Слайд 1Весенние прогулки
с малышом
Составила: воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ ДС №10
"Родничок"
Сычёва Екатерина Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением социально-личностного направления воспитанников № 10 “Родничок”»
Консультация для родителей
Слайд 2 Прогулки весной, особенно в раннюю её пору, нередко
разочаровывают и ребёнка и взрослого. Причиной тому служат некоторые обстоятельства, изменить которые невозможно. Во – первых, как одевать ребёнка на прогулку - не угадаешь. С утра морозно, приходиться одеваться тепло. Малыш, которого взрослый держит за руку, балансирует на ледяных накатах. Зато к обеду распогодиться так, что в пору даже снимать с него верхнюю одежду. Ребёнок тут же перегревается, начинает раздражаться. Во – вторых, малышу хочется свободно подвигаться на прогулке, но…Утром этому препятствуют большие наледи, а ближе к обеду они превращаются в огромные лужи с крохотными островками суши. В таких условиях ребятишки только и слышат: «Не беги, здесь скользко!», «Перешагивай ручеёк!», «Обойди лужу! Не лезь в воду» и т.п. И ребёнок, и взрослый находятся в постоянном напряжении и возвращаются с прогулки недовольные друг другом. Но без неё не обойтись, гулять нужно два раза в день.
Есть ли выход из такой ситуации? Конечно, есть. Пока не установилась тёплая, сухая погода, лучше всего проводить прогулку в два захода. Утром по бодрящему холодку, одевшись потеплей, можно пойти в ближайший парк или сквер, посетить соседний двор или просто пройтись по улице. Составьте маршрут таким образом, чтобы ко времени, когда солнце начнёт пригревать основательно, вы были бы уже дома. Переоденьте ребёнка. Ребенок может выпить воды, посетить туалет. И далее прогулку проведите недалеко от дома. На солнышко уже высыпала ребятня от мала до велика. Только успевай включаться то в одно, то в другое интересное дело. Пусть ребёнок выбирает сам.
В весеннюю пору изменения в природе самые яркие. Проследите за ними вместе с ребёнком: осмыслить происходящее самостоятельно маленькому человеку не под силу. Постарайтесь организовать прогулку таким образом, чтобы не подавлять детской самостоятельности, инициативности и в то же время учить понимать увиденное, отмечать красоту просыпающейся природы, бережно относиться к ней. Останавливайте внимание ребёнка на интересных фактах, объясняйте их. Будите детскую мысль вопросами, рассуждениями, интересуйтесь его мнением. Ребёнок сначала учиться отвечать на вопросы взрослого, а пройдёт не много времени – и сам начнёт задавать их.
Побуждайте малыша отмечать весенние изменения в природе всеми органами чувств: замечать, что - то интересное, прислушиваться к новым звукам, вдыхать запахи пробуждающейся жизни, дотрагиваться до чего либо (например, до сосульки) и обращать внимание на то, какая она (холодная, тяжёлая) и т.д. Обогащайте детскую речь эпитетами, сравнениями. Читайте стихи, пойте.
Весенние прогулки с малышом
Слайд 3Виды наблюдени
Неживая природа
А солнышко пригревает, весну зазывает. Под его лучами снег искриться, переливается.
Какой он теперь: сухой, пушистый, лёгкий или сырой, мокрый, тяжёлый? Ребёнок может
проверить это и ответить на вопрос сам. Вместе положите на асфальт снег и понаблюдайте, как он темнеет, становиться серым. Вскоре побегут от него ручейки. Совсем недавно малыш скользил по льду, трогал лёд в канавке ногой. Лёд трещал, но не ломался. А теперь, куда ни глянь, везде вода.
В следующий раз можно наблюдать, что быстрее растает на асфальте: снег или пластинка льда? Какая из луж больше («Обойди и определи сам»), глубже («Измеряй лопаткой, не ногой»)? Малыш, бросая в лужу щепки, ветки и т.д., сам отмечает, что тонет, а что плавает.
Спойте детям украинскую песенку «Веснянка»:
«А уж ясно солнышко припекло, припекло
И повсюду золото разлило, разлило.
Ручейки по улице всё журчат, все журчат.
Журавли курлыкают и летят, и летят.»
Выйдя в парк (сквер) в погожий солнечный денёк, обратите внимание малыша на синее небо, легкие белые облака. Проследите, как медленно плывут они вдаль. Яркое солнце постепенно пригревает. Под его лучами становиться тепло. Пусть ребёнок сам убедиться в этом, проложив ладонь к поверхности скамейки, столика, к рукаву собственной шубки. Можно поэкспериментировать – приложить ладонь к стволу дерева с солнечной и теневой стороны. Где теплее и почему? Задания на температурные различия можно продолжить. Один мяч лежит на столе, другой – в пакете. Какой из них тёплый? Почему?
