Слайд 1Программа юный исследователь
в детском клубе «MEL»
Санкт-Петербург
Руководители программы
Павлова Вероника Дмитриева
Чеблаков Леонид
Вячеславович
Как образуется почва
Часть 3
Слайд 2Окружающий мир очень интересен, каждое явление таит в себе множество удивительных
свойств
Всё, что удивительное и интересное, притягивает, заостряет внимание ребёнка.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми в детском клубе «MEL»
Уголок живой природы - это первый опыт знакомства с живыми персонажами сказок, мультфильмов, комиксов. если ребенок с малых лет будет общаться с животными ,то его психа-эмоциональное состояние будет лучше.
Слайд 3Мастер класс для детей и родителей в Зоосадике
детского клуба «MEL»
У
ребенка, нередко, складывается печальный опыт первого восприятия паучков, лягушек, жучков. Все это происходит от негативного отношения к ним взрослых.
Жизнь наших маленьких исследователей начинается с изучения поведения особенностей жизни обитателей уголка живой природы и специальных муляжей
Слайд 4Набор готовых микропрепаратов просто необходим юным исследователям при проведении опытов и
экспериментов.
Изучая предметы с помощью микроскопа, наш юный ученый сможет совсем по-другому взглянуть на окружающий его мир.
Слайд 6Почва - верхний тончайший слой земной коры, без него невозможно существование растений.
Можно
рассматривать почву как живое, так и неживое природное вещество.
Слайд 7Почва – это важнейший элемент биосферы Земли, связующее звено живой и
неживой природы. Не будь плодородной почвы на планете, растительный и животный мир был бы невероятно бедным, а рельеф земного шара – однообразным.
Слайд 8Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна
- а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа
Слайд 9Почва темного цвета. Если мы рассмотрим образец почвы через лупу, то
мы увидим остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных
Характерной особенностью плодородной почвы является гумус, или перегной, который образуется в результате разложения органических веществ.
Вещества, которые содержаться в перегное, являются основными элементами питания растений.
Слайд 10Поверхность планеты в далеком прошлом
Слайд 11В далекие времена поверхность нашей планеты представляла собой голую каменистую пустыню.
Слайд 12Основа образования почвы – горные породы Земли. Дно водоёмов, равнины, горы
сложены из горных пород, которые в течение миллионов лет разрушались под воздействием солнечного тепла, воды, воздуха и живых организмов. На голых рыхлых скалах первыми поселяются микроорганизмы, питающиеся главным образом углеродом и азотом атмосферы, минеральными соединениями горной породы.
Слайд 13Породы разрушались, превращаясь в мельчайшие частички
Слайд 14Шли годы, и со временем, под влиянием разрушительной силы ветра, воды и
температуры породы разрушались, превращаясь в мельчайшие частички. Они и стали той основой, на которой стало возможным формирование почвы
Слайд 15На горных породах поселяются лишайники и мхи, которые энергичнее разрушают горные
породы и глубже изменяют их состав. Отмирающие лишайники и мхи разлагаются микроорганизмами и образуют перегной, или гумус (от лат. humus - земля, почва), дающий начало первичным слоям маломощной почвы.
Слайд 16Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в расщелинах скал, скатываются в низины.
Постепенно на них начинает прорастать трава, мелкие кустарники. Корни растений продолжают расширять пространство, улучшают воздухообмен в почве.
Слайд 17Ежегодно отмирающие части растений дают пищу микроорганизмам и животным. Они, перерабатывая
пищу, создают еще больше различных веществ, разрушающих горные породы, за счет чего увеличивается мощность почвы и в верхних ее слоях накапливается перегной.
Слайд 18 Из поколения в поколение растения росли и гибли, перемешиваясь с минералами,
и постепенно образовали новое вещество - почву.
Слайд 19Верхняя часть почвенного профиля представляет собой тонкий слой разлагающегося органического материала, который
называется лесной подстилкой (органический слой).
Горизонт А, в котором находится большая часть всасывающих корней деревьев. Этот слой богат органическим веществом.
Горизонт В. Часто горизонты А и В смешиваются и формируют поверхностный слой почвы, как его называют специалисты, занимающиеся посадками растений в городских условиях.
Самым нижнем слоем является горизонт С, состоящий из раздробленной и выветренной материнской породы.
Слайд 20Почва является средой обитания для множества различных живых организмов.
Это различные бактерии,
водоросли, дождевые червяки, жуки, пауки, кроты и другие.
Слайд 21В 1 г почвы содержатся миллионы бактерий, великих тружеников, именно они
отвечают за создание плодородия почвы. При этом бактерии бывают разные, то есть выполняют разные виды работ в почве.
Слайд 23Гумус – это самая важная часть любой почвы, только благодаря ему
создаются условия для роста растений. Это перегной, образовавшийся в результате переработки отмерших растений микроорганизмами. Чем его больше в почве, тем богаче растительность.
Слайд 24Некоторая часть органических веществ превращается в почвенный гумус.
Процесс образования почвы в первую
очередь зависит от пищевой активности множества живых существ, использующих энергию мертвого органического вещества.
Слайд 25Совместная деятельность множества организмов создает почву.
Сбрасывая ежегодно листву, растительность образует на поверхности
земли слой мертвого органического вещества. Опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.
Слайд 26Над созданием гумуса трудятся все организмы, живущие в земле. Большую роль
в создании гумуса играют дождевые черви. Они пропускают через себя почву, благодаря чему она существенно обогащается органическими и минеральными веществами.
Слайд 27Самым важным свойством любого почвенного покрова является его плодородие – способность
обеспечить полноценный рост и развитие растений.
К физическим свойствам почвы относят:
кислотность;
микробный состав;
влагоемкость – способность впитывать и удерживать влагу;
механический состав – размер и плотность частичек почвы.
Слайд 29Стихи про почву
Почвою не вся земля зовется,
Только верхний плодородный слой,
Только в
нем, когда пригреет солнце,
Прорастают семена весной.
Но не скоро станет доброй пашней
Влажный перегной листвы опавшей,
Отцветают травы каждый год,
Только долго почвы слой растет.
Глубже пахать больше хлеба жевать.
Что посеешь, то и пожнёшь.
В апреле земля преет. Глубже пахать больше хлеба жевать.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Развитие речи и обогащение словаря.
Слайд 31Методическая литература
«Хворосту воз» Л.Каминский аудио сказка
Н.А. Рыжова «Почва – живая земля»
- Карапуз – Дидактика: М.: 2005
https://plodorodie.ru Путешествие в подземный мир — сказка для детей и взрослых
http://www.tavika.ru/http://www.tavika.ru/