Презентация, доклад на тему Методика работы с иллюстрациями на уроках ОРКСЭ

Содержание

Иллюстративный материалвырабатывает эмоционально-оценочное отношение к сообщаемым знаниям повышает интерес к изучаемому материалу делает более легким процесс усвоения материалаподдерживает внимание ребенка

Слайд 1Методика работы с иллюстративным материалом в курсе «Основы православной культуры»

Рулькова Е.А.-

учитель нач. классов

2017г.
Методика работы  с иллюстративным материалом в курсе «Основы православной культуры»Рулькова Е.А.- учитель нач. классов2017г.

Слайд 2Иллюстративный материал





вырабатывает эмоционально-оценочное отношение к сообщаемым знаниям
повышает интерес к изучаемому

материалу

делает более легким процесс усвоения материала

поддерживает внимание ребенка



Иллюстративный материалвырабатывает эмоционально-оценочное отношение к сообщаемым знаниям повышает интерес  к изучаемому материалу делает более  легким

Слайд 3
Толкование слова

Иллюстрация - (от лат illustratio - освещение, наглядное изображение), изображение,

сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства - изобразительное истолкование литературного и научного произведения. В строгом значении термина к иллюстрации следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом (то есть как бы непосредственно участвующие в процессе чтения)

Иллюстрация – визуальное средство обучения, компонент содержания учебника или урока, средство наглядности (рисунки, фотографии, таблицы, схемы и т. п.), поясняющие или дополняющие какой-либо текст

Толкование словаИллюстрация - (от лат illustratio - освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст

Слайд 4Иллюстрация на уроках ОПК




ИЛЛЮСТРАЦИЯ
формируют эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения


мотивируют познавательную

активность
Иллюстрация на уроках ОПКИЛЛЮСТРАЦИЯформируют эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения мотивируют познавательную активность

Слайд 5
Иллюстрация на уроках ОПК



ИЛЛЮСТРАЦИЯ
создаёт условия для самостоятельной работы


помогает удерживать внимание

школьников



систематизирует учебно-научный материал

способствует запоминанию учебно-научного материала

Иллюстрация на уроках ОПКИЛЛЮСТРАЦИЯсоздаёт  условия для самостоятельной работы помогает удерживать внимание школьников систематизирует учебно-научный материал способствует

Слайд 6
Дидактические функции наглядности


1. Расширение чувственного опыта (в этом случае в качестве

средств наглядности должны выступать реальные объекты и изображения, их копирующие)

2. Раскрытие сущности изучаемых процессов и явлений (в этом случае возникает необходимость в соответствующих иллюстративных средствах: рисунках, схемах, фотографиях, таблицах и др.)



Дидактические функции наглядности1. Расширение чувственного опыта (в этом случае в качестве средств наглядности должны выступать реальные объекты

Слайд 7Основные функции учебных иллюстраций


Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание

учебного материала. Такой способ его представления способствует развитию у школьников аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала


Учебная иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, её святыням



Основные функции  учебных иллюстрацийИллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала. Такой способ его

Слайд 8

Основные функции учебных иллюстраций


Иллюстрация призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что

трудно выразить словами

Иллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления

Иллюстрация может работать как пояснение текста



Основные функции учебных иллюстрацийИллюстрация призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами Иллюстрация может помочь

Слайд 9
Учебные иллюстрации позволяют:






развивать у обучающихся наглядно-образное мышление
раскрывать содержание текста
развивать

коммуникативные умения, совершенствовать речь учеников

понимать и запоминать теоретические сведения

раскрывать познавательные и воспитательные функции текста

осваивать практические навыки



Учебные иллюстрации позволяют:развивать у обучающихся наглядно-образное мышление раскрывать содержание текста развивать коммуникативные умения, совершенствовать речь учениковпонимать

Слайд 10
Выбор вида иллюстрации определяется:


необходимостью использования научно обоснованной системы заданий, позволяющей обеспечить

