Слайд 1Методическая разработка
«Приёмы творческой работы с младшими школьниками при обучении решению
задач»
Выполнила: учитель начальных классов
МОУ СОШ №1
г. Катав - Ивановска
Шибаева Ирина Александровна
Слайд 2Актуальность
С дифференциацией процесса обучения, введением профильных образовательных систем актуальной становится проблема
разработки соответствующих программ обучения. Существующие традиционные программы и учебники по математике для начальной школы перестали удовлетворять потребностям не только специализированной начальной школы, но и обычной системы начального образования. Содержание этих программ во многом устарело, оно не учитывает тех, безусловно, интересных эффективных наработок в области педагогики, психологии и частных методик, которые уже вошли в практику многих учителей. В связи с этим представляется необходимой разработка усовершенствованных вариантов традиционных программ по математике с учетом этих наработок.
Слайд 3Вопросами теории и технологии проблемного обучения занимались А.В. Брумменский, А.М. Матюшкин,
И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев и другие.
Творческое мышление возможно формировать на уроках математики в начальной школе. Для этого нужно разнообразить работу над задачей, то есть учитель должен сам творчески подойти к организации работы в классе и приёмам работы над задачей на уроках математики.
Слайд 4Объект исследования
Процесс обучения математике младших школьников.
Слайд 5Предмет исследования
Процесс обучения решению арифметических задач через использование приёмов творческой работы
Слайд 6Цель исследования
Изучить и апробировать приёмы творческой работы с младшими школьниками при
обучению решению задач
Слайд 7Задачи
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
проанализировать виды арифметических задач, решаемых в
начальной школе на предмет использования приёмов творческой работы;
выявить, способствует ли разнообразие творческих приёмов
работы над задачей по математике формированию умения решать задачи младшими школьниками;
математике развитию творческого мышления школьников;
систематизировать приёмы работы над задачей;
провести анализ результатов опытно- эспериментальной работы.
Слайд 8Гипотеза
Предположение о том, что использование творческих приёмов при обучении решению задачи
младших школьников способствует повышению уровня сформированности умения решать задачи.
Слайд 9Методы
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент (констатирующий, формирующий), статистическо- математический метод обработки
результатов.
Слайд 10Практическое значение
Возможность использования материалов работы в практической деятельности учителя начальной школы.
Слайд 11Основополагающие теоретические положения
Творчеством и духовностью пропитана вся атмосфера школьной жизни.
«Творчество
– деятельность людей, направленная на созидание нового, никогда ранее не бывшего; способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным потребностям». (Современная философия, Ростов-на-Дону,1996)
Определение, которое нам даёт словарь, в полной
мере отражает сущность этого явления
Слайд 12Общие принципы организации занятий
отсутствие заданного образца;
эмоциональные переживания по поводу художественного
образа, создаваемого в процессе совместной деятельности;
развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности.
отсутствие заданного образца.
Слайд 13Основные виды простых задач
Задачи, направленные на раскрытие смысла арифметических действий.
Задачи
на нахождение уменьшаемого по данным вычитаемому и разности:
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого по данному уменьшаемому и разности
Задачи на нахождение неизвестного множителя по данным произведению и другому множителю.
Задачи на нахождение неизвестного делимого или делителя
Слайд 14Приемы умственной деятельности при решении задачи
а) анализ предложенной задачи, вычленение
известного и неизвестного;
б) установление связи между данными и искомым;
в) составление плана решения;
г) перевод зависимости между данными и искомым, выраженной в задаче словесно, на язык математических выражений, равенств, уравнений;
д) выполнение соответствующих действий и получение ответа на вопрос задачи;
е) проверка решения.
Слайд 15Этапы исследования и их результаты
1. Изучение уровня
сформированности умения
решать задачи
Слайд 162. Организация творческой работы с младшими школьниками при обучении решать задачи
Слайд 17Исследование школьниками решенных арифметических задач
Слайд 18Использование схематического чертежа в моделировании
простых текстовых задач
Слайд 19Виды моделирования. Графическое моделирование как основное средство
«Актуально сознается только то содержание,
которое является предметом целенаправленной активности субъекта»
А.Н. Леонтьев
Слайд 20Структура задачи
1. Предметную область: объекты, о которых идет речь в задаче.
2.
Отношения, которые связывают объекты предметной области.
3. Требование задачи.
Слайд 25Обучение решению задач на движение с помощью
схематического моделирования
Слайд 26
Показать (2)
Велосипедист и всадник движутся навстречу друг другу. Скорость велосипедиста 20км/ч,
а скорость всадника
16 км/ч. Как и с какой скоростью изменяется расстояние между ними?
Общая скорость сближения
Слайд 27Два катера плывут в противоположных направлениях со скоростями 25 км/ч и
32 км/ч. Как и с какой скоростью изменяется расстояние между ними?
Показать (2)
Общая скорость удаления
Слайд 29Приложение
1. Урок «Решение текстовых задач» (2 класс 1-4)
2. Урок «Единицы времени» (4 класс)
3. Задачи повышенной трудности для детей 3-4 классов
4. Рисунки
Слайд 30Заключение
Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что приёмы творческой работы
с задачей позволяют не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Они помогают учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.
Слайд 31В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что задача может
быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Слайд 32Разнообразие приёмов работы над задачей особенно необходимо в обучении и воспитании
детей младшего школьного возраста. Благодаря им удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. После серии уроков с использованием различных приёмов работы над задачей, мы провели тестирование. Обработанные результаты позволили сделать вывод о повышении уровня творческого мышления на уровне значимости