Слайд 4Двинулись в обратный путь и вдруг на карнизе, под окном первого
этажа дома, увидели ряд сверкающих на солнце сосулек. Рассматриваем их, отмечая: длинные – короткие, толстые – тонки е, прозрачные. Тронешь лопаткой – колются: хрупкие. Ребёнок может подержать сосульку в руке, выразить словами свои ощущения: холодная, твёрдая, мокрая, гладкая, скользкая.
Прислушайтесь. Слышен звон капели. Это песенка сосулек.
«Поставь пустое ведёрко, послушай: кап – кап! А как журчит ручеёк в канавке?»
Пусть ребёнок вторит услышанным звукам, упражняет свой
артикуляционный аппарат.
Иногда на прогулке вас может неожиданно застать град.
Спрятавшись под любым навесом, интересно наблюдать, как весело
скачут, рассыпаются во все стороны большие и маленькие горошины.
Пусть ребёнок подержит в руке одно из них. А если вдруг закроет солнце
туча и пойдет дождь – это не беда. Спойте малышу:
«Дождик, дождик, пуще! Будет травка гуще.
Дождик, дождик посильней. Огород ты наш полей.»
Смотрите, как весело скачут дождинки по лужам, пузырятся и в скорее
пропадают совсем. Еще ярче сверкает всё вокруг, еще сильнее греет солнышко.
Прочитайте стихотворение «Солнышко» Г.Бойко:
«Туча спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали –
Мы б его расцеловали.»
В следующий раз расскажите ребёнку, что весёлый весенний дождик всех напоил,
всех умыл. Идите медленно, оглядываясь вокруг, спрашивайте: «Кто напился?
Кто умылся?» Малыш показывает на цветы, листья.
Слайд 5Живая природа
Наблюдения за растениями
Еще только сходит снег, а на проталинах уже появляется нежная травка. Рассмотрите травинки
в лупу. Какие они храбрые, не бояться утренних морозов! Пусть ребёнок ощутит эту нежную зелень,
обогатит свой словарный запас: трава мягкая, ласковая; травушка – муравушка шелковая.
Прочитайте «сельскую песню» А.Плещеева:
«Травка зеленеет, солнышко блестит.
Ласточка с весною в сени к нам летит.»
На склоне небольшого холмика ребёнок заметит первые цветы мать – и – мачехи, одуванчика. Поддержите его радость, вместе полюбуйтесь цветами, рассмотрите в лупу: похожи на солнышко. Пусть малыш проведёт пальцем: мягкие, пушистые.
Гуляя по улице, остановитесь у клумбы. Обратите внимание ребёнка на бутоны – домики для цветков. Объясните: солнышко пригревает, его лучи стучат в домики – бутоны, будят цветы. Через несколько дней малыш с радостью сообщает Вам: «Уже проснулся цветок»№ теперь он сам спешит к клумбе, чтобы посмотреть, сколько еще цветов проснулось. Спрашивайте у малыша, как называются цветы, какого они цвета, большие они или маленькие. Ребёнок учиться различать нарциссы высокие и низкие, тюльпаны красные и жёлтые. Пытаясь спрятать в ладошках головку пиона, учиться употреблять слова: пушистый цветок, крупный. Присев, закрывает ладошкой анютины глазки: маленькие. Увидев букет на столе, начинает считать, сколько в нём нарциссов, тюльпанов и т.п.
Малыши легко отличают дерево от куста. В один из теплых солнечных дней наклоните ветку куста и покажите ребёнку набухшие почки – домики для листьев. «Всю зиму листья спали в своих домиках. Теперь солнышко пригревает, посылает свои лучи будить листочки». Поставьте ветку с набухшими почками в воду, наблюдайте за изменениями. Появились первые листья. Пусть ребёнок трогает их клейкую поверхность, нюхает их. Всё больше и больше листьев на кустах, на деревьях. «Вон, какая красавица стоит – берёзка». Ствол её гладкий, шелковый, тонкий, высокий. Листья меленькие, нежные, блестящие. Оглянись, малыш! Зелёная трава, зелёные кусты, зелёные деревья: всё кругом зелено. Весна какого цвета? Конечно, зелёного!»
Слайд 6 Школьники и взрослые развешивают скворечники – домики для
скворцов. Скворцы прилетят, на крыльях весну принесут.
Наблюдать за поведением птиц в весеннюю пору – одно удовольствие. Только недавно воробьи сидели на заборе нахохлившиеся, притихшие, а теперь их не узнать: чирикают, шумными стайками перелетают с куста на куст, пушистыми комочками скачут между луж. Какое у них настроение? Почему? Прочитайте стихотворение «Зима пришла» М.Клоковой:
«Воробей с берёзы на дорогу – прыг!
