четкие
ритмические удары музыкального
молоточка, птичка летит под
звон колокольчика.

Слайд 14

«Выполни задание»

Цель игры состоит не только в правильной передаче ритмического рисунка мелодии на инструменте, но и чистом исполнении на нем, умении правильно извлекать звук.
Игровой материал: магнитная доска, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детский музыкальные инструменты (металлофон, бубен, коробочка).
Ход игры. Воспитатель (или ребенок) проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок выкладывает его карточками на магнитной доске. Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе.

Слайд 15

«Музыкальное лото»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал. Карточки-домики (по числу играющих), на которых нарисованы пять линеек, металлофон.
Ход игры. Ребенок-ведущий играет звукоряд на металлофоне вверх, вниз или повторяет один звук. Дети должны выложить на карточке-домике кружочки
от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Слайд 16

«Угадай колокольчик»
Цель: развитие у детей способность различать высоту звуков (низкий, средний, высокий).
Игровой материал: Карточки-домики по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют высоким, средним, низким звукам, три колокольчика (по типу «валдайских») различного звучания.
Ход игры. Ребенок- веду-
щий поочередно звенит
то одним, то другим коло-
кольчиком , дети распола-
гают колокольчики на со-
ответствующей линейке:
красный кружочек
— на нижней, если звенит
большой колокольчик;
зеленый — на средней,
если звенит средний
колокольчик; желтый
— на верхней, если
звенит маленький колокольчик. Игра проводится во вторую половину дня. (Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки на трех линейках.)
«Угадай колокольчик»

Слайд 17 "Веселые подружки».
Цель: развитие чувства ритма детей.

Игровой материал:
Плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д.
Ход игры:
Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые.
Подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!
Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
 

Слайд 19 «Матрёшки- топотушки»

Цель : развитие и освоение чувства ритма.
Игровой материал: большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. У взрослого большая матрешка, у детей — маленькие. «Большая матрешка будет учить танцевать маленьких»,— говорит музыкальный руководитель и отстукивает матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети повторяют ритм своими матрешками
и могут применять эту игру в само-
стоятельной деятельности.
ной деятельности.
«Матрёшки- топотушки» Цель :  развитие и освоение

Слайд 20

«Весёлые гудки»
Цель: развитие чувства ритма детей

Игровой материал: магнитная доска, картинка с изображением парохода, полоски или тучки для выкладывания ритмического рисунка.
Ход игры:
Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывёт по морю. Он хочет нас поприветствовать своим гудком. ( Музыкальный руководитель прикрепляет пароход на магнитную доску. Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок).Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках или на магнитной доске.
Аналогично игра проводится с паровозом.







«Весёлые гудки» Цель: развитие чувства

Слайд 21Так, в песне «Барабан» М. Красева припев кто-нибудь из детей играет

на барабане, при повторном же исполнении ритмический рисунок на палочках, ложках, кубиках, бубнах могут передавать несколько ребят.
Так, в песне «Барабан» М. Красева припев кто-нибудь из детей играет на барабане, при повторном же исполнении

Слайд 22«Определи инструмент»
Игровой материал: металлофон, колокольчики, ложки, палочки…
Ход игры.
Двое детей сидят спиной

друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты.
Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребёнок ошибся, то он сам слушает задание.
Игра проводится в свободное от занятий время.
«Определи инструмент»Игровой материал: металлофон, колокольчики, ложки, палочки…Ход игры.Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на

Слайд 23

«Теремок»
Цель: развитие мелодического слуха детей.

Игровой материал:
Игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка.

Ход игры: Педагог: Стоит в поле теремок, теремок.
Как красив он и высок, и высок.
По ступенькам мы идём, все идём.
Свою песенку поём, да поём.
Выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, - и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается движение вниз, в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.


Слайд 25«Приглашение»
Цель: Игра развивает креативные возможности ребенка и способствует формированию навыков совместной

творческой деятельности.
Основной музыкальный фон – р.н.п.« Калинка». Музыкальные инструменты: маракасы, треугольник, ложки, барабан, металлофон и др.
Ведущим в этой игре выступает взрослый (воспитатель), который играет на музыкальном инструменте или же включает аудиозапись с этой мелодией.
Задача каждого «музыканта» – дополнять общий мелодичный рисунок звучанием своего инструмента. Но не в хаотичном порядке, а в том ритме, который определит ведущий.
Ход игры: Один или несколько детей ходят на мелодию куплета песни «Калинка», вокруг стола, на котором лежат музыкальные инструменты.
На припев берут понравившийся инструмент
и играют на нём в том ритме,
который определил ведущий.
«Приглашение»Цель: Игра развивает креативные возможности ребенка и способствует формированию навыков совместной творческой деятельности.Основной музыкальный фон – р.н.п.«

Слайд 27 «

Маленькие лесенки»

Цель: формирование восприятия трёх, четырёх, пяти звуков в поступенном движении вверх и вниз.

Игровой материал: изображение лесенок ,состоящих из трёх, четырёх, пяти ступенек ,идущих вверх и вниз. Металлофон(на молоточек можно надеть матрёшку в виде бумажного колпачка).

Ход игры: Педагог говорит детям, что они будут учиться петь маленькие песенки. Берёт матрёшку-молоточек и проигрывает три ступени со словами «вверх иду», затем проигрывает вниз три ступени со словами «вниз иду», так же обыгрывается звучание четырёх и пяти последовательно идущих звуков вверх и вниз.
Затем педагог проигрывает какую-либо песенку и спрашивает :
«По какой лесенке шагает девочка? Из скольки ступенек эта лесенка?» Дети отвечают и поют песенку.

« Маленькие лесенки»   Цель: формирование

Слайд 29Музыкально-дидактические игры помогают развить в детях определенные умения и навыки, так

необходимые при овладении тем или иным музыкальным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно.
Музыкально-дидактические игры помогают развить в детях определенные умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным

Слайд 30Спасибо
за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть