Слайд 1«Песокотерапия»
Автор: Волынкина
Вера Владимировна
Слайд 2Песокотерапия - игра с песком как способ развития ребенка.
Терапевтический эффект игры
с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит…. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Слайд 3 Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка
форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Слайд 4
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице
могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Игры с песком разнообразны:
обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.;
проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Слайд 5
Игры с песком:
развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
снимают мышечную напряжённость;
помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
Слайд 6
позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы
решения проблемной ситуации;
преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
способствуют расширению словарного запаса;
помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Слайд 7 Чтобы быть не зависимы от времени года и природных явлений непрерывно
развивать активность, расширять жизненный опыт, а также стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию в своей работе с детьми дошкольного возрастая я использую специальный, готовый световой стол с песком, который предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции и развития воображения, игровой терапии.
Корпус модуля выполнен из
ламированного ДСП. В дно модуля
вмонтирована светодиодная подсветка.
Подсветка отделена от наружной части
модуля матовым стеклом.
Рисование песком - это необычное
искусство создания картин с помощью песка.
Слайд 8
Рисование песком - это возможность выразить свои чувства и эмоции
без слов.
Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а также работу мозга. Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы. .Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.
Слайд 9
Борьба со стрессом. У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие.
Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Слайд 10
Такие элементарные на первый взгляд задания как:
поскользить ладонями по
поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.),
выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
"пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);
Слайд 11
"пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и
левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);
"поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;
сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?) имеют колоссальное значение для развития психики ребенка.
Слайд 12
Наблюдая за работой детей в песке, можно уверенно сказать, что дети
от этих занятий получают огромное удовольствием, с охотой выполняют разные задания. Очень приятно и интересно детям покопаться в песке, порисовать пальцами по песку, прочувствовать его между пальцами, ладошками. Ведь игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка, а играя, он учится понимать себя и других.
Слайд 13
Резюмируя выше описанное, можно сказать, что рисование песком может быть полезно
и взрослым, и детям. Вот лишь некоторые наиболее актуальные проблемы, которые можно решать с его помощью:
- развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
- развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления;
- развитие речи и подготовка руки к письму (в том числе обучение чтению, изучение иностранных языков);
- коррекция нарушений внимания и поведения;
- коррекция эмоциональных и невротических нарушений;
- развитие психических процессов у детей и взрослых;
- развитие двух полушарий головного мозга, гармоничное развитие личности;
снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;