Слайд 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Ф.К.САЛМАНОВА
Выполнила
работу:
Липляник Амалия Викторовна,
воспитатель
КОНКУРС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭТНОПРОЕКТОВ «ЭТНОМИР ЮГРЫ»
ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНЫЙ ЛАРЕЦ ЮГРЫ»
г. Сургут,
2020
Слайд 2
Земля племён ханты и манси.
Здесь дивные зори, сияний узоры,
И Дух огня
веет в пространстве.
Ханты-Мансийская земля:
Леса, озера, реки –
Югра моя, пусть Дух огня
Хранит тебя вовеки!
Паспорт проекта
Наименование учреждения и место реализации проекта: МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова (дошкольное отделение), старшая группа «Искорки».
Тема проекта «Волшебный ларец Югры».
Вид проекта: Познавательный, информационно – творческий, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Название итогового мероприятия проекта: совместное создание познавательно-развивающего центра «Волшебный ларец Югры» в группе «Искорки».
Сроки реализации проекта: (01.02.2020г. – 30.04.2020г.)
Участники проекта (целевая аудитория): воспитанники группы «Искорки» (5-6 лет), родители воспитанников, воспитатели группы, педагоги, специалисты, работники МУ «Сургутский краеведческий музей».
Практическая значимость: использование данного проекта в практике воспитателями групп старшего дошкольного возраста.
Партнеры проекта: МУ «Сургутский краеведческий музей», дом журналистов, ИКЦ «Старый Сургут» (дом коренных народов Севера), родители воспитанников, воспитатели группы.
Слайд 3
Гипотеза: если знакомить
дошкольников с народными традициями и обычаями, народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью нашей великой державы, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Слайд 4Педагогическая цель: создание условий для ознакомления детей с традициями, бытом и
обрядами жизни коренных народов Севера, развития познавательного интереса к жизни народов ханты и манси и уважения к традициям коренных народов Югры. Создание условий для знакомства детей со сказками и играми коренных народов ХМАО – Югры; формирования у детей эстетического вкуса, эстетического восприятия, интереса к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности.
Практическая цель: создание благоприятных условий для реализации долгосрочного познавательно творческого проекта «Волшебный ларец Югры».
Задачи проекта:
воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края;
-продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях севера: «ханты», «манси»; их внешнего вида; национальной одежды, занятиях (оленеводство, рыболовство, охота);
дать представление о растительном и животном мире ХМАО - Югры;
развивать устойчивый интерес к художественной литературе, расширять представления о предметах и явлениях окружающего мира в сказках;
познакомить с фольклором народов ханты и манси: загадки, пословицы, приметы;
формировать основы экологической культур: правильное и заботливое отношение к природе родного края и его обитателям;
развивать у детей связную, монологическую речь, умение пересказывать прочитанные сказки;
привлечение родителей к реализации проекта и их совместной досуговой и творческой деятельности с детьми;
способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к Малой Родине.
Слайд 6 Задачи с детьми:
Образовательные:
сформировать правильные элементарные представления о
коренных жителях севера: «ханты», «манси»; их внешнего вида; национальной одежды, занятиях (оленеводство, рыболовство, охота);
углубить и расширить знания детей о животном мире тайги;
изучить традиционные праздники народов ханты и манси, историю бытовой культуры и традиционных построек;
создать условия для самостоятельной познавательной деятельности детей.
Развивающие и воспитательные:
развивать и закреплять у детей интерес и знания детей об истории ХМАО;
расширять знания и представления родителей воспитанников о традициях коренных народов Севера;
воспитывать умение ценить красоту и богатство родной природы;
развивать интерес к коллекционированию в национальном уголке;
способствовать воспитанию у детей любви к родному краю через изучение литературных произведений.
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:
тематические беседы;
участие в организации мероприятий специалистов и мастеров народных ремесел;
циклы образовательных ситуаций художественно — творческого направления по каждому разделу (рисование с использованием нетрадиционных техник, лепка, аппликация,);
рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
чтение художественной литературы, стихотворений по каждому разделу (в том числе с участием приглашенных лиц пенсионного возраста — бабушек);
игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые;
экспериментирование с различными художественными материалами;
выставки рисунков и поделок (в группе, детском саду, городе);
конкурс поделок для участия во всероссийском конкурсе «Моя Югра» (совместно с родителями)
составление и рассматривание альбомов по каждому разделу;
использование народных игр, в том числе хороводов, организация тематических вечеров;
участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.
Формы работа с родителями по реализации проекта:
анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству;
консультирование родителей, участие в сборе предметов народного творчества, беседы;
мастер-класс для родителей работниками краеведческого музея.
привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов;
просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству;
участие в тематическом вечере «Хантыйские мотивы» , участие в оформлении мини — музея «Волшебный ларец Югры»
Слайд 8Формы работа с родителями по реализации проекта:
анкетирование с целью проверки знаний
по народному творчеству;
консультирование родителей;
участие в сборе предметов народного творчества;
беседы;
мастер-класс для родителей работниками краеведческого музея;
привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов;
просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству;
участие в тематическом вечере «Хантыйские мотивы»;
участие в оформлении мини — музея «Волшебный ларец Югры»;
выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству.
Модель социального партнерства в нескольких направлениях:
взаимодействие с семьями воспитанников;
взаимодействие с образовательными учреждениями;
взаимодействие с учреждениями культуры.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проект:
- информационный;
- исследовательский;
- наглядный;
- игровой;
- информационно-рецептивный.
