Слайд 1Развиваем внимание и память у детей.
Приёмы и упражнения.
Педагог-психолог: Михайлов Михаил Алексеевич
Таймырское
казённое общеобразовательное учреждение «Хатангская средняя школа №1»
С.Хатанга
2018г.
Слайд 2Концентрация внимания
Концентрация внимания – это умение школьника полностью сосредоточиться на решении
задачи.
«Письмо аборигена». Перед ребенком выкладывается карточка с набором букв русского алфавита. В этом наборе зашифрованы слова. Ребенок должен их найти.
АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАЕУКЫМЧСЯЗВНКПЕНАЛВАКСШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ
Слайд 3 Вычеркнуть все буквы «В» и обвести в кружочек все буквы «Е»
Слайд 4Хождение по лабиринтам (проложить дорожку от одного пункта до другого). В этом
развивающем задании два варианта сложности.
Легкий (без перекрестков)
Слайд 5Повышенной сложности (с перекрестками)
Повышенной сложности (с перекрестками)
Слайд 6«Дорисуй рисунок». Это задание вырабатывает усидчивость
Слайд 7Игра «Пианино».
Количество человек от 3 и более (чем больше, тем интереснее).
Детям такая игра очень нравится. Все садятся на стулья в один ряд. Руки кладут друг другу на колени. Нужно по очереди хлопать по коленке соседа, соблюдая заданный темп. Последний человек в ряду хлопает 2 раза и игра проходит в обратную сторону. Тот, кто собьется или пропустит хлопок, выбывает из игры.
Слайд 8Распределение внимания
Это умение заниматься 2-3 видами деятельности одновременно.
«Юлий Цезарь». Делать одной
рукой одно действие, другой – другое одновременно и не сбиваясь:
a) нарисовать одной рукой круг, другой квадрат;
b) перекладывать одной рукой из тарелки в тарелку горох, а другой рукой перелистывать книгу и т.д.;
«Парный счет». Считаем 1, 30, 2, 29, 3, 28 и так далее;
Слайд 9«Подсчет элементов».Ребенку предлагается карточка. Требуется посчитать в таком порядке: первый квадрат,
первый кружок, первый треугольник, второй кружок, второй треугольник и т.д.
По очереди показываем занимающемуся 4 карточки с геометрическими фигурами, каждый раз называя цифру от 1 до 9. Затем по памяти пусть он нарисует все цифры и фигуры, соблюдая тот же порядок.
Слайд 10Объем внимания
Игра «Города». Взрослый называет название города, допустим, ПЕНЗА. Ребенок повторяет и
добавляет еще город: ПЕНЗА-МИНСК. Взрослый ПЕНЗА-МИНСК-МОСКВА и так далее, пока кто-нибудь не собьется;
«Сыщики». Игровое задание, очень увлекательное и полезное. В группе детей в количестве 3-6 человек выбирается водящий (Сыщик), который внимательно всех осматривает, запоминает детали. Затем он выходит из комнаты, а остальные стараются изменить в своей внешности 5 деталей. Сыщик заходит, его задача – найти все изменения.
Слайд 11Найди в таблице такую же комбинацию, как на образце.
Слайд 12Найди в таблице такую же комбинацию, как на образце.
Слайд 13На картинке расположены числа от 1 до 25. Найди их по
порядку!
Слайд 14Считая по порядку, найди все числа от 1 до 25
Слайд 15Попробуй посчитать по порядку от одного до двадцати пяти. За какое
время ты сможешь найти все числа?
Слайд 17Выбери именно такого снеговика, которого мы с тобой запоминали.
Слайд 18Вот обычная корова. Тебе надо будет узнать её среди других. Поэтому
постарайся как следует её запомнить.
Слайд 19Итак, где твоя знакомая корова, как ты думаешь?
Слайд 20Тут много девочек сразу. Попробуй их всех запомнить!
Слайд 21А теперь выбери девочку, которой на прошлой картинке не было!
Слайд 22Запомни зайчиков. Один зайчик изменится. Так что рассматривай внимательно, не торопись!
Слайд 23Какой-то зайчик стал другим. Найди его.