оптимальную реализацию педагогических возможностей иллюстраций


психологическими особенностями восприятия иллюстраций


содержанием учебного материала

доминирующими образовательными целями и педагогическими функциями данной иллюстрации



Выбор вида иллюстрации определяется:необходимостью использования научно обоснованной системы заданий, позволяющей обеспечить оптимальную реализацию педагогических возможностей иллюстраций психологическими

Слайд 11Классификация ведущих иллюстративных материалов




Ресурсы реалистического визуального ряда
Ресурсы синтезированного визуального ряда
Деловая

графика
Классификация ведущих иллюстративных материалов Ресурсы реалистического визуального рядаРесурсы синтезированного визуального рядаДеловая графика

Слайд 12Ресурсы реалистического визуального ряда


фотоизображения экспонатов, объектов предметной области



развивают интерес

к прошлому и настоящему своей страны

формируют представления о прошлом

расширяют спектр средств эмоционального воздействия на школьников



Ресурсы реалистического визуального рядафотоизображения экспонатов,  объектов предметной областиразвивают интерес

Слайд 13

Ресурсы синтезированного визуального ряда
иллюстрации к текстам, репродукции произведений живописи, динамические модели






активизируют внимание обучающихся

повышают интеллектуальную активность учеников

организуют самостоятельную учебную деятельность обучающихся

способствуют углублению знаний обучающихся по предмету



Ресурсы синтезированного визуального рядаиллюстрации к текстам, репродукции произведений живописи,  динамические модели активизируют внимание  обучающихся повышают

Слайд 14Деловая графика


таблицы, графики, схемы, диаграммы, картографические материалы

способствуют улучшению осмысления

обучающимися основных правил, закономерностей, зависимостей того или иного процесса, явления


представляют возможность организации самостоятельной работы обучающихся





Деловая графика таблицы, графики, схемы, диаграммы, картографические материалы способствуют улучшению осмысления обучающимися основных правил, закономерностей, зависимостей того

Слайд 15Использование всех иллюстративных модулей позволяет:



расширить возможности использования наглядных средств обучения


обеспечить информационно-коммуникативную деятельность школьников и комплексность усвоения учебного материала



Использование всех иллюстративных модулей позволяет: расширить возможности использования наглядных средств обучения обеспечить информационно-коммуникативную деятельность школьников и комплексность

Слайд 16Электронные ресурсы



КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
АНИМАЦИЯ
Группы по дидактическим функциям:


Иллюстративные реализуются при передаче вербализируемой части

знания. При этом они лишь подкрепляют и дополняют текстовую часть учебной информации и воздействуют в первую очередь на логику

Когнитивные проявляются при освоении невербализируемой, неявной части знания, а сами эти знания в виде ассоциаций графических образов в существенной мере носят личностный характер

Электронные ресурсыКОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКААНИМАЦИЯГруппы по дидактическим функциям:Иллюстративные реализуются при передаче вербализируемой части знания. При этом они лишь подкрепляют

Слайд 17Таблицы дают возможность:





организовать как фронтальную работу с классом, так и индивидуальную

деятельность обучающихся

облегчить возвращение к ранее пройденному и могут быть использованы для демонстрации перспективы в изучении материала

обеспечивать длительный показ информации

систематизировать, обобщать ранее изученное

Таблицы  дают возможность:организовать как фронтальную работу с классом, так и индивидуальную деятельность обучающихся облегчить возвращение к

Слайд 18Фотография

Фотография

Слайд 19


Фотографии дают возможность:
отражать характерные черты повседневности той или иной исторической эпохи


показывать важнейшие исторические события и исторических деятелей

Фотографии  дают возможность:отражать характерные черты повседневности той или иной исторической эпохи показывать важнейшие исторические события и

Слайд 20Репродукции картин

Репродукции картин

Слайд 21
Репродукции картин дают возможность





воспитывать эстетический вкус обучающихся
расширять кругозор обучающихся
оказывать сильное

эмоциональное воздействие

усиливать восприятие учебного материала

Работа с репродукциями картин – база для понимания живописи, что важно в воспитательном и развивающем плане


