Презентация, доклад на тему Из опыта работы. Экологическое образование и воспитание младших школьников

Содержание

МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РеспубликиТатарстан»Из опыта работы Тема: «Экологическое образование и воспитание младших школьников»

Слайд 1МБОУ Шеморданский лицей
Сабинского муниципального района Республики

Татарстан
МБОУ Шеморданский лицей     Сабинского муниципального района Республики Татарстан

Слайд 2

МБОУ «Шеморданский лицей
Сабинского муниципального района РеспубликиТатарстан»

Из опыта работы

Тема: «Экологическое образование и воспитание младших школьников»

Учитель высшей квалификационной категории
Емельянова Люция Муллануровна

Шемордан, 2015 год

МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального

Слайд 3

Емельянова Л. М.
Учитель высшей квалификационной категории.
Емельянова Л. М. Учитель высшей

Слайд 4
Экологическое образование и воспитание младших школьников



В последнее время интерес к экологическому

воспитанию резко возрос. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушить законы, которые существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласии с природой, мы сможем лучше понимать ее тайны, сохранить жизнь на Земле.
Формирование экологической культуры младшего школьника - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Актуальность экологического воспитания диктует сама жизнь. Воспитательным аспектом в формировании экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.
Младший школьный возраст наиболее оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а так же его поведении в природе. Именно благодаря этому в младшем школьном возрасте появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Экологическое образование и воспитание младших школьниковВ последнее время интерес к экологическому воспитанию резко возрос. Человек - часть

Слайд 5Таким образом, проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов,

общественность: чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представления о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс Конечным результатом должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, проявлять отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду. "Мы стремимся к тому" - писал В.А. Сухомлинский, - чтобы на школьном дворе ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребенок"

Впервые в мир знаний о природе дети попадают в начальной школе. Как дальше они будут относится к природе во многом будет зависеть от того, насколько они осознают ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко воспитаны в них эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

Таким образом, проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность: чему и как учить детей,

Слайд 6Успешность экологического воспитания на начальном этапе во многом определяется возможностями использования

в воспитательной работе природного окружения. Этот фактор имеет особенное педагогическое значение для сельской школы т.к. для детей, обучающихся в ней, природные компоненты являются обязательным компонентом их жизни. Осознание окружающей природы как ценности особого рода, обладающей способностью жизнеобеспечения, эстетическими, практическими и др. качествами, происходит на основе развертывания знаний о мире природы и об окружающей среде в целом. Именно сельская среда обладает особой силой воздействия в становлении экологической культуры личности информировании экологически оправданного поведения человека. Сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой входят окружающие населенные пункт природные экосистемы - луг, лес, озеро, река или болото. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего возраста. При этом у младших школьников формируются правильные представления об окружающей среде.
Успешность экологического воспитания на начальном этапе во многом определяется возможностями использования в воспитательной работе природного окружения. Этот

Слайд 7Необходимой частью экологического образования является непосредственное общение школьников с природой.

Самый эффективный вид экскурсии- УЧЕБНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА, специально оборудованный на местности экскурсионный маршрут. В 2000 году в окрестностях нашего лицея была организована «Экологическая тропа» для начальных классов. Тропа служит местом не только приобретения, но и передачи элементов экологической культуры школьникам. Экологическая тропа имеет 11 остановок и помогает успешно реализовать ряд основных положений общего образования: -повысить уровень образования; -конкретизировать связь обучения с жизнью; -воспитывать экологически грамотных людей.
Третий год я работаю по разработанной мною программе « Экологическое воспитание учащихся начальных классов в процессе кружковой работы». Программа реализуется в учебное и внеурочное время с применением традиционных и нетрадиционных форм и методов работы.

Проводя экскурсии в природной среде, ведя наблюдения за погодой, явлениями природы, заполняя дневники наблюдения, я учу детей наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А гербарии, коллекции, поделки из природных материалов - это результат, продукт работы.