Слайд 24Найди на рисунке все предметы, в названии которых есть буква П
– в начале, в середине или в конце.
Слайд 25На картинке что-то изменилось. Предметов какой формы теперь не хватает?
Слайд 26После того, как Медведь сел на теремок и раздавил его, звери
начали строить новый. Сначала рассмотри рисунок внимательно, а затем посчитай, сколько на нём инструментов!
Слайд 28Упражнения для развития памяти и внимания у младших школьников строят по
принципу – от простого к сложному.
Развивает произвольное внимание и мелкую моторику выкладывание узоров из мелких предметов – счетных палочек или спичек. Педагог кладет перед ребенком рисунок с простым узором. Задача ребенка – выложить картинку по образцу.
По мере развития внимания картины усложняются. Вместо палочек, можно использовать мозаику – выкладывание узора развивает концентрацию и объем внимания.
Слайд 29Упражнение «синий, зеленый»
развивают произвольное внимание и учащихся, учат ребенка переключаться.
Перед
школьником положить лист с напечатанными в произвольном порядке буквами, дают синий и зеленый карандаш. По команде «зеленый» ребенок одну букву подчеркивает, следующую – зачеркивает. Через минуту звучит команда «синий». Задача ребенка положить зеленый карандаш и взять синий. И делать наоборот – первую букву зачеркивать, следующую подчеркивать.
Слайд 30
Зеркальный магазин – игра развивает память, вырабатывает чувство уверенности, учит подчиняться
требованиям другого человека. Участники по очереди показывают движения. Задача остальных игроков – точно их повторить. Прекращать игру нужно на пике интереса школьников, в противном случае занятие перерастет в баловство.
Развивают переключение и распределение внимания рисунки по пронумерованным точкам. Ребенку интересно узнать, что получится в конце – он сосредоточено соединяет точки по порядку. Игры с картинками «найди отличие», «что общего, чем отличаются» развивают внимание и логику. Ребенок должен показать разные или одинаковые предметы, обосновать свой выбор.
Слайд 31
Игра «Не пропусти» позволяет развить внимательность. Выбирается тема – растения, профессии
или птицы. Педагог произносит слова в произвольном порядке. Задача школьника – встать и сесть, когда услышит слово из заданной темы. Кто ошибся – выходит из игры. Продолжительность упражнения – 2 минуты. Можно менять движения – подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши.
Игра «Любимый фрукт» – развивает память и способность концентрироваться, учит работать в команде. Каждый из участников игры по очереди встает, называет имя и свой любимый фрукт. Следующий ребенок повторяет имя и любимый фрукт предыдущего, называет свое имя и фрукт и так до конца всех участников. Сложнее всего будет последнему назвать все имена и любимые фрукты предыдущих участников. Каждый по очереди должен побыть первым и последним.
Слайд 32Игры для развития слухового внимания позволяют учащимся легче усваивать новый материал
на уроке, фиксировать основные моменты в рассказе учителя.
Игра «Слушай команду» – развивает произвольное и слуховое внимание. Дети двигаются по кругу под звуки бравого марша. Когда музыка останавливается, педагог шепотом произносит команду. Задача учащихся – выполнить команду. Команды предполагают выполнение простых и спокойных движений – поднять руки, присесть, согнуть левую ногу.
Упражнение «Телефон» – развивает слуховую память и концентрацию. Небольшое словесное сообщение – отрывок из сказки, рассказа педагог шепотом рассказывает первому участнику. Задача школьника – предать шепотом услышанное. Остальные участники закрывают уши.
Слайд 33
Игра «Угадай звук». Педагог скрывается за ширмой с предметами, которые издают
знакомые детям звуки. Задача учащихся – определить и рассказать, что он услышал.
Вместе с ребенком можно играть в игру «Слушай хлопки». Перед началом упражнения определить движения на 1, 2, 3 хлопка. Начать танцевать с ребенком, но как только он услышит хлопки – он должен принять позу в соответствии с количеством хлопков. В следующий раз хлопает ребенок, контролирует правильность выполнения упражнения взрослым.