Слайд 9
Основное содержание проекта
Предварительный этап (организационный)
Основной этап (продуктивный)
Заключительный этап
Слайд 12
МУ «Сургутский краеведческий музей» (дом журналистов)
Досуговая деятельность детей
совместно с
родителями:
Цель совместной досуговой деятельности:
Продолжать знакомство с национальной культурой и творчеством коренных жителей края - ханты и манси.
Задачи :
Закреплять знания детей о диких и домашних животных.
Закреплять представления о том, что некоторые животные, такие как олени, верблюды и слоны могут быть как дикими, так и домашними. Дать представление о том, что собаки и олени — это домашние животные народов ханты и манси.
Воспитывать у детей интерес к домашним животным народов ханты и манси и уважение к ним.
Расширять знания детей о коренном населении Югры, его занятиях, одежде, быте.
Воспитывать интерес, дружеские чувства к детям ханты и манси, желание побольше узнать об их жизни; обогащать словарь детей. Воспитывать уважение к традициям культуры народов ханты и манси.
Развивать эстетический вкус и творческое воображение.
:
Слайд 13«Лесное путешествие мышки Сони»
Цель интегрированного занятия:
- формирование и развитие детей
разносторонних представлений детей об окружающей действительности).
Задачи:
- познакомить детей в игровой форме с повадками хищных зверей, обитающих в лесах ХМАО;
- познакомить детей с жилищами зверей, с их детенышами и узнать, как правильно они называются;
- раскрыть интересные факты из жизни обитателей наших лесов.
Слайд 14
Игровая экскурсия в МУ «Сургутский краеведческий музей»
Б.А.Титов рассматривает досуг как позитивное явление. Его можно рассматривать как творческое поведение в свободное время.
«Досуговая деятельность оказывает огромное влияние на воспитание и развитие детей. На физические, психические и духовные потребности. И дальнейшее развитие человеческих сил».
Одна из главных и основных задач досуга -эмоциональный отдых детей.
Знакомство детей с музейной программой «Культура и традиции коренных народов Севера»
Слайд 15НОД «Оленьими тропами» (с использованием нетрадиционных техник – рисование солью)
Цель: расширить
и закрепить знания детей о роли оленей на Севере, их значимости в процессе выживания человека в сложных таежных и тундровых условиях.
Слайд 17Развлечение: тематический вечер «Хантыйские мотивы»
Задачи:
- Формировать представления детей о родном крае,
воспитывать положительное отношение к коренным народам Севера.
- Раскрыть особенности взаимоотношения человека и природы в представлениях коренного населения – ханты (Занятие в форме развлечения).
- В увлекательной форме познакомить детей с верованиями и мифами этого народа, связанными с окружающим их царством животных.
Слайд 18Физическая культура детей: спортивные состязания «Хантыйские игрища»
на площадке ИКЦ «Старый Сургут»
Цель: Знакомство с играми народов ханты и манси.
Задачи:
-приобщение детей к духовной культуре народов ханты и манси;
-развитие сценических возможностей;
-беседа с особенностями климата Северного края, расширять знания об основных видах деятельности коренного населения: оленеводство, рыболовство, охотоводство через игры народов Югры;
-разучивание танцевальных хантыйских движений;
-разучивание новых подвижных игр народов севера и народа ханты и манси.
Слайд 19Оздоровительные задачи:
Удовлетворить важнейшие жизненные потребности ребенка в движении; оптимизировать двигательную активность.
Образовательные
задачи:
Продолжать знакомить детей с особенностями климата Северного края. Расширять знания об основных видах деятельности коренного населения: оленеводство, рыболовство, охотоводство через игры народов Севера. Развивать у детей интерес к народным играм. Развивать ловкость, смелость, координацию движений, ориентировку в пространстве.
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважительное отношение к народам Севера, их традициям и обычаям
Слайд 20Творческая мастерская «Таежная Юрта»
(Убранство и строение жилища)
Шишминцев Александр (6 лет), воспитанник
группы Искорки
Создание творческо-познавательного уголка «Волшебный ларец Югры»
Сергеева Полина (6 лет)
Слайд 21 Воспитанник группы «Искорки» Голоперов Матвей с мамой
Воспитанники старшего дошкольного возраста
МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова
Слайд 22Воспитанник группы «Искорки» Жереб Кирилл с папой
Слайд 23Творческая мастерская «Изготовление хантыйского оберега»
Кузьмич Кристина (5 лет), воспитанница группы
«Искорки»
- Знакомство детей с хантыйским узором и орнаментом.
- Знакомство детей с историей хантыйского оберега и традиционной технологией ее изготовления.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Создание национального творческо-познавательного центра «Волшебный ларец Югры» в группе «Искорки».
Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской), и региональной (югорской);
Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах славянских и угорских народов, умение различать изделия разных народных промыслов;
Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре славянских и угорских народов;
Расширения представлений о жизни и традиции коренных народов севера.
Развития совместного творчества детей, родителей и работников МУ «Сургутский краеведческий музей»;
Умение детей различать виды и жанры произведений основных видов русского народного искусства;
Умение детей дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную — поведению людей;
Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами; развития мелкой моторики рук;
наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и подвижной деятельности детей.
Слайд 25Национальный уголок в группе Искорки
«Волшебный ларец Югры»
Слайд 26 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Ф.К.САЛМАНОВА
Выполнила
работу:
Липляник Амалия Викторовна,
воспитатель
КОНКУРС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭТНОПРОЕКТОВ «ЭТНОМИР ЮГРЫ»
ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНЫЙ ЛАРЕЦ ЮГРЫ»
г. Сургут,
2020