Слайд 1Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития ребенка с нарушениями
интеллектуального развития
Слайд 2Лечебная педагогика - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение
и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации.
Лечебная педагогика - это комплексное воздействие на организм и личность ребенка.
Слайд 3Задачи лечебной педагогики
стимуляция умственного и физического развития, коррекция имеющихся отклонений в
развитии (отставания в психическом развитии, поведении, речи, нарушения общения, моторики и других психомоторных функций) с целью всестороннего развития больного ребенка
Слайд 4Основные задачи лечебной педагогики заключаются в разработке специальных индивидуальных и групповых
методов и программ, направленных на коррекцию нарушенных функций и стимуляцию психомоторики ребенка и эмоционально-личностное его развитие.
Слайд 5На основе анализа структуры ведущих нарушений, обусловливающих отставание в развитии и
дезадаптации ребенка к окружающей среде, лечебная педагогика решает как общие педагогические и общевоспитательные задачи, так и специфически-коррекционные, с учетом специфики аномального развития и индивидуальных особенностей ребенка и его семьи.
Слайд 6Лечебная педагогика тесно связана с клинической медициной, в первую очередь с
педиатрией, с детской невролгией и психиатрией, а также психотерапией, возрастной физиологией.
Слайд 7Принципы лечебной педагогики
Главный принцип лечебной педагогики - тесная взаимосвязь лечебного и
педагогического процессов.
При проведении лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий с детьми с отклонениями в развитии специалистам важно соблюдать следующие основные принципы.
Слайд 81.Исходя из соблюдения прав ребенка, закрепленных в Конституции о правах ребенка,
максимально стремиться к реализации права на образование, направленное прежде всего на развитие личности, умственных и физических способностей, а также права ребенка на сохранение своей индивидуальности.
2. Включение в коррекционно-развивающие занятия всех, в том числе и самых тяжелых детей с множественными отклонениями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.
Слайд 93. При оценке динамики продвижения ребенка не сравнивать его с другими
детьми, а сравнивать с самим собой на предыдущем этапе развития.
4. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, формировать чувство психологической безопасности, стремиться к безопасному принятию ребенка с пониманием специфики его трудностей и проблем развития.
Слайд 105. Корректно и гуманно оценивая динамику продвижения ребенка, реально представлять дальнейшие
возможности развития и социальной адаптации.
6. Педагогический прогноз определять на основе углубленного понимания медицинского диагноза, но всегда с педагогическим оптимизмом, стремясь в каждом ребенке найти сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в педагогической работе.
Слайд 117. Ко всем детям, особенно физически ослабленным, легко возбудимым, неуравновешенным следует
относиться спокойно, ровно, доброжелательно.
8. Разрабатывать для каждого ребенка совместно с врачом программу по рациональной организации, гигиене умственной и физической деятельности, направленной на предупреждение утомления.
Слайд 129. Помнить, что признаками переутомления, наряду со снижением концентрации внимания, ухудшением
двигательной координации, является нарушение сна. При переутомлении у ребенка усиливается нервное возбуждение, раздражительность, часто наблюдается слезливость, усиливаются все имеющиеся у него нарушения.
10. Каждого ребенка необходимо приучить к определенному режиму дня. Вся деятельность ребенка должна быть построена по определенному расписанию.
Слайд 1311. Весь персонал, работающий с ребенком, должен соблюдать профессиональную этику. Диагноз
и прогноз каждого ребенка - профессиональная тайна специалистов.
12. При проведении коррекционно-развивающего обучения и воспитания важно усиливать и развивать положительную уникальную неповторимость каждого ребенка, его индивидуальные способности и интересы.
Слайд 1413. Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую и коррекционную программу для каждого ребенка.
14.
Стимулировать умственное и эмоциональное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности.
Слайд 1515. Постепенно, но систематически включать ребенка в самооценивание своей работы.
16. Терпеливо
обучать ребенка делать перенос сложившегося способа действия в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, при выполнении каждого задания стимулировать творчество и изобретательность.
Слайд 16При разработке специальной методики воспитания и обучения следует опираться на общие
и специфические закономерности возрастного развития как в норме, так и при отклонениях в развитии. Не менее важно соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению: создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности, осуществлять коммуникативную направленность обучения, строго индивидуализировать обучение, всесторонне развивать у ребенка все продуктивные виды деятельности.