Слайд 1Консультация для воспитателей на тему:
«Патриотическое воспитание дошкольников»
Слайд 2В. А. Сухомлинский
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай
красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так,
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
Слайд 3Особенности патриотического воспитания
Слайд 4Чувство любви к Родине начинается с любви к самым близким людям
– отцу, матери, бабушке, дедушке.
Родной дом, двор, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками
Родная природа - все это Родина.
Слайд 5Приобщения детей к культурному наследию.
Нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Слайд 6Формирование через национального духовного характера.
Уважение к трудовым умениям и творческим
ремеслам предков, гордость за людей, трудами и талантами которых славится Россия
Слайд 7Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе.
Слайд 8Огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.
Слайд 9В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку,
семье, педагогам в образовательном процессе психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Слайд 10ФГОС цели:
создание условий для становления основ патриотического сознания детей,
возможности позитивной социализации ребенка, его
всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Слайд 11Определение понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание»
Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему,
стремление своими действиями служить его интересам.
Слайд 12Компоненты
- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
- уважительное
отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.
Слайд 13Патриотическое воспитание – формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему
отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Слайд 14Задачи патриотического воспитания:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей
семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.
Слайд 15Этапы воспитания патриотических чувств у дошкольников
-воспитание любви к близким людям (родителям,
родственникам),
-к детскому саду (воспитателям, друзьям),
-к родному городу,
-к родной стране (ее столицы, символики).
Слайд 16В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание
чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения.
Слайд 17Средства патриотического воспитания
Единой классификации воспитательных средств не существует, так как они
слишком разнообразны.
1) аудиальный - слово, музыка, песня, стихи, звуки природы;
2) визуальный - предмет, изображение предмета, художественный образ, видео, фото;
3) кинестетический - ритмические движение, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.
Слайд 18Формы работы по воспитанию патриотизма у дошкольников
Метод воспитания - способ воздействия на
психику детей с воспитательной целью через своеобразную организацию их деятельности и отношений.
Слайд 19Основные методы патриотического воспитания:
1) Методы воспитания патриотических убеждений (доказательство, поисковый метод,
дискуссионный метод),
2) Методы воспитания привычного поведения и формирования традиций патриотического поведения (эпизодическое ситуационное упражнение, приучение, педагогическая организация жизнедеятельности, общественное поручение),
3) Методы формирования эмоционально-волевых установок, патриотических чувств (личный пример воспитателя, игровой подход к организации деятельности, перспектива будущих дел, требование, сравнение, соревнование, доверие).
Слайд 20Задачи воспитания патриотизма решаются во всех видах детской деятельности (на занятиях,
в играх, в труде, в быту):
Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.
Чтение сказок.
Работа в книжном уголке
Ручной труд.
Изготовление подарков.
Выставки и экспозиции.
Развлечения, досуги, праздники, концерты.
Совместная проектная деятельность.
«Уроки доброты».
Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные).
Инсценировки, театрализации.
Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.
Создание фотоальбомов.
Слайд 21Работа с семьей. Формы:
Консультации и беседы.
Круглые столы.
Организация фотовыставок («Мой любимый город»,
«Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», и т.п.)
Оформление информационных стендов.
Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, поделок).
Поддержание групповых традиций (чаепития, утренники).
Организация встреч с «интересными людьми».
Родительский клуб.
Семейные экскурсии по району, городу.
Слайд 22Рекомендации для педагогов и родителей
Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком
и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете.
Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
Знакомьте ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
Чем раньше и регулярней вы будете посещать музеи города, пока ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он в подростковом возрасте и юности будет посещать культурные заведения.
Слайд 23Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не
говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
Смотрите с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
Привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, непосредственно несущих функцию защиты Родины.
Организовывайте мероприятия, направленные на взаимодействие детей с окружающим миром.
Слайд 24Н. А. Некрасов
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
Слайд 25Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного
воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Слайд 26Начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.
Слайд 27Ушинский считал:
система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.