Презентация, доклад на тему Методическая разработка раздела учебной программы Современные подходы к решению орфографических задач в корне слова.

Содержание

УМК «Планета знаний»

Слайд 1

Методическая разработка
раздела учебной программы
«Современные подходы к решению
орфографических задач в корне

слова».

Выполнила:
учитель высшей категории
МБОУ СОШ № 37
Автозаводского района
Г. Нижнего Новгорода
Надежкина Ирина Александровна

Методическая разработкараздела учебной программы«Современные подходы к решению орфографических задач в корне слова».Выполнила:учитель высшей категорииМБОУ СОШ № 37

Слайд 3

УМК «Планета знаний»

УМК «Планета знаний»

Слайд 4

Актуальность работы.
- проблема формирования орфографически-грамотной личности
отсутствие орфографической зоркости учащихся или ее

слабая сформированность

-бедный словарный запас учащихся

Актуальность работы.- проблема формирования орфографически-грамотной личностиотсутствие орфографической зоркости учащихся или ее слабая сформированность -бедный словарный запас учащихся

Слайд 5

Цель:

Сформировать у обучающихся
знания, умения и навыки
в правильном написании слов


с орфограммами
в корне слова.
Цель:Сформировать у обучающихся знания, умения и навыки в правильном написании слов с орфограммами в корне слова.

Слайд 6

Задачи:
-способствование развитию речи, памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;
-активизация познавательной

деятельности через развитие интереса к изучению русского языка, его фонетики и орфографии;
-воспитание личности на основе общечеловеческих, нравственных и культурных ценностей.

Задачи:-способствование развитию речи, памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;-активизация познавательной деятельности через развитие интереса к изучению

Слайд 7

Принципы обучения:
-научность;

-доступность;


-системность изложения материала;

-наглядность и образность;

-гуманность.

Принципы обучения:-научность;-доступность;-системность изложения материала;-наглядность и образность;-гуманность.

Слайд 8

Ожидаемые результаты.
В результате изучения раздела учащиеся должны знать/понимать:
Элементарные способы использования
речевых

навыков
для решения
поставленных проблем

Способы проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова

Значимость русского языка,
как средства общения и познания
окружающей действительности

Ожидаемые результаты.В результате изучения раздела учащиеся должны знать/понимать:Элементарные способы использования речевых навыков для решения поставленных проблемСпособы проверки:

Слайд 9

Ожидаемые результаты.
В результате изучения раздела учащиеся должны уметь:
Видеть (обнаруживать) орфограммы в

словах

Правильно писать слова
с изученными орфограммами

графически обозначать орфограмму и условия выбора

Ожидаемые результаты.В результате изучения раздела учащиеся должны уметь:Видеть (обнаруживать) орфограммы в словах Правильно писать слова с изученными

Слайд 10

Основные идеи сопровождения развивающей работы при решении орфографических задач:

-отслеживание и классификация

допущенных ошибок;
-систематическая работа над ошибками;
-развитие, углубление познавательных интересов;
-повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
-положительная самооценка учащихся.

Основные идеи сопровождения развивающей работы при решении орфографических задач:-отслеживание и классификация допущенных ошибок;-систематическая работа над ошибками;-развитие, углубление

Слайд 11

Ведущие технологии
образовательной системы:

-проблемно-диалогическая технология открытия новых знаний;
-технология формирования типа
правильной

читательской деятельности

-технология оценивания
учебных успехов

Ведущие технологии образовательной системы:-проблемно-диалогическая технология открытия новых знаний;-технология формирования типа правильной читательской деятельности-технология оценивания учебных успехов

Слайд 12



ЭТАПЫ РАБОТЫ
ознакомительный
учетно - контрольный
тренировочно - закрепительный
итогово - аналитический

ЭТАПЫ РАБОТЫознакомительныйучетно - контрольныйтренировочно - закрепительныйитогово - аналитический