Репродукции картин дают возможность

Репродукции картин  дают возможностьвоспитывать эстетический вкус обучающихсярасширять  кругозор обучающихся оказывать сильное эмоциональное воздействие усиливать восприятие

Слайд 22
Основные виды работы с иллюстративным материалом




Нахождение ответов на вопросы связанные с

иллюстративным материалом

Сравнение и сопоставление схожего по теме сюжета у разных авторов

Работа с рисунком, схемой по плану, предложенному учителем

Подбор картинок на заданную тему или составление к ним вопросов для остальных обучающихся


Заполнение таблиц (схем) иллюстрациями (картинками)

Основные виды работы с иллюстративным материаломНахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом Сравнение и сопоставление схожего

Слайд 23
Виды работы с иллюстративным материалом




Работа с фрагментом картины: какое место занимает

в картине, что хотел этим подчеркнуть автор, выбор цвета

Подбор пословиц и поговорок к рисунку (иллюстрации)

Подбор ключевых слов (терминов) по изображенному

Самостоятельное заполнение схем, таблиц по прочитанному материалу


Составление кроссвордов, ребусов, соотнесений с использованием иллюстративного материала

Виды работы с иллюстративным материаломРабота с фрагментом картины: какое место занимает в картине, что хотел этим подчеркнуть

Слайд 24
Виды работы с иллюстративным материалом




«Расскажи, что знаешь» (по какому- либо изображению)
Определения

«звучания» картины (какие звуки можно услышать при рассмотрении этой картины?)

«Вхождение в картину» (что бы вам хотелось совершить, сделать, если бы вы попали в эту картину?)

Жизненные ассоциации (привести пример из жизни, из собственного опыта)


Цветовое выражение своего восприятия (нарисуй свои ощущения, покажи цветом, что ты чувствуешь


Составление синквейна, фотоколлажа

Виды работы с иллюстративным материалом«Расскажи, что знаешь» (по какому- либо изображению)Определения «звучания» картины (какие звуки можно услышать

Слайд 25
Основные приёмы работы с иллюстративным материалом


Использование лупы или рамки
«Чтение» иллюстрации

Рассказ

учителя




Основные приёмы работы с иллюстративным материаломИспользование  лупы или рамки«Чтение»  иллюстрации Рассказ учителя

Слайд 26Рассказ учителя


РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ





краткий
эмоциональный
образный
раскрывающий смысл картины
вызывающий у детей определенное

отношение к изображаемому сюжету
Рассказ учителяРАССКАЗ УЧИТЕЛЯкраткий эмоциональный образный раскрывающий смысл картинывызывающий у детей определенное отношение к изображаемому сюжету

Слайд 27Подготовка к уроку


УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН

1) тщательно рассмотреть используемый иллюстративный материал

2) продумать

структуру урока, ход, место иллюстрации в уроке, цель, методику, соотнесение с текстом


3) на основе анализа подобрать вопросы и задания

Подготовка к урокуУЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН1) тщательно рассмотреть используемый иллюстративный материал 2) продумать структуру урока, ход, место иллюстрации в

Слайд 28Требования к отбору иллюстративно-наглядного материала




1) реалистичность изображенных объектов, явлений природы


2) ясность замысла художника

3) художественная выразительность материала

Требования к отбору иллюстративно-наглядного материала 1) реалистичность изображенных объектов, явлений природы 2) ясность замысла художника 3) художественная

Слайд 29Заключение






Методических рекомендаций использования иллюстративного материала на уроке много.
Они предполагают творческое

применение, дополнение, выбор форм и вариантов, в каждом отдельном уроке. Важно, чтобы ученики смогли глубже понять, почувствовать, пережить суть идей, картин, образов.
Многоплановая роль иллюстративного материала будет способствовать всестороннему развитию школьников
ЗаключениеМетодических рекомендаций использования иллюстративного материала на уроке много. Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов,

Слайд 30











Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть