Презентация, доклад на тему Методическая разработка раздела программы по русскому языку

Содержание

Учебники и программа

Слайд 1


Методическая разработка раздела образовательной (учебной) программы по русскому языку ( 4 класс)

Имя существительное

Бизяева Валентина Петровна, учитель начальных классов МБОУ Леньковской ООШ Лысковского района Нижегородской области


Слайд 2Учебники и программа

Учебники и программа

Слайд 3Диагностика
Диагностика мотивации учебной деятельности
Диагностика развития памяти, внимания, мыслительных процессов
Анализ ошибок по

данной теме
Анкетирование детей


Диагностика  Диагностика мотивации учебной деятельностиДиагностика развития памяти, внимания, мыслительных процессовАнализ ошибок по данной темеАнкетирование детей

Слайд 4Проблемы
Высокий процент ошибок:
в написании безударных падежных окончаний
в различении И.п.

и В.п. имен существительных
речевые ошибки в употреблении имен существительных множественного числа в Р.п.
Низкий интерес к русскому языку как к предмету.

Проблемы Высокий процент ошибок: в написании безударных падежных окончаний в различении И.п. и В.п. имен существительныхречевые ошибки

Слайд 5Пути решения проблем
Применение активных форм и методов обучения.
Использование развивающих заданий.
Частота повторения

упражнений данного вида.
Разнообразие типов уроков.
Пути решения проблем Применение активных форм и методов обучения.Использование развивающих заданий.Частота повторения упражнений данного вида.Разнообразие типов уроков.

Слайд 6Задачи изучения раздела программы

Углубление знаний об имени существительном как часть речи.
Формирование

навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном и во множественном числе.
Развитие умений сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей
Обогащение словаря учащихся, формирование навыков связной речи.
Задачи изучения раздела программыУглубление знаний об имени существительном как часть речи.Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имен

Слайд 7Методические принципы обучения
Сознательность и прочность знаний.
Принцип систематичности и доступности.
Связь теории с

практикой.
Принцип наглядности.
Опережающее овладение устной речью по отношению к письменной.
Принцип преемственности и перспективности.
Методические принципы обученияСознательность и прочность знаний.Принцип систематичности и доступности.Связь теории с практикой.Принцип наглядности.Опережающее овладение устной речью по

Слайд 8Методы обучения

Методы обучения

Слайд 9Типы уроков.

Типы уроков.

Слайд 10Учебные задачи уроков
Сообщение новых знаний
Закрепление знаний и автоматизация умений и навыков
Учет

и проверка ЗУН

Учебные задачи уроковСообщение новых знанийЗакрепление знаний и автоматизация умений и навыковУчет и проверка ЗУН

Слайд 11Развитие познавательных операций
Восприятие
Запоминание
Упражнения по образцу
Применение на практике
Обобщение

Развитие познавательных операцийВосприятиеЗапоминаниеУпражнения по образцуПрименение на практикеОбобщение

Слайд 12Способы повышения интереса к урокам
Творческие задания
Занимательная форма проведения:

Уроки – сказки

Конкурсы
Игры
Соревнования
«Самоэкзамен»
Путешествия
Способы повышения интереса к урокамТворческие заданияЗанимательная форма проведения:Уроки – сказки       Конкурсы

Слайд 13 Имя существительное (48 часов)





Понятие о склонении



(15 часов)




Три склонения имен сущест-вительных

(4часа)



Правописание

падежных окончаний имен сущест-вительных 1,2,3 склонения в единствен-ном числе
(18 часов)



Склонение и правописание имен сущест-вительных во множест-венном числе

(11 часов)


Имя существительное (48 часов)  Понятие о склонении (15 часов)Три склонения имен сущест-вительных(4часа)Правописание падежных окончаний имен

Слайд 14I блок. Понятие о склонении
Цель: Формировать умения отличать один падеж от

другого.





I блок. Понятие о склоненииЦель: Формировать умения отличать один падеж от другого.

Слайд 15Календарно-тематическое планирование
I.1. Склонение имен существительных.
2. Упражнения в склонении имен

существительных
3. Несклоняемые имена существительные.
4. И.п. имен существительных.
5. Р.п. имен существительных.
6. Д.п. имен существительных.
7. В.п. имен существительных.
8. Т.п. имен существительных.
9. П.п. имен существительных.
10. И.п. и В.п. имен существительных.
11. В.п. и П.п. имен существительных.
12. Сочинение «Осень в лесу» по теме «Склонение имен существительных».
13. Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных».
14. Работа над ошибками. Упражнения в склонении имен существительных.
15. Обобщающий урок по теме «Склонение имен существительных».



Календарно-тематическое планированиеI.1. Склонение имен существительных.  2. Упражнения в склонении имен существительных  3. Несклоняемые имена существительные.

Слайд 16*
Имя существительное -
Это _______, которая отвечает на вопросы ____, ____ и

обозначает ___.
На вопрос кто? отвечают ____ имена существительные, на вопрос что? отвечают _____ имена существительные.
Бывают ___ рода, ___ рода, ____ рода.
Изменяются по _____ и по ____.


*Имя существительное -Это _______, которая отвечает на вопросы ____, ____ и обозначает ___.На вопрос кто? отвечают ____

Слайд 17Различай падежи по вопросам и предлогам

Различай падежи по вопросам    и предлогам

Слайд 18Игра «Узнай падеж»
1. Кому?


2. через, про, в
3. нет
4. «щедрый» падеж
5. Без предлога не употребляется
5. Подлежащее
6. «Довольный» падеж
7. Что?
8. Кого?

Д.п.
В.п.
Р.п.
Д.п.
П.п.
И.п.
Т.п.
И.п. и В.п.
Р.п. и. В.п.


Игра «Узнай падеж»1. Кому?

Слайд 19*
Определите падеж у слова лиса

Про лису дурная слава ходит, будто лиса

кур таскает.
Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.





*Определите падеж у слова лисаПро лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко

Слайд 20 Найди ошибку, определи падеж имен существительных правильно и запиши в скобках:

Лежу

(на чем?) на песке (Д. п.);
бегаю (по чему?) по песку (В. п.);
обсыпаю (чем?) песком (Р. п.);
построю (из чего?) из песка (Т. п.);
ношу (что?) песок (И. п.).

*

Найди ошибку, определи падеж имен существительных правильно и запиши в скобках:  Лежу (на чем?)

Слайд 21


Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И

какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!
Какао, кофе, домино,Алоэ, радио, кино,Такси, метро, купе, пальто,Кашне, кафе, трюмо, манто,И какаду, драже, пари,И интервью, рагу, жюри,И

Слайд 22


Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не

меняют свою форму называют несклоняемые имена существительные.

Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям.

Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют свою форму называют несклоняемые имена

Слайд 24Упражнения
Ответьте на вопросы, запишите ответы, обозначьте падежи существительных.
а) Откуда возвратились товарищи?

(музей, экскурсия, поход, лагерь)
б) Куда улетели птички? ( сад, роща, поле)
2. Закончите предложения:
Возьми учебник… Паша уехал…
Положи учебник… Саша приехал…
3. Вставьте подходящие по смыслу предлоги, определите падеж.
Голубь опустился … крышу. Ласточка поселилась … крышей. Голуби гуляют … крыше.
УпражненияОтветьте на вопросы, запишите ответы, обозначьте падежи существительных.а) Откуда возвратились товарищи? (музей, экскурсия, поход, лагерь)б) Куда улетели

Слайд 254. Слова нога, мяч, книга измените так, чтобы они передавали следующие

значения:
а) Местонахождение чего- либо( царапина)
б) Предмет, которым совершается действие
в) Предмет, на который направленно действие
5. Загадка: Одно существительное решило подсчитать, сколько у него форм. Хватило ли ему для этого пальцев не руках?
6. Подберите материал про падежи ( стихи, почему так называются)
7. Подберите пословицы со словами Москва, Родина, друг.
4. Слова нога, мяч, книга измените так, чтобы они передавали следующие значения:а) Местонахождение чего- либо( царапина)б) Предмет,

Слайд 26«Самоэкзамен» (зачет)
Теория

Практика





Форма работы:
групповая

Учитель → консультант (ученик) → группа

«Самоэкзамен» (зачет)   Теория

Слайд 27Обоснование проведения зачета
Позволяет проверить:
Прочность знаний
Накопление определенного объема сведений
Степень осмысления
Умение пользоваться знаниями

на практике
Уровень культуры устной и письменной речи
Обоснование проведения зачетаПозволяет проверить:Прочность знанийНакопление определенного объема сведенийСтепень осмысленияУмение пользоваться знаниями на практикеУровень культуры устной и письменной

Слайд 28 II блок. Три склонения имен существительных
Цель: Формирование умений определять склонение имен

существительных по роду и окончанию в н.ф.