Слайд 13



ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
чтение орфографически и
орфоэпически
подбор родственных
слов
работа над


«зрительным» образом

Запись слова
с «окошком»

чтение
загадки

Определение
«ловушки»

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ СЛОВА

ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПчтение орфографически иорфоэпическиподбор родственныхсловработа над «зрительным» образомЗапись слова с «окошком»чтениезагадкиОпределение «ловушки»ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ СЛОВА

Слайд 14



фонетические
лексические
словообразовательные
морфологические
орфографические
синтаксические
Этимологический анализ слова
творческие
Виды упражнений на тренировочно -закрепительном этапе

фонетическиелексическиесловообразовательныеморфологическиеорфографическиесинтаксическиеЭтимологический анализ словатворческиеВиды упражнений на тренировочно -закрепительном этапе

Слайд 15



Упражнения для формирования фонетических понятий :
1.Запишите слова : вдруг, ветер, город,

завод, корабль, мороз, арбуз.
Подчеркните буквы парных согласных звуков. Какие из них являются орфограммами?

2.Вставь вместо числа букву, угадай слово. Напиши его.
3, 1 6, 18, 16, 2, 6, 11

воробей




3.Отгадывание анаграмм.

йвореоб.





Упражнения для формирования фонетических понятий :1.Запишите слова : вдруг, ветер, город, завод, корабль, мороз, арбуз.Подчеркните буквы парных

Слайд 16



4.Игра «Слабый – сильный»
КОТ

котенок
5.Запиши:
1 слог в слове - ведьма
Слово -

мёд

(Медведь)

1 слог в слове – родня
3 слог в слове - кабина

(Народ)

4.Игра «Слабый – сильный»КОТкотенок5.Запиши: 1 слог в слове - ведьмаСлово - мёд(Медведь)1 слог в слове – родня3

Слайд 17





Лексические упражнения .



Это маленькая птичка
с коричневато-серым оперением, живущая
обычно близ

жилых строений.

Старый, стреляный воробей 
(в чем-л.) — о человеке опытном, которого трудно провести, обмануть; о бывалом человеке. — Старого воробья на мякине не проведешь.

Лексические упражнения .Это маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений. Старый, стреляный воробей (в чем-л.) —

Слайд 18



Орфографические упражнения.



Группировка и запись слов по орфографическим признакам :
Гриб, лисёнок, кружка,

моря, сказка, ветер, морж,
дуб, тетрадь, поляна, дожди, дождь.

Школьники должны разделить слова на группы:

к 1 группе отнести слова с безударной гласной;

ко 2 группе _ слова с парной согласной
на конце слова;

к 3 группе – слова с парной согласной
в середине слова.

Орфографические упражнения.Группировка и запись слов по орфографическим признакам :Гриб, лисёнок, кружка, моря, сказка, ветер, морж, дуб, тетрадь,

Слайд 19



1.На доске три группы слов.

Словообразовательные упражнения.
Обучающимся предлагается
выбрать слова
с

безударной гласной
и проверочные к ним.
1.На доске три группы слов. Словообразовательные упражнения.Обучающимся предлагается выбрать слова с безударной гласной и проверочные к ним.

Слайд 20



2.От слова

воробей



образуйте
родственные слова

и покажите с помощью чего они образованы.

воробьиха

воробышек

воробьиный

воробьишка

3.К выделенным словам подберите однокоренные слова:

Часы чинит …. (часовщик, мастер).
Лес охраняет …. (садовник, сторож).
За садом ухаживает ….. (лесник).

Подчеркните в них безударные гласные.

2.От слова   воробей   образуйте родственные слова и покажите с помощью чего они образованы.

Слайд 21



Морфологические упражнения.
1.Ответьте на вопросы словами с парными звонкими согласными, изменив слова

в скобках.

