Слайд 1Консультация для воспитателей на тему:
"Организация детского досуга в летний период".
Музыкальный руководитель:
Грешкова
Елена Викторовна
Г. Димитровград 2017
МБДОУ "Детский сад "38 "Золотой петушок"
Слайд 2Задачи:
- Создание условий для развития эмоциональной сферы ребенка;
- Развивать быстроту,
ловкость, инициативу, выдержку;
- Воспитывать настойчивость, справедливость, честность, умение действовать в коллективе.
Слайд 3Уважаемые педагоги! Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в
теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.
Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы.
Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.
Нам важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично входили в жизнь дошкольного учреждения.
Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.
Предлагаю Вам формы работы, которые могут соответствовать этим условиям.
Слайд 4Игровые часы.
Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными
и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр, как «Жмурки», «Кошки-мышки», «Пятнашки» и т.д. У старших дошкольников интерес вызывают бродилки, шашки, шахматы и т.д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг.
При наличии в детском саду нескольких групп, педагоги могут распределить игры между собой, и тогда каждый педагог разучивает выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно может упростить подготовку для игрового часа.
Слайд 5Народные игры: «Жмурки», «Кошки-мышки», «Пятнашки».
Слайд 6 Музыкальные часы.
Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, устраивать дискотеку показывать пантомиму, играть в музыкальные игры.
Слайд 8Выставки.
Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно увлечь
как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес. Выставка должна проводиться в несколько этапов.
На первом этапе выбирается её тема и определяется, какие изделия будут приниматься на выставку. Например, на выставке «Природа и фантазия» будут представлены поделки из природных материалов, а на выставке «Вот оно какое лето к нам пришло!» - рисунки.
Этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие. Оформление выставки. Организация посещений. Дети вместе с педагогами приходят на выставку, слушают «экскурсию», которую проводит один из педагогов (можно взять в помощники старшего дошкольника). Дети рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке
Слайд 9Рисование мелками.
Так же можно провести выставку рисунков на асфальте. Намного интереснее
рисовать с детьми на улице. Возьмите с собой набор цветных мелков, и смело разрисовываете асфальт. Причем рисовать можно не только человечков, картинки, но и изучать буквы, цифры и т. д. С детьми постарше можно поиграть в классики и другие аналогичные игры.
Слайд 10Надувание мыльных пузырей.
Такая игра будет, не только полезна, но и доставит
массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.
Слайд 11Детские спортивные состязания относятся к разряду подвижных соревнований.
Они значительно различаются в
зависимости от возраста ребенка. Ведь для таких забав очень важна ловкость, которая, развивается в процессе подобных соревнований. Ловкость определяется способностью овладевать новыми двигательными реакциями и быстро перестраивать свои движения при необходимости в зависимости от меняющейся обстановки. Ловкость, необходимая в спортивных соревнованиях, развивается достаточно медленно. Говорить о спортивных соревнованиях для детей младшего возраста нет смысла, для их спортивного развития на первых порах достаточно применять простые забавы, детские качели и велосипеды.
Детские спортивные соревнования развивают ловкость, умение координировать движения, действие в ограниченном времени и пространстве (детской площадки). Командные соревнования развивают здоровый дух соперничества, а на координацию движений и вестибулярный аппарат благотворно влияют подвесные качели
Слайд 13Игры с мячом.
Несмотря на простоту, игры с мячом очень полезны для
детей, так как развивают практически все виды мышц. И не важно, кидает малыш мячик или ловит, он тренирует координацию движений и зрение. Можно придумать самые разнообразные игры для мальчиков с мячом, который можно как покидать, так и попинать ногой.
Особое место среди детских спортивных игр занимают занятия с мячом. Например, такое увлекательное соревнование, как «Детский волейбол». Размечается площадка. Посередине натягивается веревка на высоте двух метров. Поделившиеся на две команды дети (количество не важно, лишь бы равное), становятся по разные стороны от веревки. Два первых участника выходят на линию старта, отмеченную в двух метрах от веревки. Они берут по мячу и одновременно бросают свой мяч через веревку. Задачей остальных участников команды является ловля мяча с тем, чтобы не дать ему упасть на пол. Далее подачу осуществляют вторые соревнующиеся и так далее. Выигрыш остается за той командой, на чью площадку реже падал мяч соперников. В процессе соревнования развиваются ловкость, меткость, быстрота реакции.