Необходимой частью экологического образования является непосредственное общение школьников с природой.  Самый  эффективный  вид

Слайд 9 Первые уроки экологической этики
Слово «экология» в переводе с

греческого означает «дом, непосредственное окружение человека».
Овладевать знаниями о нашем «доме» надо начинать с самого детства.
Первые уроки экологической этики  Слово «экология» в переводе с греческого

Слайд 10
Для решения задач воспитания экологической культуры особенно важно

ввести самого ребенка в различные роли, представить ему возможность проиграть различные типы поведения в типичных для него ситуациях. С этой точки зрения, учащихся начальных классов может привлечь такая форма внеурочной работы как экологический театр. Цель деятельности « экологического театра» - отражение проблем охраны природы, призыв к зрителям беречь природу, выполнять определённые правила поведения в окружающей среде. Поэтому уже более девяти лет я руковожу детской театральной студией « Теремок», которая создана с целью знакомства детей с реальными экологическими проблемами и формирования ответственного отношения к природе, норм и правил поведения в природной и социальной среде.
Думаю, что дети, которые учатся на сцене передавать зрителям страдания живых существ, боль животных и растений, смогут всегда сделать правильный выбор между хорошо и плохо, правильно и неправильно.
На занятиях кружка « Мягкая игрушка» мы с ребятами шьём игрушки для наших спектаклей. Сказки наши экологические.
Для решения задач воспитания экологической культуры особенно важно ввести самого ребенка в различные роли,

Слайд 11Экологическая сказка
" Путешествие Лучика"

Экологическая сказка

Слайд 12 Маленькие артисты кукольного театра
Здесь всё

прекрасно: жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают грёзы, сказки,
Здесь торжествует мир добра!
Маленькие артисты кукольного театра Здесь всё прекрасно: жесты, маски,Костюмы, музыка, игра.Здесь оживают

Слайд 13Превращается рука
И в котёнка, и в щенка,
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-

очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант, и …
Всё в порядке!
В. Берестов.

Знакомьтесь, это Мы!

Превращается рукаИ в котёнка, и в щенка,Чтоб рука артисткой стала,Нужно очень- очень мало:Специальные перчатки,Ум, талант, и …Всё

Слайд 14 Наш репертуар:
Экологическая сказка: "Теремок".
Экологическая сказка : "Колобок"
Экологическая сказка: "Однажды

в цветнике"
Наш репертуар:Экологическая сказка:

Слайд 19Совет музея: Кл. руководитель Емельянова Л. М.
экскурсоводы: Павлова Олеся, Зарипова Аниса,

Нигматзянова Язиля,
Яруллина Гульназ
Совет музея: Кл. руководитель Емельянова Л. М.экскурсоводы: Павлова Олеся, Зарипова Аниса, Нигматзянова Язиля,Яруллина Гульназ

Слайд 21Как звёзды, рассеянные
в высших небесных сферах,
украшают небосклон,
так и грациозные цветы,
блистая разнообразием

красок,
венчают поднебесную
Карл Линней

Как звёзды, рассеянныев высших небесных сферах,украшают небосклон,так и грациозные цветы,блистая разнообразием красок,венчают поднебесную   Карл Линней

Слайд 22Экспонаты нашего музея

Экспонаты нашего музея

Слайд 23Чтобы цветы привлекали наш взгляд и радовали

нас за ними надо хорошо ухаживать
Чтобы цветы привлекали наш взгляд и радовали     нас за ними надо хорошо ухаживать

Слайд 24Силами учителей, учащихся и их родителей, гостей в лицее был создан

« Музей комнатных растений» Я являюсь директором этого музея. Сейчас в музее более 80 видов комнатных растений. Музей играет большую роль в поисково ~ познавательной деятельности. Цветы, так же как и люди, могут болеть и умирать. Появилась проблема - беспокойство за судьбу цветка. Чтобы наши любимцы в горшках дарили только радость от общения с ними и приносили красоту и уют в наш дом нужно очень много о них знать. С детьми мы решили начать работу над проектом. Я уточнила, что направленность его будет экологическая. Стало понятно, что проект - это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь. Мы становились творцами. Каждый выбрал для себя свой любимый комнатный цветок. Иными словами, идея направила учебно - познавательную деятельность учащихся на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически уже значимой проблемы. Результат будет внешний. Его можно будет увидеть, понюхать, потрогать. А вот результат внутренний заметишь не сразу - он станет достоянием каждого участника проекта, это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом.
Проект получил название « Как прекрасен мой цветок». Девизом стали слова Г,Х, Андерсена:
« Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».
Силами учителей, учащихся и их родителей, гостей в лицее был создан « Музей комнатных растений» Я являюсь

