Слайд 1Донецкая профильная гимназия №122
Методы и приемы обучения
«Хороших методов существует ровно
столько, сколько существует хороших учителей»
Д.Пойа
учитель начальных классов Василевская О. Ю.
Слайд 2Методы обучения
Метод – это форма теоретического и практического усвоения учебного материала,
способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения зависит от выбора метода. Усвоить материал можно только в определенных формах познавательной теоретической и практической деятельности.
Методы обучения – это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач и овладением изучаемым материалом.
Метод-это не сама деятельность, а способ её осуществления.
Метод должен обязательно соответствовать цели урока.
Метод не может быть неправильным, неправильным может быть только его применение.
Каждый метод имеет своё предметное содержание.
Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности.
(По Левиной М.М.)
Слайд 3Классификация методов
Методы обучения подразделяются на группы по определенному признаку.
Классификации бывают:
По
преимущественному источнику получения знаний
(словесные, наглядные, практические);
По формам деятельности учителя (методы преподавания) и
учащихся (методы учения);
По характеру мыслительной деятельности и познавательной
активности (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные,
проблемно-поисковые, исследовательские).
Слайд 4Классификация методов
Репродуктивные методы – форма овладения учениками учебным материалом преимущественно основывается
на воспроизводящей функции памяти. Эти методы обычно используются при закреплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее изученного материала.
Объяснительно – иллюстративные методы – находят применения в различных формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и т.д.).
Проблемные формы овладения учебным материалом – в сознании ученика формируется проблемная ситуация или задача, напоминающая научный поиск. Ученик пытается сам найти ответ на вопрос, разрешить проблемное задание.
Частично-поисковые методы – форма овладения учебным материалом, которая включает постановку отдельных проблемных вопросов, высказывание учениками своих предложений, самостоятельность рассуждений, расчленение общей задачи на ряд частных, эвристическую беседу и т.д.
Исследовательские методы – учащиеся под руководством учителя выполняют отдельные исследовательские задания и работы. Можно дать задания для самостоятельных наблюдений, их записей и анализа результатов.
Слайд 5Приемы обучения
Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия учителя
или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.
Приемы обучения подразделяются на:
Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников.
Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;
Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.
Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения.
Слайд 6В своей работе
Сочетаю различные формы, методы и приемы обучения, которые позволяют:
Слайд 7Работа с тренажерами
Тренажер- это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме,
и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма.
Печатные Электронные
Слайд 8Прием инсценизации
Формирует воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя,
дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов.
Очень важен для развития речи и эмоционального развития ребенка
Слайд 9Метод проектов
Применяю на уроках природоведения, основ здоровья, я в мире.
Дети готовили проекты: «Жизнь насекомых», «Зимующие птицы», «Вода в природе», «Что такое витамины», «Моя родословная», «Страны мира».
Слайд 10 Прием незаконченного рассказа
Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте.
У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст.
«Чтение с остановками»
В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению.
Что заставило героя поступить именно так?
Как дальше будут развиваться события?
Чем закончится рассказ?
Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
Слайд 11Приемы эйдетики
УМНОЖЕНИЕ НА 9
7×9=?
ПРОНУМЕРУЕМ ПАЛЬЦЫ
ОТ 1 ДО 10
- ЗАЖИМАЕМ 7 ПО СЧЕТУ ПАЛЕЦ
СЛЕВА – ДЕСЯТКИ (6×10=60),
СПРАВА – ЕДИНИЦЫ (3 ПАЛЬЦА)
ИТАК, 7×9=63
При запоминании правил русского языка
Надевать одежду, одевать Надежду
Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул «Цыц!»
Слайд 12
«Если учитель не научился анализировать факты и сознавать
педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…. Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы»
В.А. Сухомлинский
ТВОРЧЕСКИХ ВСЕМ УСПЕХОВ!