Слайд 14Еще одной, не менее любимой детьми игрой в мяч, являются «Вышибалы».
Здесь участники одной из команд становятся на противоположные линии очерченной площадки. А участники другой команды перемещаются в поле между этими линиями, увертываясь от мяча, брошенного соперниками с намерением попасть в соревнующиеся команды, находящейся в поле. При попадании мяча в цель, ребенок, в которого попали, покидает площадку. Но если участник в площадке поймает мяч, то он имеет право вернуть выбывшего неудачника или засчитать это очко на будущее. После того, как все участники команды в поле будут выбиты, команды меняются местами. В этой спортивной баталии также тренируются быстрота, ловкость, меткость и согласованность движений.
Слайд 15«Боулинг». Всеми детьми любима забава, являющаяся детским вариантом боулинга. Для проведения
этого соревнования нужны кегли и мяч. Удар по выставленным в ряд кеглям в количестве десяти осуществляется с расстояния в десять метров. У каждого участника имеется право на пять попыток. За каждую сбитую кеглю участнику записывается очко. Побеждает тот, кто сбил наибольшее количество. Здесь развивается меткость и согласованность движений, умение сообщить мячу необходимое ускорение.
Слайд 16И никак нельзя оставить без внимания такую детскую спортивное соревнование как
«Пионербол». Для соревнования пионербол используют волейбольную площадку. Забава командная. В состав каждой команды входит 7-9 ребят, располагающихся по обе стороны от сетки в три ряда. У тех участников, которые стоят во втором ряду, находится по мячу. По свистку судьи начинается игра, и мяч отправляется через сетку на площадку другой команды. Мячи, перелетающие сетку, ловят или подбирают и, как можно быстрее, отправляют через сетку на противоположную сторону
Слайд 17Очень увлекательна игра с пластмассовой тарелочкой (фрисби). В неё может играть
любое количество человек. Например, десять игроков встают по кругу на расстоянии 4 шагов друг от друга. Дети перебрасывают тарелку друг другу в любом направлении, но не стоящему рядом. При помощи пластмассовой тарелки также можно поиграть и в игру «Снайпер»: на расстоянии 8 метров от стартовой линии на землю кладут разные предметы — кубик, кеглю, коробочку и др. Дети стараются сбить их тарелкой. Каждый игрок по очереди подходит к стартовой линии и бросает 3 раза тарелку, стараясь попасть в цель. Побеждает самый меткий участник игры, выбивший три предмета за три попытки.
Слайд 18Игры с обручем скакалкой и резинкой.
Улучшить физическую подготовку ребенка можно также
при помощи обруча и скакалки. Так как малыши не могут использовать эти снаряды по прямому назначению, то вначале можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по тоннелю. Игра в резиночку, правила игры: Два игрока становятся «в резиночку», затем один игрок прыгает задания на разных уровнях по высоте. Как только прыгающий ошибается, то меняется местом с другим игроком. Уровней было шесть, последний заканчивался на уровне шеи и покорялся только самым прыгучим девочкам.
Игра в «резиночки» развивает: прыгучесть, ловкость, гибкость, равновесие, координацию, грацию и легкость выполнения движений.
Слайд 19Самые популярные игры летом в детском саду связаны с водой и
в воде.
С минимальным количеством воды можно организовать эстафету водоносов. Для этой игры потребуются две табуретки, на одной из которых ставиться емкость с водой, а на другой пустой аналогичный сосуд. Задача детей перенести воду из одного сосуда в другой посредством других предметов. Воду можно носить формочками, половниками, тарелками. Побеждает та команда, которая расплещет наименьшее количество воды. Усложнить игру, развивающую точность и координацию движений, можно посредством установления конкретного способа переноски воды: в одной руке, на плоском блюдце. Брызгание из водных пистолетов. Можно поливать садовые культуры.
Слайд 20Игра с камешками.
Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета
и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно обложить камешками цветочную клумбу, или дерево. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями
Слайд 21игры, которые развивают мыслительную деятельность ребёнка, тренируют концентрацию внимания.
Например, игра «Наоборот».
Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит: «Светло», поймавший должен сказать слово наоборот, т.е. противоположное по смыслу. Игрок отвечает: «Темно» и возвращает мяч ведущему, тот продолжает игру (широкий-узкий, горячий-холодный и т.д.). Можно произносить разные части речи: и существительные, и глаголы, и прилагательные. Игрок, не ответивший или замешкавшийся более, чем на 10 секунд, выходит из игры. Игра «Успей занять своё место». Дети образуют круг, а водящий рассчитывает их по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Ведущий громко называет два каких-нибудь номера. Названные номера должны поменяться местами. Задача водящего — опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места, идёт на место водящего. Номера, которые были присвоены игрокам в начале игры, не должны меняться, даже когда тот или иной из них становится временно водящим.
Слайд 22Подвижная игра с дидактической направленностью.
Подвижная игра с дидактической направленностью, всегда связана
с решением двигательных и дидактических задач, протекает на эмоциональном фоне, что стимулирует двигательную активность и умственную работоспособность, тем отодвигает возникновение утомления. В подвижной игре с дидактической направленностью гармонично сочетаются два начала: учебно-познавательное и игровое двигательное.
Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижных игр дидактической направленности, способствуют решению ее дидактических задач, влияют на восприятие, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять и обобщать
«Сложи фигуру»
Цель: закреплять у детей знание геометрических фигур.
Материал: ленточки.
Дети с ленточкой в одной руке под музыку подскоками передвигаются по группе. Как только музыка останавливается, воспитатель показывает геометрическую фигуру (треугольник, квадрат, прямоугольник и т. д.). Дети выкладывают фигуру из ленточек на ковре. Условие: можно накладывать половинку ленточки на другую ленточку, т. к. не всегда количество ленточек совпадает с количеством сторон фигуры.
Усложнение: воспитатель называет фигуру, но не показывает ее изображение (можно показывать только цифру – количество сторон).
Слайд 23«Паровоз с грузом»
Цель: развивать координацию движений, ловкость: формировать правильное физиологическое дыхание.
Дети
стоят в кругу. По сигналу воспитателя они начинают загружать вагоны – передавать мяч друг другу. Сначала загружают низ вагона – руки внизу, затем загружают середину вагона – руки на уровне груди, далее вагоны загружаются доверху – руки вверху. Вагоны загрузили.
Состав начинает движение. Дети двигаются по кругу, произнося на выдохе чух – чух – чух. После чего состав останавливается, дети произносят на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос. Начинается разгрузка вагонов: мяч передается по кругу в другую сторону: руки вверху, на уровне груди, внизу.
Слайд 24Летние праздники.
Настоящий клад для организатора летнего досуга детей - народные праздники.
Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры. Например, богатые традиции и мифологию имеет День Ивана Купалы. Праздник «День семьи любви и верности». Татарский праздник «Сабантуй», «Бал Цветов», «Нептун» , «ПДД» Совершенно необязательно, чтобы празднование имело чёткое соответствие традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в дошкольном учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме.
Слайд 25Игры-путешествия «Квесты»
Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном
маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Гвидону, или на остров сокровищ). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги должны разделить между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.
Квест - это поэтапная игра с подсказками, В этом необычном и захватывающем приключении не обойтись без смекалки, логического мышления, эрудиции, а также ловкости, координации и умения взаимодействовать с товарищами. В игре этого жанра всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше.
Слайд 26Квест: «Гавайский»
Квест: «Ковбойский»
Квест: « пиратский»
Квест: Индейский»
Слайд 27Необходимо помнить, что подвижные игры детей быстро распадаются, если нет контроля
со стороны педагога, т. к. у дошкольника нет достаточного опыта в самостоятельной организации игр. Успешно и интересно проходят игры, когда педагог их организует и сам в них участвует. Успех игры зависит от условий, в которых она проводится. Умение правильно выбрать игру столь же важно, как и умение ее провести (продумать план ее проведения, в какой момент провести, приготовить все необходимое). При рекомендации детям игр желательно избегать авторитарного предложения, лучше использовать товарищескую форму общения, предлагать на выбор: «В какую игру вы хотите поиграть? Давайте поиграем в игру…»
Уважаемые педагоги! Вариантов летних игр с детьми очень много, Вы можете использовать мои и свои идеи для проведения игр, и каждый день лета будет праздником для вас и ваших детей. Такой отдых летом укрепит иммунитет и позволит набраться сил.