Слайд 1
«Моделирование как средство развития связной разговорной речи дошкольников»
Слайд 2“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К.Д.Ушинский
Слайд 3
Особенности речевого развития дошкольников:
Высказывания короткие
Отличаются непоследовательностью
Состоят из фрагментов, логически
не связанных
между собой
Содержат низкий уровень информативности
Слайд 4
Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя
и работа с ним.
Слайд 5Наглядное моделирование
облегчает детям овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей,
схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей
использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
позволяет в дальнейшем детям самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Слайд 6Моделирование состоит из следующих этапов:
усвоение и анализ сенсорного материала;
перевод его
на знаково-символический язык;
работа с моделью.
Слайд 7В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов
– пособие “Логико-малыш
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы можно использовать геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Слайд 8 В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим
способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
Элементы схем, моделей
- предметные картинки
силуэтные изображения
геометрические фигуры
планы и условные обозначения
контрастная рамка – приём
фрагментарного рассказывания
Слайд 9Задачи:
В связи с требованиями ФГОС.
1. Создать условия для расширения представлений об
окружающем мире, явлениях действительности.
2. Создать условия для активизации словарного запаса детей и совершенствования диалогической и монологической речи.
3. Побуждать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.
4. Способствовать развитию наглядно-образного и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.
Слайд 10Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию
связной речи детей
Прием наглядного
моделирования,
мнемотаблицы-
схемы
Пересказ
художественной
литературы
Заучивание
стихов
Дидактические
игры
Обучение
составлению
рассказов
(составление
рассказов по картинам
и серии картин,
описательный,
творческий
рассказ)
Слайд 11«Все профессии нужны, все профессии важны»
Слайд 12«Все профессии нужны, все профессии важны»
Слайд 13«Все профессии нужны, все профессии важны»
Слайд 14«Времена года»
Составить рассказ об осени по плану-мнемотаблице
1. Рассказ о солнце осенью.
2.
Какое небо осенью?
3. Как выглядит земля осенью?
4. Что происходит с деревьями осенью?
5. Какую одежду носят дети осенью?
6. Изменения в жизни животных осенью.
7. Изменения в жизни птиц.
8. Занятия детей.
Слайд 15Заучивание стихотворения
"Осень, осень"
Осень, осень к нам идет,
Что же осень нам несет?
Листики
цветные,
Ягоды лесные,
Овощи к обеду,
Много туч на небе.
Слайд 16Описание предметов
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность
к родовидовому понятию
•величина;• цвет• форма
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
• как он используется (какую пользу приносит)?
• за что нравится (не нравится)?
Слайд 21Пересказ с помощью мнемотаблиц
Груши- это фрукты. Они растут на деревьях, которые
называются груша. Они бывают зелеными и желтыми. Растут в саду. Моя груша жёлтая, большая, сладкая и сочная. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезные. В них много витаминов.
Слайд 22Рассказ по сюжетной картинке
Значительные трудности возникают у детей
при составлении рассказов по сюжетной картине.
Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины,
Проследить их взаимосвязь и взаимодействие,
Отметить особенности композиционного фона картины,
Додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
Слайд 23Рассказ по серии сюжетных картин
Смышленый ёжик и дождик.
Жил-был ёжик. Однажды он
захотел погулять с друзьями. Внезапно начался дождь, до друзей было еще далеко идти и ёжик решил переждать дождь под большим листом. Долго он сидел, а дождь так и не прекращался, грустно стало ёжику и тут в голову ему пришла интересная идея- зашить облака. Он взял нитки и иглу ,встал на холм и зашил облака. Ёжик был удивлён, что дождь перестал капать. Облака рассеялись и появилось яркое, лучистое солнышко. Ёжик очень обрадовался и пошел к друзьям.
Настя П.
Слайд 25Составить рассказ о сказочном герое по выбору ребенка по плану
1. рост (высокий,
низкий, большой, маленький)
2. полнота (худой, полный)
3. прическа и цвет волос (длинные, короткие, стриженные, заплетенные в косы, темные, рыжие, белокурые…)
4. глаза (большие, маленькие, серые, зеленые, карие)
5. нос (острый, длинный, короткий, толстый, круглый, маленький)
6. губы (узкие, пухлые, красные, розовые)
Слайд 27Разучивание пословиц и поговорок
За двумя зайцами погонишься – ни одного не
поймаешь.
Слайд 28Используя в своей работе моделирование мы учим детей:
Добывать информацию, проводить исследования,
делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
Проявлять творческую активность, самостоятельность;
Обследованию предметов, выделению их основных признаков;
Составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.