Где растет морковь? (гряда)
Буквы пишут где? (тетради)
Что мы утром чистим? (зубы)
Одеваем в холод? (шубы)
Любим все читать мы… (сказы)
И кататься на … (салазочки)

2.Игра «Соедини пары слов»

ловок резкий
гладок близкий
близок гладкий
легок ловкий
резок легкий

Морфологические упражнения.1.Ответьте на вопросы словами с парными звонкими согласными, изменив слова в скобках. Где растет морковь?

Слайд 22

1.Составьте предложения с данными словами:
Синтаксические упражнения.
огород, растет, в, картофель
-карандаши, убирать,

ручки, и, пенал, надо, в
-берлога, зима, в, медведь, спит

2.Спиши загадки. Напиши отгадки, подбери к ним проверочные слова.

Она нас всех встречает,
Сережки надевает.
А платьице в полоску.
Узнаешь ты… (берёзку).

Хлоп – и конфета стреляет,
как пушка!
Каждому ясно: это - …(хлопушка).

1.Составьте предложения с данными словами:Синтаксические упражнения.огород, растет, в, картофель -карандаши, убирать, ручки, и, пенал, надо, в-берлога, зима,

Слайд 23



Этимологический анализ слова.
«Растёт низко, к земле близко.»
Что это?
Земляника- земля,

земли

Черника- чёрная

Малина –из маленьких зёрен

Этимологический анализ слова. «Растёт низко, к земле близко.» Что это?Земляника- земля, землиЧерника- чёрнаяМалина –из маленьких зёрен

Слайд 24



Творческие задания.
1.Составление рассказа по опорным словам:
зима, мороз, коньки, каток.


ученик, карандаш, пенал, тетрадь.
класс, учитель, ученик, дежурный.

2.Вставьте подходящие по смыслу слова:

Осенью дует … ветер.
… ветер гуляет на просторе.
… ветер гонит стаи туч на край земли.

Слова для справок: холодный, пронизывающий,
сильный, буйный, заунывный, вольный

Творческие задания. 1.Составление рассказа по опорным словам: зима, мороз, коньки, каток.  ученик, карандаш, пенал, тетрадь.

Слайд 25



Творческие задания.
3.Прочитайте текст, который перед вами.
(чтение текста про себя, затем

вслух).

Вышло из – за туч солнце. Свет залил поле и лес.

-Есть ли в тексте слова с безударными гласными?
Измените текст так, чтобы в нём появились слова
с безударными гласными.
Смысл текста не должен меняться. Используйте синонимы.

Появилось из-за облаков солнце.
Оно осветило поля и леса.

Творческие задания.3.Прочитайте текст, который перед вами. (чтение текста про себя, затем вслух).Вышло из – за туч солнце.

Слайд 26





УЧЕТНО – КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП
Словарные диктанты

по форме работы
по виду восприятия
простые


творческие

слуховые

зрительные

УЧЕТНО – КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАПСловарные диктанты по форме работы по виду восприятияпростые творческиеслуховыезрительные

Слайд 27



ВИДЫ ДИКТАНТОВ.
1.Диктант с комментированием:

Год – дед – дуб – березка –

арбуз - завод.

Береза, автобус, сахар, рисунок, коллектив, вагон,
народ, деревня

3.Письмо по памяти.

З
А
В
Т
Р
А

«В воде она живёт, нет клюва, а она клюёт». Рыба.
- Заменим словосочетания и предложения одним словом, запишем эти слова.
·        Маленькая рыба. Рыбка, рыбёшка.
·        Процесс, когда ловят рыбу.  Рыбалка.
·        Человек, который ловит рыбу.   Рыбак.     
·        Как сказать по-другому «ловить рыбу»?    Рыбачить.   

-завод

-автобус

-восторг

-торг

-рог

-арбуз

2.Диктант с родственными словами.


