Слайд 1КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – Джалильский детский
сад № 4 «Красная шапочка» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района Республики Татарстан
Слайд 2Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - Джалильский детский сад №4 «Красная шапочка»
общеразвивающего вида Сармановского муниципального района Республики Татарстан расположено по адресу: 423368, РТ, Сармановский район, пгт. Джалиль, ул. Лесная, дом 33.
Учредителем детского сада является исполнительный комитет Сармановского муниципального района РТ. Дошкольное учреждение имеет оформленную правовую базу: Устав, лицензию №2492 от 20.09.2011г. (бессрочную).
Штатами дошкольное образовательное учреждение укомплектовано полностью. Все педагоги прошли курсовую подготовку «Проектирование образовательной программы ДОО в условиях внедрения ФГОС» на базе Института развития и образования Республики Татарстан.
В детском саду функционирует шесть групп общеразвивающей направленности. Режим работы - 5 дней в неделю, 12 часов ежедневно (с 6.00 до 18.00).
Слайд 3Основная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) на переходный период до утверждения федерального реестра примерных основных образовательных программ дошкольного образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, и представляет нормативно-управленческий документ, разработанный рабочей группой детского сада, для реализации в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – Джалильский детский сад № 4 «Красная шапочка» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района Республики Татарстан.
Слайд 4Ведущие цели Программы – позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка младенческого,
раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту видах детской деятельности.
Цель реализуется через решение следующих задач, соответствующих ФГОС ДО:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
Слайд 5создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
Слайд 6формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
обучение детей двум государственным языкам в рамках реализации закона РТ «О государственных языках республики Татарстан»;
приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан;
формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
Слайд 7Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при
систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги ДОУ совместно с семьей стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка.
Слайд 8Данная программа характеризует специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного
процесса (его содержание, формы, применяемые педагогические технологии, методы и приемы), используемые в данном ДОУ.
Она обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи.
Слайд 9
Образовательная программа реализовывается не только в процессе организованной образовательной деятельности, но
и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры (данная услуга будет осуществляться при потребности со стороны родителей (законных представителей) и созданных условий в ДОУ, с своевременным внесением необходимых дополнений в основную образовательную программу);
Слайд 10в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность
и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Слайд 11Программа показывает:
как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в
дошкольном образовательном учреждении создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников;
какие педагогические технологии применяются в работе с детьми;
как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Она направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Слайд 12Данная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 месяцев
до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Учитывая изменения связанные с выпуском детей из ДОУ и приемом вновь пришедших детей, с запросом социума, со сменой нормативно правовой базы, со сменой или выбором комплексной программы и др., коллектив может вносить изменения и дополнения.
Слайд 13Образовательная программа содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в
каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Слайд 14Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Слайд 15Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей
в соответствии с пятью образовательными областями.
Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям соответствует ФГОС и реализуется с учётом методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. В Программе представлено также описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
В Программе также представлены особенности работы в разных видах деятельности и культурных практиках, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Слайд 16Приоритет и отличительные особенности программы
В соответствии с уставом приоритетным направлением деятельности
образовательного учреждения является физическое развитие детей. В связи с чем, коллектив ДОУ целью своей работы полагает: организовать физическое развитие детей в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Слайд 17Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:
принцип активности и сознательности - участие всего
коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
принцип научности - подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных
задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов
деятельности;
принцип результативности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;
принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.
Слайд 18Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом
региональных климатических и сезонных
особенностей являются:
создание условий в дошкольном образовательном учреждении;
развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (татарских, русских, чувашских, мордовских, марийских, башкирских, удмуртских), спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;
осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ;
совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.
Слайд 19Национально-региональный компонент
Внедрение в образовательный процесс ДОУ регионального компонента дает детям дошкольного
возраста первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения, развивает у дошкольников интерес к малой родине, ее культурно-историческим и природным особенностям.
Национально-региональный компонент предусматривает реализацию следующих направлений:
приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республики Татарстан. Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
изучение русского и татарского языков в дошкольных образовательных учреждениях в равных объемах;
ознакомление с историей, географией Республики Татарстан, расширение знаний детей о своем родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности - привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.
Слайд 20
В рамках реализации первоочередных мероприятий «Стратегии развития образования в Республики Татарстан
на 2010-2015 г.г. «Киләчәк» в детском саду ведется активная деятельность по реализации внедрения УМК по обучению детей двум государственным языкам в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Детский сад - первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа. В связи с этим в детском саду в целях обучения детей родному языку используется учебно-методический комплект «Туган телдә сөйләшәбез».
Слайд 21Основной задачей изучения татарского языка русскоязычными детьми в дошкольном возрасте является
формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов. Обучение проходит с помощью учебно-методического комплекта «Татарча сөйләшәбез».
УМК включают в себе методические пособия по обучению родному (татарскому) языку и развитию речи детей дошкольного возраста, рабочие тетради, начиная с средней группы, аудиозаписи и видеозаписи, серии картин и т.д.
Слайд 22Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанииков
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются
в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
Взаимодействие ДОУ с семьей на современном этапе развития общества требует таких форм работы педагогов с родителями, которые позволят им прийти к пониманию того, что для содействия культурному развитию ребенка, его успешной социализации взрослым необходимо начать прежде всего с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания. В таком содружестве педагогов и родителей объединяет одна цель: помочь детям приобрести полноценный жизненный опыт и при этом научиться быть любящими, чуткими, ответственными друзьями своих детей - на всю счастливую и полноценную жизнь.
Слайд 23Организация эффективного взаимодействия семьи и ДОУ основывается на следующих принципах:
единый подход
к процессу воспитания ребёнка;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
уважение и доброжелательность друг к другу;
дифференцированный подход к каждой семье;
равная ответственность родителей и педагогов.
Слайд 24Основные направления в работе с родителями
Организационное (вовлечение родителей в образовательный процесс
детского сада; участие в работе педагогического совета ДОУ, родительских комитетах, взаимодействие с общественными организациями).
Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей).
Организационно-педагогическое (вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).
Слайд 25Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды, обеспеченности методическими материалами, описание организации образовательного процесса и организационно-педагогических условий, содержание, примерное ежедневное время, необходимое на реализацию Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время для: организованной образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов); образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.) а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Слайд 26Основными участниками реализации программы являются:
дети дошкольного возраста,
родители (законные представители),
педагоги.