Слайд 1ПЕСОЧНАЯ МАГИЯ
метод
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПЕСОЧНИЦА»
как средство сопровождения психологического здоровья
детей дошкольного возраста
Слайд 2Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо
сломать или испортить.
Слайд 3Занимательная песочница, является наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с
детьми, как самостоятельной так и индивидуальной, способствует: развитию эмоций, фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности, межличностных взаимодействиях.
Слайд 4
ЗНАЧЕНИЕ
Игры в песке способствует решению следующих задач:
В песочнице быстрее устанавливаются доверительные
отношения между педагогом и ребенком
В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и педагога, также испытывающего период нервных перегрузок.
В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более быстро и осмысленно осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Слайд 5I этап
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ПЕСОЧНИЦЫ
Слайд 6
Условия организации качественной работы с детьми
в занимательной песочнице:
Согласие и желание
ребенка.
Специальная подготовка педагога (педагога-психолога), его творческий подход к проведению игр - занятий в песочнице.
У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Слайд 7
Оборудование педагогической песочницы:
Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта
которого должны быть голубого иди синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо).
Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета. Песком заполняется 1/2 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен.
Слайд 8Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
а) Лопатки, широкие
кисточки, сита, воронки. Разнообразные пластиковые формочки: разной величины геометрические формочки; формочки, изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста.
б) Миниатюрные игрушки, изображающие людей, животных и растения, транспорт и т. д.
Слайд 9II этап
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР - ЗАНЯТИЙ
Слайд 10
Игрушки - посредники
Это может быть «Песочная фея», «Песочный гном», «Песочная черепаха»,
«Королева песочного мира» и т. п.
Игрушка должна быть
красивой и интересной
для детей.
Через нее педагог-психолог
объявляет все правила
поведения, запреты
и поощрения в игре.
Слайд 11
Рекомендации по проведению
игр-занятий в занимательной песочнице
Игры в песочнице проводятся с
подгруппой детей или индивидуально.
Взрослый должен внимательно следить за реакцией детей при его работе с песком. В случае появления у ребенка негативного отношения или усталости, игра-занятие ненавязчиво завершается.
Взрослый вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребенок самостоятельно повторяет их.
Слайд 12РИТУАЛ
Для начала и окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия
и прощания (это может быть определенная музыка, сигнал, звук, действие и т. д.)
Слайд 13Правила поведения
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
После игры надо убрать все игрушки на свои места.
Нельзя бросать песок в других детей или брать его в рот.
Перед и после игры в песке надо помыть ручки.
Слайд 15Игры на поверхности песка
Педагог в ходе проведения всех игр обращает внимание
детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.
Следит за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком. Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении им упражнения в песке.
Взрослый сначала показывает в песке все движения. Затем дети их повторяют. Старшие при желании предлагают свои варианты игры, а младшие выполняют упражнения вместе с взрослым — «рука в руке».
Слайд 16
Упражнение
«Здравствуй, песок!»
Цель — снижение психофизического напряжения.
Педагог от имени феи просит
«нежно, а потом сильно поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка:
Слайд 17
Упражнение
«Песочный дождик»
Цель — регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея:
«В
моей стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит»:
Слайд 18
Упражнение
«Песочный ветер»
Для этих игр пригодны одноразовые разнообразные трубочки
Дети учатся
управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку. Они могут также выдувать углубления, ямки на поверхности песка.
Слайд 19
Упражнение
«Необыкновенные следы»
Цель — развитие тактильной чувствительности, воображения, снятие тревожности у детей
«Идут
медвежата» — ребенок кулачками ладонями с силой надавливает на песок.
Слайд 20«Ползут змейки» — расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка
волнистой или рыхлят песок.
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, — «жучки здороваются»).
Слайд 21«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в
разных направлениях.
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.
Слайд 22
Упражнение
«Узоры на песке»
Цель — снятие эмоционального напряжения, закрепление знаний о
сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Песочная фея:
«.Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать (выложить). Нарисуй (выложи) как я... Придумай свой узор, рисунок.»
Слайд 23
ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ
С МОКРЫМ ПЕСКОМ
Цель: снятие эмоционального напряжения, знакомство со
свойствами песка,
Взрослый делит песок в песочнице на две
части и показывает ребенку способы
увлажнения песка:
«Ручеек течет» — ребенок льет воду
на одну часть песка тонкой струйкой
из лейки
«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.
Взрослый обращает внимание детей на изменившиеся цвет и запах мокрого песка.
Слайд 24
Упражнение
«Отпечатки»
Отпечатки на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют
формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. д.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов (выбирать только геометрические формы, только изображения животных и т. д.).
Слайд 25Игра-упражнение
«Песочные прятки»
Цель - развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного
мышления, произвольности.
Песочная фея: «Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок.
После того как я скажу:
"Открываются глаза,
начинается игра",
ты должен их найти
в песке.
Ты можешь раздувать
песок, раскапывать
пальчиками, использовать
палочки, кисточки».
Слайд 26
Упражнение
«Мы едем в гости...»
Цель — развитие пространственных представлений, ориентировка на
«песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх-низ».
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями. Ребенок по словесной инструкции взрослого ведет или находит персонажей.
Слайд 27
Игра-упражнение
«Маленькие волшебники –
мы создаем мир»
Цель - диагностика страхов, тревожности,
межличностных отношений; развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека..
Дети строят самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества:
дом, детский сад, лес море, пустыня и т.д.
(тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
Слайд 29ВЫВОД
Песочные игры оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, способствуют самовыражению.
Игры с песком учат прислушиваться к своим ощущениям, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.