Слайд 25У каждого ученика появилась своя индивидуальная рабочая папка с файлами, куда

собирался весь материал. По характеру деятельности его участников проект определился как проектно -ориентировочный, с элементами творческого, ролевого, исследовательского и информационного. В роли единомышленников выступили родители. Я учила родителей, как надо обсуждать сучащимися тему, как правильно помогать отбирать материал, ориентировать в потоке информации.
Итогом нашего проекта стали выращенные детьми комнатные цветы, которые были подарены «Музею комнатных растений», рефераты, выставка цветов. Мы подготовили и показали родителям кукольную сказку « Однажды в цветнике», посетили выставку цветов на Казанской выставочной ярмарке. Совет музея стал выпускать газету « Растишка»..

У каждого ученика появилась своя индивидуальная рабочая папка с файлами, куда собирался весь материал. По характеру деятельности

Слайд 26 " Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок"
Г.

Х. Андерсен.

Как прекрасен мой цветок!


Слайд 27 Как прекрасен мой цветок!

Как прекрасен мой цветок!

Слайд 28 Как прекрасен мой цветок!

Как прекрасен мой цветок!

Слайд 29Узамбарская фиалка
(сенполия)

Автор индивидуальной работы: Гайнуллин

Альберт, 10 лет.
Руководитель: учитель начальных классов Емельянова Л. М.

Удивительное рядом

Узамбарская фиалка      (сенполия)Автор индивидуальной работы: Гайнуллин Альберт, 10 лет.Руководитель: учитель начальных классов

Слайд 30Визитная карточка.
Тема: « Узамбарская фиалка – сенполия»
Автор: Гайнуллин

Альберт, ученик 4 Б класса, Шеморданского лицея.
Руководитель: Емельянова Л. М., учитель начальных классов.
Основополагающий вопрос: Как правильно ухаживать за растениями, чтобы они были здоровыми и пышно цвели?
Исследовательская тема: Проект « Как прекрасен мой цветок! Сенполия – цветущая круглый год.»
Гипотеза: Обладает ли сенполия такими потенциальными возможностями, как зацветать независимо от времени года в наших широтах.
План моих действий был таков:

Я начал с привлечения к своему проекту мамы и тёти.
Затем я стал собирать всю информацию об узамбарской фиалке.
Изучив всю агротехнику выращивания этого растения, я начал собирать посадочный материал и попытался сам выращивать цветок.
С классным руководителем посетил выставку комнатных цветов на Казанской выставочной ярмарке. Разнообразие сенполий позволило мне сделать интересные цветные фотографии и вместе с учителем выпустить газету « Цветочная палитра».

Из проекта я узнал:

1.Историю комнатного цветоводства.
2.Разновидности и сорта сенполии.
3.Жизненые факторы, обеспечивающие рост и развитие растений
4. Познакомился с людьми ,которые коллекционируют и выращивают сенполии
Вывод:
Все цветы хороши по своему, каждый сорт имеет свою изюминку. И когда на солнышке цветочек переливается искорками, понимаешь. С природой не поспоришь. Она поистине непревзойдённый художник! Самый близкий друг – это горшочек с комнатным растением. Каждое растение – живой организм, который растёт, развивается, приносит огорчение или радость. Вырастить такое растение доступно каждому, было бы желание, а знания можно приобрести.
Визитная карточка.  Тема: « Узамбарская фиалка – сенполия» Автор: Гайнуллин Альберт, ученик 4 Б класса, Шеморданского

