Слайд 1Формирование читательских интересов учащихся начальных классов в процессе изучения природоведческой литературы
Республики Коми
Работа учителя начальных классов
Исаевой А. И.
г. Сыктывкар 2016
Слайд 2Читательский интерес
это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому
опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг.
Слайд 3Средства реализации НРК
произведения устного творчества коми народа;
авторские сказки;
произведения классиков;
современных писателей и
поэтов Республики Коми.
Слайд 4Понятие о читательских интересах младших школьников
Слайд 5Задачи учителя начальных классов
Основной задачей является формирование и закрепление глубоких интересов
детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения.
Слайд 6Цель работы учителя
Цель работы учителя начальных классов заключается в создании условий
и стимулов для развития читательского интереса у младших школьников.
Слайд 7Работа по формированию читательского интереса
Осуществляется через:
уроки литературного чтения;
внеклассное чтение;
интегрированные уроки;
сотрудничество
с библиотекой;
клуб семейного чтения;
литературные праздники и др.
Слайд 8Этнокультурный компонент
Стандартизация образования потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы
этнокультурного компонента, который раскрывает общее представление об окружающем мире через знание учащимися природных особенностей своего края, формирует интерес к тому уголку земли, который принято называть малой родиной.
Слайд 9Региональная художественная литература
Средства региональной художественной литературы мотивируют учеников к овладению знаниями
о природе, к восприятию ее красоты и способствуют формированию ответственного и бережного к ней отношения.
Слайд 10Принципы формирования читательского интереса
художественно-эстетический;
тематический;
литературоведческий.
Слайд 11Формы и приемы изучения природоведческой литературы Республики Коми в начальных классах
Слайд 12Виды работы над текстом
В современной школе это:
Чтение всего текста.
Чтение текста, с
целью деления на части и составления плана.
Чтение по готовому плану.
Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение цепочкой по абзацу.
Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
Чтение самого красивого места в тексте.
Установление путем чтения причинно-следственных связей.
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Слайд 13Цели приобретения знаний, умений и навыков
На уроках литературного чтения:
Знание приемов выбора
нужной книги для чтения на определенную тему.
Навык самостоятельного определения содержания незнакомой книги по ее элементам (титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации).
Умение самостоятельно выбрать и прочитать детскую книгу.
Умение целенаправленно читать детскую периодику и системно использовать ее на уроках.
Слайд 14Цели приобретения знаний, умений и навыков
На уроках внеклассного чтения:
Самостоятельное знакомство с
книгой по трем показателям (фамилия автора, заглавие, иллюстрации).
Выбор книги из ряда книг по заданным признакам - предметам.
Знакомство с писателем, рассматривание ряда книг писателя, умение найти фотографию или портрет, определение темы творчества писателя по сопоставлению ряда его книг.
Самостоятельное называние персонажей и места действия, которые указаны в тексте произведения.
Подбор заглавий для серии иллюстраций, помещенных в книге.
Слайд 15Формы работы внеклассного чтения
Уроки-устные журналы по темам “Золотая осень”, “Зимушка зима”,
“Любите братьев наших меньших”.
Уроки-утренники “Сказки бабушки Соломонии”, “В гостях у природы”.
Уроки-викторины по произведениям коми писателей.
Слайд 16Внеурочные занятия по внеклассному чтению
инсценировки;
кукольные спектакли;
конкурсы:
на лучший рисунок,
на лучшую поделку,
на декламацию стихов.
Слайд 17Организация чтения
Способствует:
формированию устойчивого читательского интереса младших школьников;
умению работать с литературой природоведческого
характера;
умению правильно анализировать, сопоставлять высказывать или описывать свое мнение;
формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Слайд 18Этнокультурные особенности
Согласуется с федеральным стандартом в части понимания коми литературы как:
явления
национальной культуры;
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
средства формирования умения самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
как результат, формирования читательского интереса.
Слайд 19Список используемой литературы:
Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге. //
Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 12. - С. 27-28.
Бутенко И.А. Читатели и чтение. - М., 1997.
Вертякова Э.Ф. Политкультурная региональная подготовка будущих учителей начальных классов // Начальная школа. – 2005. - № 9. – С.17.
Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников // Начальная школа . – 2003. - № 6. - С.23-27.
Дубинина Э.Ф. Интегрированные уроки // Начальная школа. – 2004. - № 4. – С.65.
Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.
Кочетова П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать // Начальная школа. – 2003. - № 1. – С.20.
Кравченко С.И. Интегрированный урок как форма активизации познавательной активности ученика // Начальная школа. – 2002. - № 9. – С.45.
Макеева С.Г. Воспитательное чтение в условиях современного образования. // Начальная школа - 2000. - № 9. - С. 70-89.
Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.