Слайд 4УУД - совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний,
формирование умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 5
Роль учителя в формировании универсальных учебных действий на уроках в начальной
школе
Слайд 6В чем заключается задача школы?
Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ –
учить СЕБЯ.
Слайд 7Приоритетная цель школьного образования:
развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
проектировать
пути их реализации,
контролировать и
оценивать свои
достижения.
Слайд 8Как достичь эту цель?
Благодаря системе формирования универсальных учебных действий
Слайд 9Универсальные
учебные действия (УУД)
обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию
посредством
сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Слайд 10 Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.
Слайд 11ВИДЫ
универсальных учебных действий
Слайд 12Личностные УУД
1. Учим высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2.Формируем
мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
3. Учим оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Слайд 13Регулятивные УУД
Мы должны научить ученика ставить цель, планировать свою деятельность, выполнять
действия по заданному образцу, адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки, осуществлять позна-
вательную и личностную рефлексию.
Слайд 14Познавательные УУД
Учим добывать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Учим делать схемы,
делать выводы.
Учим классифицировать и обобщать по признакам.
Учим находить в иллюстрации ответы на вопросы.
Слайд 15
Коммуникативные УУД
1. Учим слушать и понимать других;
2.
Учим строить речевое высказывание;
3. Учим оформлять свои мысли в устной форме;
4. Учим работать в паре и группе.
Слайд 16Ключевые позиции современного урока.
1 Активная позиция учащихся на уроке. Ученик на
уроке- учится сам и учит других.
2.Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке - «дирижёр», создающий условия для развития учащихся.
На уроке происходит не воздействие, а взаимодействие. Ключевая позиция- сотрудничество, сотворчество.
Слайд 19КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК
ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
Учитель сообщает учащимся тему урока
СОВРЕМЕННЫЙ
УРОК
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Слайд 20
Традиционный урок
Учитель формулирует и сообщает учащимся цель урока
Современный
урок
Формулируют сами учащиеся, (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Слайд 21
Традиционный урок
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны
выполнить, чтобы достичь цели
Современный урок
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Слайд 22
Традиционный урок
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач
(чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Современный урок
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),
Слайд 23
Традиционный урок
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической
работы
Современный урок
Учащиеся осуществляют контроль применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля
Слайд 24
Традиционный урок
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Современный
урок
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),
Слайд 25
Традиционный урок
Учитель выясняет у учащихся ,что они запомнили.
Современный урок
Проводится рефлексия
Слайд 26
Традиционный урок
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Современный
урок
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Слайд 27Типовые задачи в развитии личностных УУД
Методика «Беседа о школе»
Описание задания: ученик
должен ответить на вопросы:
1. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить.
4. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».
5. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?
Слайд 28Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
«найди отличия»
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями.
Слайд 29
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
диспут;
заучивание материала наизусть в классе;
«ищу ошибки»;
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Слайд 30
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий предлагаем следующие виды заданий:
составь
задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Слайд 31Памятка для учителя по формированию УУД
Любые действия должны быть осмысленными. Это
относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
Слайд 32Для учащихся необходимо:
Создать атмосферу успеха
Помогать ребёнку учиться легко
Помогать обретать уверенность в
своих силах и способностях
Не скупиться на поощрения и похвалу
Слайд 33Структура синквейна:
1.Первая строка – одно слово, описывающее тему (существительное).
2.Вторая строка –
два слова, описывающие тему (два прилагательных).
3.Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (три глагола).
4.Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5.Последняя строка – одно слово (синоним слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность темы.
Слайд 34
Попутного ветра в формировании универсальных учебных действий!