Слайд 1«Методы и приёмы обучения пересказыванию»
Подготовила воспитатель:
Рябова С.А
Слайд 2Что же такое пересказ?
Пересказ – это первый вид рассказов, которому воспитатели
начинают учить детей.
Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно, прежде всего правильно отобрать тексты для пересказов.
Слайд 3Произведение для пересказа
Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях
нужные нашему обществу черты личности.
Тексты подбирают доступные по содержанию, близкие по опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию.
В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны.
Произведения нужно подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.
Этому требованию отвечают народные сказки, рассказы.
Слайд 4Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей
пересказыванию.
Слайд 5Список произведений для пересказа
В средней группе детей учат пересказывать короткие рассказы
и сказки, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей.
Для пересказа можно использовать русские народные сказки:
Курочка ряба, волки и семеро козлят, репка.
И рассказы: Константина Дмитриевича Ушинского «гуси», «уточки»,
Льва Николаевича Толстого «Сел дед пить чай», «пришла весна - потекла вода»
Владимира Григорьевича Сутеева «цыпленок и гусенок».
Слайд 7Список произведений для пересказа
В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки:
«теремок»,
«лиса и рак»,
Рассказы:
Ушинского «Умей обождать», «Бишка»,
Лев Толстой «Пожарные собаки», «котенок»,
Е.Пермяка « Как Маша стала большой» и др.
Слайд 9Список произведений для пересказа
В подготовительной группе значительно усложняется литературный материал для
пересказа. Они пересказывают русские народные сказки «Лиса и козел»,
Рассказы:
Ушинский «четыре желания», «утренние лучи»,,
Л.Н.Толстой «Косточка»,
В.Бьянки «купание медвежат»
В. Осеева «Просто старушка»
Слайд 11Структура занятия по пересказу
Текст, предназначенный для пересказа, должен быть хорошо понят
детьми.
Если произведение сложно для понимания, то чтение и разбор лучше провести примерно за неделю до пересказа.
Если же текст легкий и хорошо знакомый, то на одном и том же занятии проводиться чтение, анализ произведения и пересказ.
Слайд 12Особенности методики обучения пересказу в разных возрастных группах.
Как известно пересказ самая
первая ступень в формировании навыков монологической речи, и разнообразные приемы должны облегчить овладение ею каждым ребенком.
Старшая и подготовительная группы:
Для пересказа можно брать небольшие произведения без предварительного прочтения. В старшей группе предполагается косвенная предварительная работа по содержанию произведения (Например, «Кораблик» Сутеева; в игровой форме либо на занятиях проводиться экспериментирование с природным материалом). Если в средней группе вопросы по произведению задаются последовательно почти к каждому предложению, то в старшей группе – вопросы даются более объёмные, проблемные, заставляющие ребёнка высказывать своё мнение.
Младшая группа: подготовка к последующему обучению детей пересказу. Ведущая роль принадлежит педагогу (воспитателю).
Средняя группа:
Пересказ выделяется как самостоятельный вид деятельности (проводятся специально организованные занятия). В средней группе пересказываются только знакомые детям произведения.
Слайд 13Составление рассказа по картинке
Слайд 14Приёмы обучения пересказу
В средней и старшей группах следует иногда пользоваться отраженным
пересказом. Он труднее для ребенка, так как ему приходится не только вставлять отдельные реплики в рассказ воспитателя, но и повторять целые фразы.
Воспитатель пользуется приёмом подсказка слова и фразы. Этот приём обеспечивает плавность, связность пересказа, помогает избежать длинных пауз, вызванных тем, что ребенок забыл текст и вопросы воспитателя: «А дальше? Вспомнил?» – не помогают.
Подсказ используется воспитателем, когда ребенок ищет нужное, точное или понравившееся ему слово; путем подсказа педагог исправляет грамматические или смысловые ошибки, допускаемые ребенком в пересказе.
Вопросы – широко известный приём обучения. Употребляются они и в водной беседе, и в процессе самого занятия. Обращение с вопросом активизирует внимание и мышление слушателей. Иногда можно и допустить хоровой подсказ детей.
Как можно шире рекомендуется использовать такой прием, как поощрение. В процессе пересказа воспитатель поощряет ребенка улыбкой, кивком головы, коротким словом.
Слайд 15Пересказ по частям не разбивает цельности восприятия детей, так как произведение
детям уже известно. Использование пересказа по частям в процессе занятия позволяет спросить больше детей.
Пересказ по ролям (лицам) увлекает детей. Он может занять значительное место при формировании выразительной речи. Целесообразней использовать этот метод в конце занятия.
Применяется на занятии такой приём, как игра – драматизация. В этом случае реплика персонажей сопровождаются движениями: дети широко используют жесты, имитируют повадки животных и тд, но игра не требует декораций, костюмов и предварительной подготовки. Для исполнения ролей в игре в первую очередь вызываются дети со слаборазвитой речью, робкие. Игра – драматизация занимает 5 минут.
Слайд 16Примерный план занятия по пересказу русской народной сказки
«Лиса и рак»
Старшая группа
Вводная
часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения.
Показать рака на картинке, пояснить, что у него слабые тонкие ноги, но цепкие клешни. Предложить детям показать, какой величины рак.
2. Чтение сказки (1-2 раза)
3. Разбор сказки (содержание, язык, выразительность).
Воспитатель спрашивает: «Почему лиса предложила раку перегоняться? Ласково или насмешливо сказала она: «Давай с тобой перегоняться?» (Предлагает повторить хором и индивидуально эту фразу, выделяя слово перегоняться). Что придумал рак, чтобы перехитрить лису? (Обратить внимание на слова уцепился за хвост).
4. Повторное чтение сказки с установкой на последующий пересказ.
5. Пересказы детей (3-4 ответа)
6. Пересказ по ролям (2-3 ответа)