Слайд 31« … Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть

хлеб и одежду, построить жилище, но и для того, чтобы в доме и рядом с его домом всегда цвели цветы, дающие радость и ему, и людям, чтобы уже в годы детства человек трудился для радости».
В. А. Сухомлинский.
Когда зима длится долго, весна часто неприветлива, а осень надоедает слякотью, человек особенно ценит комнатные растения и по возможности украшает ими свое жилище. Они не только радуют своей красотой, но и очищают воздух в квартире от пыли и грязи. Обогащают его кислородом, насыщают приятными ароматическими веществами, благотворно влияют на жизнедеятельность и психику человека.
Человек издревле ощущал потребность в общении с природой и всегда чувствовал себя её частичкой. Чтобы почаще радовать себя, мы научились выращивать любимые цветы.
« Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».
Г. Х. Андерсен.
Для своего проекта я выбрал растение сенполию – узамбарскую фиалку. Для многих цветоводов – любителей это давно известное комнатное растение.
Вот уже несколько лет моя мама и тётя с увлечением выращивают изящные нежные узамбарские фиалки – сенполии, украшая ими квартиру. Эти растения хороши тем, что почти круглый год цветут и прекрасно вписываются в любой интерьер. Но как получить разнообразие сортов сенполий? Ответ один – нужно очень много о нём знать.
Я решил попробовать самостоятельно вырастить этот замечательный цветок. Мне необходимо было узнать, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли и цвели, и как надо о них заботиться. Пришлось обратиться к справочной литературе. Много времени провёл в интернете. Узнал очень много интересного об этом растении.
« … Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть хлеб и одежду, построить жилище, но

Слайд 32








Паспорт цветка.
Узамбарская, или африканская фиалка.
Ботаническое название узамбарская фиалка получила в 1893 году.
Семейство: геснериевых
Род: сенполия
Вид: сенполия фиалкоцветковая


Слайд 33 С начала учебного года я стал собирать посадочный материал. В

этом мне помог наш классный руководитель.
Чтобы вырастить красивый и здоровый цветок из научной литературы я узнал, что:
1.Листовые черенки для размножения должны быть здоровые, хорошо окрашенные, со второго нижнего ряда.
2.На черенке листа необходимо сделать косой срез ( под углом 45градусов), чтобы увеличить поверхность на которой потом образуются корни.
3.Поставить черенки в воду.
4.Через три – четыре недели должны появиться небольшие корешки. Черенок готов к посадке.
5.Перед посадкой листовую пластину (не корни) « искупать» в растворе марганцевого калия, чтобы снять с листа пыль. Это предохраняет растение от болезней.
6.Пластины посадить в пластмассовый контейнер с отверстиями в дне. Субстрат нужно брать такой: перегной, песок, древесный уголь и обычную землю ( 1: 1: 1: 4 ). Черенки заглубить в землю на 1 см и обильно поливать.
7.Контейнер накрыть полиэтиленовой плёнкой.
8.Через три недели плёнку снять.
9.На появление из под земли первых фиалочных « деток» может уйти 2 – 3 месяца.
10Горшочки брать неглубокие и не очень широкие, в природе фиалки растут в расщелинах.
11.Кроме поливки, света и тепла сенполии подкармливают калийными удобрениями.

С начала учебного года я стал собирать посадочный материал. В этом мне помог наш классный руководитель.

Слайд 34Результат:
Из 15 листьев, помещённых в баночку с водой, укоренились все черенки.
Из

15 листьев, посаженных в землю, детки появились у 6 черенков.
К апрелю – маю мои сенполии расцвели.
Вывод: Я убедился, что получить больше растений можно при хорошем уходе: поливе, удобрении, рыхлении почвы, создании тепличных условий.

Мой зелёненький цветочек
Вырос на окошке.
Тянет каждый свой листочек
К солнцу, как ладошки.
Вырос он и удивился,
Что у меня дома появился.
Хоть цветочек маленький,
Но зато удаленький.
Я зелёненького друга
«Подкормил» и полил,
На окно поставил,
Свет ему добавил.

Результат:Из 15 листьев, помещённых в баночку с водой, укоренились все черенки.Из 15 листьев, посаженных в землю, детки

Слайд 35 Вместе с классным руководителем я посетил выставку комнатных цветов на

Казанской ярмарке. Разнообразие цветов позволило мне сделать интересные цветные фотографии.

Каждый листочек хочет жить и погибает в том случае, если попадает в неблагоприятную среду. В выборе своего цветка я не ошибся. Всем советую выращивать этот красивый цветок.

Вместе с классным руководителем я посетил выставку комнатных цветов на Казанской ярмарке. Разнообразие цветов позволило мне

Слайд 36Я убедилась, что курс по программе « Экологическое воспитание учащихся начальных

классов в процессе кружковой работы» позволяет организовать интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор моих учеников, но и развивает, воспитывает их. Наблюдаю, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так. как привыкли видеть многие из нас. и это меня очень радует.
Я убедилась, что курс по программе « Экологическое воспитание учащихся начальных классов в процессе кружковой работы» позволяет

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть