Слайд 1Книга в жизни ребёнка
Подготовила Петрова Н.Н.
Воспитатель 1 категории
Слайд 2
«Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно
несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». (Фрэнсис Бэкон)
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)
Слайд 3
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в
формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Слайд 4
Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую
помощь в этом оказывает общение с книгой.
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.
Слайд 5
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание,
воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Слайд 6
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания
детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Слайд 7
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества
и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.
Слайд 8
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы
художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Слайд 9
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал
основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.
Слайд 10
самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть
воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения.
Слайд 11
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит
до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Слайд 12
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии,
мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.
Слайд 13Роль книги в развитии детей
. Книги служат для того, чтоб расширять
представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Слайд 14Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать
структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление
Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество
Слайд 15Зачем читать детям книги?
Дети имеют огромную потребность, чтобы им читали вслух.
Для благополучного развития ребенка чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте..
Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение, когда внимание уделяется ему полностью И совместное чтение дает такую возможность.
Слайд 16Значение книги в жизни ребенка:
Удовлетворение потребности в безопасности.
-Чувство ценности и значимости
своего «Я» и своих интересов.
-Формирование ценностей
-Разрядка значимых переживаний.
-Обучение новым или необходимым моделям поведения.
Слайд 17Удовлетворение потребности в безопасности
Когда ребенок сидит на коленях у мамы или
папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.
Слайд 18Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов
Когда педагоги читают
то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание).
Слайд 19Формирование ценностей
Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои
книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача педагога помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.
Слайд 20Разрядка значимых переживаний.
Книга – это и средство разрядки переживаний, болезненных
или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.
Слайд 21Обучение новым или необходимым моделям поведения
Через книгу ребенок воспринимает различные модели
поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Педагоги могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью
Слайд 22
Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.
Слайд 23
Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь
зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)