Слайд 1 «Технология педагогических мастерских в начальной школе».
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ№120
Стряпунина О.Ю.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
(Адольф Дистервег).
Слайд 2ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ –
ЭТО ТАКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЛИ ВЗРОСЛЫХ, КОТОРАЯ
СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОСХОЖДЕНИЯ КАЖДОГО УЧАСТНИКА К НОВОМУ ЗНАНИЮ, ОПЫТУ, ПУТЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОГО ОТКРЫТИЯ.
Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов.
Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений.
Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия.
Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.
А – активность
С - счастье
Т - творчество
Е - единство
Р - результат
Любой человек может стать Ньютоном, если яблоко упадёт ему на голову.
Но зачем же ждать, пока оно упадёт; уж лучше стать тем, кто тряхнёт яблоню.
Слайд 4
Принципы построения педагогической мастерской
1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и
прежде всего на слове.
2. Равенство всех, включая мастера.
3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности.
4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.
5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.
Слайд 5Творческий процесс – главное технологическое средство достижение цели обучения
I этап -
деконструкция
II этап - реконструкция
Открытие закона, формулировки правил, создание текста, накопление фактических знаний, приобретение опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению в зависимости от темы и типа мастерской, осмысление закономерностей процесса, выбор материала, создание нечто нового в педагогической мастерской.
Разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов
Слайд 6 построения новых знаний
ценностных ориентаций и по самопознанию
творческого письма
смешанного типа
Типы мастерских
Слайд 7Приёмы:
Круги Вартега (развитие фантазии, логического мышления);
Азбука словесного искусства;
Словарь настроений;
Музыкальная педагогика;
Ассоциативное мышление.
Слайд 8Ассоциативная методика – дело новое, интересное и перспективное
Непосредственное восприятие материала через
образ слово и образ картинку.
Осознанное «разгадывание» ассоциаций автора, художника, учителя.
Создание собственных ассоциаций. Всё это может показаться сложным только на первый взгляд. На самом деле, учиться, таким образом, очень легко и интересно. Даже слабенькие дети начинают любить русский язык.
Слайд 9Использование эмоционально-образной памяти
Раз Ната в комнату вошла,
И букву «А» она нашла.
Там буква «А»
попала в плен
Меж буквой «Т» и буквой «Н».
Слайд 10Взгляни скорей на горизонт:
Там между гор увидишь зонт!
На солнце зонт горит
огнём,
Вот буквы «О» и «И» на нём.
Взгляни на слово «горизонт».
Увидишь «О», и «И», и… зонт!
Очень удобная «зацепка»
для памяти — каламбур
«Гори, зонт!»
Слайд 12 Алгоритм мастерской.
1этап.
Индукция («толчок» к процессу)
Создание эмоционального настроя,
мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика.
Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
заинтересовать
Слайд 132 этап.
Деконструкция
(поставить в затруднительное положение).
Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста,
рисунка, проекта.
Если не знаешь, опираешься на опыт соседа(реконструкция).
Построение этих элементов группой.
задуматься
Слайд 143 этап.
Социализация
Работа в малой группе.
Представление всем промежуточного и окончательного результата.
Каждый выступает на основе своего опыта, не боясь высказывать мнение вслух.
п.1 2 3 должны повторяться несколько раз, на основе узнанного + новое.
все получится…
4этап.
Афиширование
Представление «произведений» - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории на доску и ознакомление с ними .
«Подарок» для других групп.
смотрите все
Слайд 165 этап.
Разрыв
Кульминация творческого процесса:
инсайт (озарение), новое видение предмета, явления.
Происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов
И появляется информационный запрос, у каждого- свой.
озарение
Слайд 176 этап.
Рефлексия
Отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской.
Отсюда результат работы в мастерской описывается словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».
у меня получилось
Слайд 18Урок по развитию речи во 2 классе
на тему «Сочини сказку».
Тема
урока: Сочини сказку.
Цели урока:
-закрепить знания об особенностях сказок, их разнообразии и основных признаках сказки;
-развитие речи учащихся, умения сочинять сказки в соответствии с определенными заданными требованиями;
-формирование умения работать в группах, ставить общие цели, планировать совместную деятельность, слушать друг друга, афишировать совместную работу, корректировать результаты совместной деятельности группы учащихся.
Форма урока: педагогическая мастерская.
Оборудование урока:
- запись песни о сказках,
-белая бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Слайд 191. Орг. момент.
2. Дети я предлагаю вам послушать знакомую вам песню
и определить тему нашего сегодняшнего урока.
Звучит мелодия песни «В мире много сказок».
3. Определение темы урока. (Сказки)
Составление кластера «Сказки».
Чтение материала учебника по литературному чтению о сказках.
Дополнение кластера.
Классификация сказок по тому, кто их придумал, а также народных сказок по тематике.
4. Назовите свои любимые сказки.
Нарисуйте в течение 10 минут иллюстрацию к своей любимой сказке.
Но прежде давайте вспомним, что такое иллюстрация.
Дети выполняют самостоятельно работу.
Вывешивание всех работ на доску.
Слайд 20
5. Подойдите к доске, внимательно рассмотрите все рисунки, выберите тот, который
вам понравился больше всего, но не свой. Снимите его с доски и сядьте на свое место.
Комплектование групп по цепочке.
6.Назовите, иллюстрации к каким сказкам вы выбрали.
А теперь внимательно послушайте задание.
Вам надо придумать новую сказку, к которой все выбранные вами рисунки являлись бы иллюстрациями, и в ней действовали нарисованные на ваших рисунках герои. Разложите рисунки перед собой в ряд, внимательно рассмотрите их, и приступайте к работе. Вы можете на данных рисункам дорисовать необходимые детали. Сказку будете рассказывать устно, поэтому договоритесь в группе, кто будет рассказывать: один человек или несколько по очереди. Не забудьте прорепетировать сказку в группе, подработать ее содержание. На работу вам дается 15 минут.
Самостоятельная работа групп.
Слайд 21
7.Афиширование работ групп.
8.Рефлесия.
Понравились ли вам сказки, сочиненные вашими товарищами?
Чтобы вы советовали
изменить в сочиненных сказках?
Понравилось ли вам сегодня на уроке?
Что именно понравилось?
А может кому-то не понравилось так работать? Почему?
9.Спасибо всем за интересную работу! Вы все молодцы!
Слайд 22Рекомендации для мастера (учителя):
В данной технологии учитель выполняет роль мастера. Он
озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.
Слайд 231. Создавать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.
2. Непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка,
обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму.
3. Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний.
4. Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей.
5. Информацию подавать малыми дозами.
6. Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки.
Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй…
Слайд 24Методы и приёмы:
1. Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении
учеником связей между объектом и его символом.
2. Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы, Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.
3. Метод «Если бы...». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится. Например: «Сегодня в город прибывают варвары. Ваши действия».
4. Метод «ключевых слов».
5. Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования - природный, культурный, научный, словесный (лист, камень, поговорка, стихотворение, часть речи). Предлагается самостоятельно исследовать заданный объект.
Слайд 256. Метод конструирования вопросов. Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.
В качестве объекта изучения могут выступать текст, рисунок, схема, отдельное слово, название произведения, его персонажи, фраза, ситуация, проблема и др.
7. Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я».
8. Метод вживания. Ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: «Представьте, что вы - цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»
9. Метод образного видения. Например: «нарисуйте счастье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту» и т. д.
10. Прием «Чтение с пометками». Предполагает «живой» диалог с автором текста, Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки.
11. Прием «Толстый и тонкий» вопрос. Направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста.
Слайд 26Желаю творческих
успехов в работе!