II блок. Три склонения имен существительных  Цель: Формирование умений определять склонение имен существительных по роду

Слайд 29 Календарно-тематическое планирование
II. 1. Три склонения имен существительных.
2.

Упражнение в определении склонения имен существительных.
3. Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах.
4. Обобщающий урок по теме «Три склонения имен существительных».

Календарно-тематическое планированиеII. 1. Три склонения имен существительных.    2. Упражнение в определении склонения имен

Слайд 30Три склонения имен существительных.
Цель: сформировать знания у учащихся о трех склонениях имен

существительных.
Задачи:
1. развить устойчивый интерес учащихся к теме «склонение»;
2. Составить опорную памятку – схему «склонение имен существительных»;
3. Составить пошаговую инструкцию для определения склонения имен существительных в косвенном падеж.

Три склонения имен существительных.Цель: сформировать знания у учащихся о трех склонениях имен существительных.Задачи: 1. развить устойчивый интерес

Слайд 31Прочитайте слова, определите, что между ними общего

Прочитайте слова, определите, что между ними общего

Слайд 32Прочитайте слова, определите, чем они различаются

Прочитайте слова, определите, чем они различаются

Слайд 33Разделите эти имена существительные на группы, ориентируясь на указания

Разделите эти имена существительные на группы, ориентируясь на указания

Слайд 34По каким признакам сгруппированы существительные?

По каким признакам сгруппированы существительные?

Слайд 35 Три типа склонения

Три типа склонения

Слайд 36*

Склонения
1 скл.



2 скл.
3 скл.
ж.р. и м.р.
м.р. и ср.р.
ж.р.


-


-
Мягкий знак

после шипящих на конце слова пишется у существительных только
3 склонения.


*		 Склонения1 скл.2 скл.3 скл.ж.р. и м.р.м.р. и  ср.р.ж.р.-а-я--о-е-Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется

Слайд 37*


1. Определить род имени существительного;

2. Определить окончание в И.п. в ед.ч.

3. По роду и окончанию определяем склонение.

Как определить склонение имени
существительного в косвенном падеже?

1. Поставить в начальную форму (ед. ч. И. п.)

Как определить склонение имени существительного?


*      1. Определить род имени существительного; 2. Определить окончание в И.п. в

Слайд 38Виды упражнений
Определить тип склонения имен существительных, найдите сходство и различие.
а) Осень,

зима, вьюга, метель, осина, сирень
б) Мальчик, мальчишка, дед, дедушка, Володя, Владимир, дочь, доченька
2. Подберите существительные одного и того же рода, но разных склонений.
3. Подберите существительные разного рода, но одного и того же склонения.
4. Подберите существительные по тематическому признаку ( звери, птицы, деревья), укажите склонение.

Виды упражненийОпределить тип склонения имен существительных, найдите сходство и различие.а) Осень, зима, вьюга, метель, осина, сиреньб) Мальчик,

Слайд 39Вопросы консультантов.
Что такое склонение?
Какие существительные относятся к
1- му склонению.
3. Какие

существительные относятся ко 2-му склонению?
4. Какие существительные относятся к
3- му склонению?
5. Как определить склонение существительного?

Вопросы консультантов.Что такое склонение?Какие существительные относятся к 1- му склонению.3. Какие существительные относятся ко 2-му склонению?4. Какие

Слайд 40Практические вопросы по теме «Склонение имен существительных»

Билет№2.
Задание. Распределите имена

существительные по склонениям в три столбика.
Резина, простыня, кольцо, ноябрь, друг, семья, остров, колесо, озеро, дичь, ночь, сторож, тишь, этаж, картофель, мебель, лагерь, съемка, солнце, тюлень, здоровье, стекло, грусть, трамвай, ягода, метель, мороженое, яблоко.

*Дополните каждый столбик именами существительными(2-3 слова)
Практические вопросы по теме «Склонение имен  существительных»Билет№2. Задание. Распределите имена существительные по склонениям в три столбика.Резина,

Слайд 41III блок. Правописание падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения в единственном

числе

Цель: Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний и употребление существительных в разных падежах.