Больше нет мороза – Чик – чирик!
Вот журчит в канавке быстрый ручеёк,
И не зябнут лапки – Скок – скок – скок!»
Прислушайтесь, и вы услышите громкое воркование голубей. Они тоже рады приходу весны. Ребёнок, послушав, отгадывает: кто чирикает, каркает, воркует, гулит. Наблюдая за поведением птиц, уточняйте: у птиц два глаза, два крыла, две ноги, перья, клюв. Теперь их уже не надо подкармливать, они сами находят себе еду: травку, мошек, букашек, червячков.
В яркий солнечный день внимание малыша привлекает карканье ворон. Объясните: всполошились вороны, раскричались. Оказывается, все птицы давно гнёзда вьют, строят себе дома, и только вороны всё проворонили и спохватились. Теперь нужно срочно браться за дело. Спустя некоторое время покажите
ребёнку их большие гнёзда в кронах деревьев.
Постарайтесь показать малышу цыплёнка. Пусть он осторожно потрогает пальцем
жёлтый пушок, крохотный клюв, хвостик. На что похож? Чей сынок? Почему пищит?
Угостите цыпленка мелко нарубленным яйцом, поставьте поилку. Налейте в большую
банку тёплой воды. Почему цыплёнок примостился рядом? Объясните.
Прочитайте стихотворение «Где чей дом?» Т.Волгиной:
« Воробей живёт под крышей. В тёплой норке – домик мыши.
У лягушки дом в пруду. Домик пеночки – в саду.
-Эй, цыплёнок, где твой дом? - Он у мамы под крылом.»
Слайд 7 Не остаются без внимания детей и проснувшиеся насекомые.
Крохотные существа вызывают противоречивые чувства. Ребёнок с интересом смотрит, как беспрерывно снуют в траве муравьишки. Расскажите об этих дружных тружениках. Малыш может настороженно отнестись к выползшему на тротуар майскому жуку, может неожиданно проявить враждебность к какой – либо безобидной букашке, придавив её ногой. Что это, агрессия? Нет, всего лишь интересный, с его точки зрения эксперимент: что будет с букашкой? А порой и проба собственных возможностей: хватит сил? Если не обратить на это внимания, ребёнок может с увлечением оторвать крылышки у козявки, слушая её жужжание. Нужно не забывать об этом и вовремя предотвращать нежелательные действия: «Куда это спешит малышка? Давай проследим?» или «Какая маленькая, а храбрая! Бежит через всю дорогу к своей маме, не боится». Учите детей милосердию: «Не бойся, жучок, беги по своим делам. Мы тебя не обидим, мы добрые люди!»
Ребёнок увидел божью коровку. Подставьте ладонь, дождитесь, когда она переползёт к вам на руку. Рассмотрите в лупу её маленькие ножки, усики – паутинки, подчеркните, что нужно бережно обращаться с ней. Пропойте: «Божья коровка, улети на небо…»
Неизменный восторг у детей вызывают первые бабочки, мотыльки. Понаблюдайте за ними.
А весна уже вовсю вступила в свои права. Всё вокруг зеленеет, благоухает, шумит. Малыши выходят на улицу нарядные, весёлые. Спросите у них, как называется их одежда, обувь. Детям нравиться, когда взрослые восхищаются их нарядами. Оказывается, Даша в красном платье в чёрный горошек похожа на божью коровку, Антон в ярко – жёлтой рубашке на цыплёнка, а пышные банты на голове у Юли – настоящий пион. Собрались нарядные дети в кружок – получился красивый весенний букет.
Слайд 8Наблюдение за жизнью улицы
С утра отправляясь на прогулку, можно
пройтись вдоль улицы, обращая внимание на пешеходов (во что одеты, обуты, почему многие с зонтами и т.п.)
Вдоль жилых домой стоит легковые автомобили. Дети быстро запоминают марки: «Лада», «Мерседес», «Ауди» и т.п.
Некоторые даже запоминают буквы в номерах машин.
Можно понаблюдать за работой дворника и даже помочь ему счищать с тротуара остатки снега; посмотреть,
как высаживают на большую клумбу первые цветы и рассаду.
Слайд 9Самостоятельная деятельность детей
Вернулись домой с прогулки, переоделись в
облегчённую одежду, передохнули, взяли игрушки и опять пошли гулять. Ребёнок начинает играть самостоятельно. Пускает кораблики, возит машинки, прыгает, рисует цветными мелками на асфальте, съезжает с горки, качается на качелях на детской площадке – один или с другими ребятами. На улице тепло, облегчённая одежда не сковывает движений. Дети взяли на прогулку прыгалки, а как с ними играть? Взрослый натягивает их между деревьями на высоте 10 см. («Перешагивай!»), на высоте 50 см («Подлезай!»). Без дела лежат мяч, обруч. Надо научить малышей правильно ловить мяч, играть с обручем.
Учитывая, что земля еще не всюду подсохла, предлагайте детям игры, которые можно провести на небольшой площадке: «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Заинька, выйди в сад», «Каравай» и др. На асфальте мелом (на песке палочкой) нарисуйте круги – домики. Каждый раз предлагайте новый вариант игры: то птички улетают в гнёздышки от дождя, то цыплята прячутся от собачки или мышки – от кошки и т.п.
Игра проходит веселей, если в неё включаются старшие ребята. Малыши во всём подражают им.
Игра «Мы!». После каждого предложения взрослого нужно громко произнести: «Да!Да!Да!» - и выполнить соответствующее движение.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём.
Дети соединяют руки и бегают по кругу со словами:
И бегаем кругом,
И бегаем кругом!
Слайд 10 Аналогичны условия игры «Мы весёлые ребята»: дети должны каждый
раз, выполняя движения, громко повторять: «Солнечным весенним днём».
Мы танцуем возле клумбы.
Так мы кружимся на месте,
Так мы топаем ногами,
Так мы хлопаем руками.
А вот так мы моем руки,
Так мы руки вытираем
И бежим скорее к маме!
Помните: дети этого возраста быстро утомляются. Те или иные внешние признаки утомления (одышка, покраснение лица, потоотделение) служат сигналом для прекращения игры.
Научившись петь вместе со всеми, водить хороводы, дети смогут активно участвовать в массовых празднествах.
В вечернее время обратите внимание ребёнка на солнце: какого цвета, куда садиться? Какое небо? Есть ли облака?
Уточните: наступает вечер. Не слышно птиц. Почему?
Большую часть прогулки малыши проводят в свободной игре возле дома или на детской площадке.
Вечером движение пешеходов на тротуарах не столь интенсивно. Самое время поучить малыша кататься на
велосипеде.
Слайд 11На даче
Поездка на дачу для ребёнка – праздник. Вывозить
его лучше попозже, когда основные работы по уборке территории после зимы закончены, земля подсохла, всё зазеленело.
Следуя за спешащим по участку малышом, старайтесь пробуждать его воспоминания, проводить параллели «город – дача». Уточняйте, конкретизируйте знания, полученные в городских условиях; читайте ребёнку стихи, пойте песни.
Пусть он рассмотрит цветы на клумбе, вспомнит их названия, скажет какого они цвета, большие они или маленькие. Покажите ребёнку цветущие фруктовые деревья, спросите, какие плоды на них появятся. Можно заглянуть в парник, постоять у огородных грядок – и везде объяснения необходимо перемежать с воспоминаниями.
Сходите на луг. Разрешите малышу пробежаться босиком по изумрудной травке – муравке,
приговаривая: «Ой, трава щекотиться, мне смеятся хочется!». На лугу пасутся коровы.
Ребёнок слушает стихи:
«Ты, коровушка, ступай,
Свежей травки пощипай,
А вернёшься вечерком –
Нас напоишь молочком.»
Сверните на знакомую тропинку. Куда она ведёт?
Конечно, к пруду (речке). Малыш слушает звонкое
кукование кукушки, хрустальные трели соловья.
Расскажите: «В лес тоже пришла весна. Радуются, скачут по
травке – муравке зайчата, греются на солнышке лисята,
волчата. Один медведь спит в своей берлоге. Никак
не доберутся до него лучи солнца, никак не разбудят.
Но тут побежали – зажурчали весенние ручейки, и прямо
к мишеньке в берлогу. Намокла его шуба, проснулся медведь,
вылез из берлоги, глядь – кругом тепло, светло.
Хватит спать – весна пришла».
Слайд 12 Гуляя по дачному посёлку, заходя в гости к соседям,
ребёнок видит цыплят, утят и гусят, козлят, телят, жеребят, поросят. Только успевай разбираться, где чьи детки, как зовут маму, как она зовёт своих детей, что и как каждый их них ест, как подаёт голос. Можно вместе с ребёнком спеть песенку «Цыплята» Т.Волгиной:
«Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней цыплята –
Жёлтые ребята.
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите!»
Можно еще не раз возвращаться к этой теме, усложняя вопросы: петух – чей папа? Как зовут маму телёнка? Цыплёнка? Жеребёнка? Ребёнок сам с радостью сообщает: «У всех есть мама!»
Переполненный впечатлениями, разрумянившийся от свежего загородного воздуха малыш, возвращаясь с дачи, поёт:
«Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!»
Источник:
Журнал «Дошкольное воспитание» 03/2002 , «Весенние прогулки с малышом. В кругу семьи»
Теплюк С. «Весенние прогулки с малышом», стр.78