Слайд 1Консультация для воспитателей.
Тема: Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников безопасного поведения.
Автор
Голубева
М.С.
Воспитатель МБДОУ
Детский сад
«Золотой ключик»
п.Ванино
Слайд 2Одно из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» - формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Слайд 3Методика, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка, должна осуществляться поэтапно,
ступенчато.
Слайд 4На первом этапе важно заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их
знания о правилах безопасности;
Слайд 5на втором этапе необходимо вводить правила в жизнь детей, показать разнообразие
их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать дошкольников в умении применять эти правила;
Слайд 6на третьем этапе на основе усвоенных знаний и умений (превращения правил
из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными практическими действиями.
Слайд 7 Совокупный анализ исследований о своеобразии усвоения дошкольником правил поведения позволил выделить
основные факторы, оптимизирующие данный процесс.
Слайд 8К ним относятся:
- активная позиция ребенка;
- процесс идентификации
со взрослым, транслирующим норму поведения ребенку;
- игровая форма передачи способов поведения;
- эмоциональная включенность ребенка в деятельность.
Слайд 9 При рассмотрении основных подходов к проблеме реализации возможностей осознанного освоения детьми
дошкольного возраста правил поведения в литературе выделяется ряд требований к методике их преподнесения:
Слайд 10 - достижение понимания детьми значимости соблюдения правил поведения для себя
и окружающих (посредством художественной литературы и бесед),
- формирование представлений о последствиях нарушения правил;
- организация наблюдений за поведением носителей нормы;
- включение в активную практическую деятельность (игра, труд, деятельность на занятиях).
Слайд 11 В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей (Л.С. Выготский).
Она дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев).
Слайд 12 Игра, моделирующая реальность, является эффективным средством ее познания. Имитационные, моделирующие игры
содержат в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игровой, имитация и анализ конкретной ситуации.
Слайд 13Игры, в которых дети выступают в роли пешеходов или водителей,
учатся
практическим навыкам дорожной грамоты.
Слайд 14Игра «Тротуар».
Цель: Формировать навык правостороннего движения по тротуару.
Взрослый с помощью скакалок
или веревочек обозначает полоску тротуара. Дети делятся на две группы – каждая группа (под музыку марша) пойдет по «тротуару» навстречу друг другу. Первый раз детям разрешено идти не по правилам, что приведет к столкновениям. «Вот видите, - замечает взрослый, - если не соблюдать правила движения, то на узком тротуаре будешь поневоле сталкиваться со встречными прохожими. Теперь мы еще раз пройдем по тротуару, но уже соблюдая изученные правила. Идите по правой стороне тротуара, оставляя слева место для движения встречных пешеходов».
Слайд 16Игра «Обойди транспорт».
Цель: Формировать умение правильного обхода различных транспортных средств.
Четыре поставленных
друг за другом стульчика обозначают пассажирский транспорт. На первом стуле сидит плюшевый мишка – это водитель. Так детям будет легче ориентироваться, где у машины передняя часть, где – задняя. Дети выстраиваются перед «машиной». По команде взрослого: «Обходим… автобус (троллейбус, трамвай)!» они должны правильно обойти названный транспорт. Игра повторяется несколько раз, пока ребята не обойдут все виды пассажирского транспорта. В процессе игры разучивается стихотворение:
Чтобы обойти трамвай,
Смело спереди шагай!
Встал автобус (троллейбус) на пути –
Его сзади обойди.
Слайд 18Игра «Перейди улицу».
Цель: Учить переходить проезжую часть в соответствии с сигналами
пешеходного светофора; вырабатывать навык осознанного и безопасного поведения на дороге.
Для этой игры взрослому понадобятся 2 картонных круга диаметром 15 см: красный и зеленый. Дети переходят воображаемую дорогу, обозначенную с помощью веревок или скакалок. Взрослый поднимает то красный, то зеленый круг, дети в соответствии с сигналами взрослого либо стоят на месте, либо переходят дорогу. В процессе игры разучивается стихотворение:
Если вспыхнул красный свет,
Это значит – хода нет!
А зеленый свет горит,
Это значит – путь открыт!
Слайд 20Игра «Пешеходный переход».
Цель: Формировать навык перехода через проезжую часть по пешеходному
переходу.
Для этой игры взрослому понадобятся 3 картонных круга диаметром 15 см: красный, желтый и зеленый. Дети делятся на две группы: пешеходы и водители. Водители «едут» по воображаемой дороге, обозначенной веревками или скакалками, а пешеходы – переходят эту дорогу. Взрослый встает на месте светофора. Одной рукой он показывает сигнал пешеходам, другой (в это же время) – водителям. Сначала водители видят красный круг, пешеходы – зеленый. Дети – пешеходы переходят дорогу, дети – водители их пропускают. Затем, когда пешеходы прошли, водители видят желтый круг, а через несколько секунд – зеленый. Теперь водители едут, пешеходы стоят на тротуаре.
Слайд 21Игра «Дорожные знаки».
Цель: Формировать первичные представления о дорожных знаках: «Пешеходный переход»,
«Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса или троллейбуса», «Дети».
Дети представляют себя водителями машин и движутся по воображаемой дороге, обозначенной веревками и скакалками. Оговаривается, что часть ребят – водители автобуса. Взрослый стоит у дороги и показывает «водителям» один из изученных знаков. «Водители» должны правильно среагировать на знак: либо замедлить скорость и остановиться (знаки «Дети» и «Пешеходный переход»), либо следует остановиться только автобусам (знак «Место остановки автобуса»»). Игра повторяется несколько раз, пока дети не закрепят знания обо всех изученных знаках.
Слайд 22Игра «Играем - не играем».
Цель: Учить распознавать места, опасные для детских
игр.
Взрослый бросает мяч каждому ребенку по очереди, называя место для игры. Ребенок ловит мяч и возвращает его взрослому со словами «Играем!» или «Не играем!»
Спросите у детей:
В парке… - Играем!
У дороги… - Не играем! И т.д.
Во дворе…
В поле…
Возле машин…
На стадионе…
Около шоссе…
Слайд 23Используемая литература:
1. Игнатова С.В. Учим правила дорожного движения. Наглядно-методический комплект для
дошкольников./ С.В. Игнатова. – М.: Издательство «Ювента», 2012. – 48 с.
2. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.