III блок. Правописание падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения в единственном числеЦель: Формирование навыка правописания безударных падежных

Слайд 42

Календарно-тематическое планирование

III. 1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2,3

склонения.
2. Правописание безударных окончаний существительных в Р.п.
3. Правописание безударных окончаний существительных в Д.п.
4. Правописание безударных окончаний существительных в Р.п. и Д.п.
5. Изложение по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2,3 склонения».
6. Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в Р.п. и Д.п. 1 и 3 склонения.
7. Р.п. и В.п. существительных 1 и 2 склонения.
8. Правописание безударных окончаний существительных в Т.п.
9. Правописание безударных окончаний существительных в П.п.
10. Правописание безударных окончаний существительных в Р.п., Д.п. и П.п.
11. Правописание безударных окончаний существительных в Р.п., Д.п. и П.п.
12. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.



Календарно-тематическое планированиеIII. 1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2,3 склонения.   2. Правописание безударных

Слайд 4313. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.
14. Изложение по

теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2,3 склонения».
15. Работа над ошибками. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.
16. Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2,3 склонения».
17. Работа над ошибками. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.
18. Обобщающий урок по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2,3 склонения».








13. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных. 14. Изложение по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен

Слайд 44Почему ?
Старая женщина волновалась о сестр□ и дочер□.

Старая женщина волновалась

П.п. П.п.
о сестре и дочери.



Почему ?Старая женщина волновалась о сестр□ и дочер□.Старая женщина волновалась      П.п.

Слайд 45*

о сестре и о дочери

1,П.п.

мечтать о прогулк___
нет равных по скорост___
находиться

в холод___
изучение жизн____

е

и

е

и

3,П.п.



* о сестре и о дочери1,П.п.мечтать о прогулк___нет равных по скорост___находиться в холод___изучение жизн____еиеи3,П.п.

Слайд 46Вставьте пропущенные окончания, докажите

Приземлились на планет...
Весело на корабл...
Сказали команд...
Выплыл из ноч...
Испугались

неизвестност...
Соскучились по мам…
Вставьте пропущенные окончания, докажитеПриземлились на планет...Весело на корабл...Сказали команд...Выплыл из ноч...Испугались неизвестност...Соскучились по мам…

Слайд 47Алгоритм работы:
Шаг 1. Определи склонение.
Шаг 2. Определи падеж.
Шаг 3. Вспомни, какое

окончание имеет слово в этом падеже и склонении.
Шаг 4. Проверь написание окончания опорным словом.






Алгоритм работы: Шаг 1. Определи склонение.Шаг 2. Определи падеж.Шаг 3. Вспомни, какое окончание имеет слово в этом

Слайд 48Памятка

Памятка

Слайд 49 IV блок. Склонение и правописание имен существительных во множественном числе
Цель:

Совершенствовать умения правильно употреблять в речи имена существительные во множественном числе, исправление речевых ошибок.

IV блок. Склонение и правописание имен существительных во множественном числе  Цель: Совершенствовать умения правильно употреблять

Слайд 50Календарно-тематическое планирование

IV. 1. Множественное число имен существительных. И.п. множественного числа.

2. И.п. и В.п. имен существительных во множественном числе.
3. Р.п. имен существительных во множественном числе.
4. Упражнения в правильном употреблении имен существительных в Р.п. множественного числа.
5. Д.п., Т.п., П.п. имен существительных во множественном числе.
6. Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе.
7. Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе.
8. Контрольный диктант по теме «Множественное число имен существительных».
9. Работа над ошибками. Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе.
10. Множественное число имен существительных.
11. Обобщающий урок по разделу «Имя существительное».

Календарно-тематическое планированиеIV. 1. Множественное число имен существительных. И.п. множественного числа.   2. И.п. и В.п. имен

Слайд 51*Спиши. Вставь пропущенные буквы, определи

падеж имён существительных.

Среди заросл…й, на деревь…х, много цвет…в, в предгорь…х,
с узор…м…, у лошад…й,
с огоньк…м…, на лыж…х, в лу-
ж…х, по улиц…м, между корн…м…, на медвед…й, о шалост…х.


*Спиши. Вставь пропущенные буквы, определи

Слайд 52*Спиши, вставляя где нужно, мягкий знак. Определи число, род и падеж

имён существительных.

Правильная реч…, много туч…, острый нож…, из-под крыш…, морской пляж…, без встреч…, около пастбищ…, нет лыж…, золотая рож…, колючий ёж…,
возле афиш…, вкусный борщ…, хитрая
мыш… .

*Спиши, вставляя где нужно, мягкий знак. Определи число, род и падеж имён существительных. Правильная реч…, много туч…,

Слайд 53Запомни!!!


помидорОВ туфель

туч
апельсинОВ мест круч
килограммОВ дел луж
носкОВ яблок встреч
облакОВ сапог галош
рельсОВ чулок афиш
ботинок пастбищ
валенок сокровищ
Запомни!!!помидорОВ       туфель      тучапельсинОВ

Слайд 54*Замените картинки существительными во мн.ч., Р.п. и восстановите предложения.

К зиме привезли

много .



В саду ребята собрали много сладких .

Сок и содержит много
витаминов.

Из-за выглянуло солнышко.

Мы ели варенье из и .

*Замените картинки существительными во мн.ч., Р.п. и восстановите предложения.К зиме привезли много     .

Слайд 55Работа над деформированным текстом
В школьной мастерской мальчики сделали несколько (кормушки). Утром

ребята на лыжах отправились в лес. Теперь птицам мороз не страшен. Сытая птица холода не боится. Тяжёлое время наступило для (птицы). Они развесили кормушки на ветвях (берёзы, осины, ели). Девочки насыпали хлебных (крошки), пшена, (семечки).

Работа над деформированным текстомВ школьной мастерской мальчики сделали несколько (кормушки). Утром ребята на лыжах отправились в лес.

Слайд 56Тест
1. Выберите верное утверждение:
а) Имена существительные бывают мужского рода.
б)

Имена существительные бывают женского рода.
в) Имена существительные бывают среднего рода.
2. Выберите верное утверждение:
а) Ко второму склонению имён существительных относятся сущ. м.р. и ср.р. с окончаниями -о, -е.
б) Ко второму склонению имён существительных относятся сущ. м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е.
3. Выберите верное утверждение:
а) У существительных винительного падежа всегда бывают предлоги.
б) У существительных винительного падежа не бывает предлогов.
4. Выберите верное утверждение:
а) У существительных 1-ого склонения в Д.п. и П.п. окончание -и.
б) У существительных 1-ого склонения в Д.п. и П.п. окончание -е.
5. Выберите верное утверждение:
а) У существительных множественного числа в Д.п. окончания -ам, -ям.
б) У существительных множественного числа в Д.п. окончания -ами, -ями.
Тест1. Выберите верное утверждение: а) Имена существительные бывают мужского рода. б) Имена существительные бывают женского рода. в)

Слайд 576. Укажите в каких словах пишется окончание -и:
а) в слив...,
б) на

шал...,
в) о грубост...,
г) в артел... .
7. В каких случаях в окончании после шипящих пишется буква о:
а) грач...м,
б) плач...м,
в) царевич...м.
8. Укажите имена существительные 3-его склонения в Д.п.:
а) к ламп...,
б) к мишен...,
в) в зал... .
9. Спишите, вставив пропущенные буквы.
Кирпич...м, Петрович...м, без посылк..., на попуга..., в гаван..., о писател..., на фасол..., птичниц...й, смерч...м.
6. Укажите в каких словах пишется окончание -и:а) в слив...,б) на шал...,в) о грубост...,г) в артел... .7.

Слайд 58Порядок разбора имени существительного
Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
Начальная

форма ( И.п., ед.ч.)
Род. Склонение.
Падеж. Число.
Роль в предложении.
Порядок разбора имени существительногоЧасть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.Начальная форма ( И.п., ед.ч.)Род. Склонение.Падеж. Число.Роль

Слайд 59*
Имена существительные

Бывают:
Одушевлённые Неодушевлённые
Собственные Нарицательные
1 склонения 2 склонения 3 склонения
Женского рода Мужского рода Среднего рода

Изменяются:
По числам По падежам

В предложении могут быть:
подлежащим
дополнением
обстоятельством
сказуемым

* Имена существительные              Бывают:

Слайд 60Результаты контрольных диктантов.

Результаты контрольных диктантов.

Слайд 61Результаты зачётов по темам

Результаты зачётов по темам

Слайд 62Мини-сочинение Бунтовой Снежаны
Мой самый любимый предмет - русский язык, потому что

мне очень интересно узнавать секреты русского языка. Очень важно быть грамотным человеком! Сейчас на уроках мы изучаем падежи имен существительных. Тема очень сложная. Но когда стали разбираться, оказалось, что на самом деле всё очень даже просто!

Мини-сочинение Бунтовой СнежаныМой самый любимый предмет - русский язык, потому что мне очень интересно узнавать секреты русского

Слайд 63Литература

Литература

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть