Слайд 1Подготовила
Тронина Яна Николаевна
учитель начальных классов
Гимназия № 1
Симферополь 2014
Методические
рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Планирование урока ОНЗ(«открытие» нового знания)
Слайд 2
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной
деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Слайд 3 Основная педагогическая задача
организация условий, инициирующих детское действие
Системно
- деятельностный подход
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего учить?
Ценности
образования
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие
Слайд 4- организацию учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
- выбор
конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;
- организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.
Системно-деятельностный подход предполагает:
Слайд 5Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия»
нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Слайд 7Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации
Побуждение к
формулированию учебной проблемы
Принятие ученических формулировок учебной проблемы.
Подводящий к теме диалог
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Слайд 8Побуждающий к гипотезам диалог
Побуждение к выдвижению гипотез
Принятие выдвигаемых учениками гипотез
Побуждение
к проверке гипотез.
Принятие предлагаемых учениками проверок
Подводящий к знанию диалог
Слайд 121) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2) Актуализация и пробное учебное
действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Слайд 131. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение
учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
Слайд 142. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном
этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Слайд 153. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление
учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Слайд 164. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,
средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Слайд 175. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются
различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Слайд 186. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся
в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Слайд 197. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется
индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Слайд 208. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы
применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Слайд 219. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое
содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Слайд 23 Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного
- технологии демонстрационно-наглядного метода обучения, является,
во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня
деятельностных способностей, выделенных на основе анализа «Онто-схемы мира деятельности».