ВИДЫ ДИКТАНТОВ.1.Диктант с комментированием:Год – дед – дуб – березка – арбуз - завод.Береза, автобус, сахар, рисунок,

Слайд 28



ВИДЫ ДИКТАНТОВ.
5.Выборочный диктант:
Выпишите слова с непроверяемым написанием
По шоссе едет автомобиль.

Ребята развели у реки костер. Дежурный следит за порядком в классе.

Выпишите слова – названия предметов
морковь сварилась, запел петух, говорливая сорока, фарфоровая тарелка

6.Зрительный диктант.

Сладкие крошки на короткой ножке.
Кто проходит близко кланяется низко.

7.Картинный диктант.

ВИДЫ ДИКТАНТОВ.5.Выборочный диктант:Выпишите слова с непроверяемым написанием По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костер.

Слайд 29



ВИДЫ ДИКТАНТОВ.
8.Диктант с использованием загадок.
Не заботясь о погоде
В сарафане белом

ходит.
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.

Не похож на человечка, но имеет он сердечко,
и работе круглый год он сердечко отдает. Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком он раскрасил мне альбом.

Дом зеленый тесноват: Узкий длинный, гладкий. В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. Осенью пришла беда - Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки.

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди. Лучше в дом не заходи!

ВИДЫ ДИКТАНТОВ.8.Диктант с использованием загадок.Не заботясь о погоде В сарафане белом ходит. А в один из тёплых

Слайд 30



ИТОГОВО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Результаты диктанта 1 четверть 2010-11 уч. год
3 класс.


В классе 26 учащихся.
Работу выполняли все..
ИТОГОВО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАПРезультаты диктанта 1 четверть 2010-11 уч. год3 класс. В классе 26 учащихся.Работу выполняли все..

Слайд 31



ИТОГОВО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Результаты диктанта 1 четверть 2010-11 уч. год
3 класс.


В классе 26 учащихся.
Работу выполняли все. Типичные ошибки..
ИТОГОВО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАПРезультаты диктанта 1 четверть 2010-11 уч. год3 класс. В классе 26 учащихся.Работу выполняли все.

Слайд 32



ИТОГОВО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Результаты диктанта 4 четверть 2010-11 уч. год
3 класс.
В

классе 26 учащихся.
Работу выполняли все..
ИТОГОВО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАПРезультаты диктанта 4 четверть 2010-11 уч. год3 класс.В классе 26 учащихся.Работу выполняли все..

Слайд 33



ИТОГОВО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Результаты диктанта 4 четверть 2010-11 уч. год
3 класс.
В

классе 26 учащихся.
Работу выполняли все. Типичные ошибки..
ИТОГОВО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАПРезультаты диктанта 4 четверть 2010-11 уч. год3 класс.В классе 26 учащихся.Работу выполняли все. Типичные

Слайд 34



.
Результаты работы.

.Результаты работы.

Слайд 35



.
Литература:


Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н.Бакурина//


Начальная школа. –2002- №2-С.56
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н.Богоявленский \ М., 1966
Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные // Начальная школа. – 1996. - №9 – с. 198
Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//
Начальная школа. –2002- №1-С.90
Волина В.В. Занимательное азбуковедение./В.В.Волина–М.: Просвещение, 1991- 276с.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.
Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка//Начальная школа. –1988. №11
Кузьменко А.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе?./А.С.Кузьменко//
Начальная школа. –1992. №9-10-С.49
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., 1990.
Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии/Т.И.Мишина//
Начальная  школа. -1996. №9-С.34
Одегова В.Ф. Развитие орфографической зоркости/В.Ф.Одегова//Начальная школа. –1989. №6-С.73
Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости/З.А.Савинова//
Начальная школа. –1996-. №1-С.45
Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости/М.С.Селезнева//
Начальная школа. –1997.- №1-С.81
Интернет – ресурсы

http://www.1september.ru


www.it-n.ru

www.openclass.ru

.Литература:Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н.Бакурина// Начальная школа. –2002- №2-С.56Богоявленский Д.Н. Психология

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть