Слайд 1МБОУ Шеморданский лицей
Сабинского муниципального района Республики
Татарстан
МБОУ «Шеморданский лицей
Сабинского муниципального района РеспубликиТатарстан»
Из опыта работы
Тема: «Экологическое образование и воспитание младших школьников»
Учитель высшей квалификационной категории
Емельянова Люция Муллануровна
Шемордан, 2015 год
Емельянова Л. М.
Учитель высшей квалификационной категории.
Слайд 4
Экологическое образование и воспитание младших школьников
В последнее время интерес к экологическому
воспитанию резко возрос. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушить законы, которые существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласии с природой, мы сможем лучше понимать ее тайны, сохранить жизнь на Земле.
Формирование экологической культуры младшего школьника - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Актуальность экологического воспитания диктует сама жизнь. Воспитательным аспектом в формировании экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.
Младший школьный возраст наиболее оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а так же его поведении в природе. Именно благодаря этому в младшем школьном возрасте появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Слайд 5Таким образом, проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов,
общественность: чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представления о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс Конечным результатом должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, проявлять отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду. "Мы стремимся к тому" - писал В.А. Сухомлинский, - чтобы на школьном дворе ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребенок"
Впервые в мир знаний о природе дети попадают в начальной школе. Как дальше они будут относится к природе во многом будет зависеть от того, насколько они осознают ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко воспитаны в них эстетические и нравственные отношения к природным объектам.
Слайд 6Успешность экологического воспитания на начальном этапе во многом определяется возможностями использования
в воспитательной работе природного окружения. Этот фактор имеет особенное педагогическое значение для сельской школы т.к. для детей, обучающихся в ней, природные компоненты являются обязательным компонентом их жизни. Осознание окружающей природы как ценности особого рода, обладающей способностью жизнеобеспечения, эстетическими, практическими и др. качествами, происходит на основе развертывания знаний о мире природы и об окружающей среде в целом. Именно сельская среда обладает особой силой воздействия в становлении экологической культуры личности информировании экологически оправданного поведения человека. Сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой входят окружающие населенные пункт природные экосистемы - луг, лес, озеро, река или болото. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего возраста. При этом у младших школьников формируются правильные представления об окружающей среде.
Слайд 7Необходимой частью экологического образования является непосредственное общение школьников с природой.
Самый эффективный вид экскурсии- УЧЕБНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА, специально оборудованный на местности экскурсионный маршрут. В 2000 году в окрестностях нашего лицея была организована «Экологическая тропа» для начальных классов. Тропа служит местом не только приобретения, но и передачи элементов экологической культуры школьникам. Экологическая тропа имеет 11 остановок и помогает успешно реализовать ряд основных положений общего образования: -повысить уровень образования; -конкретизировать связь обучения с жизнью; -воспитывать экологически грамотных людей.
Третий год я работаю по разработанной мною программе « Экологическое воспитание учащихся начальных классов в процессе кружковой работы». Программа реализуется в учебное и внеурочное время с применением традиционных и нетрадиционных форм и методов работы.
Проводя экскурсии в природной среде, ведя наблюдения за погодой, явлениями природы, заполняя дневники наблюдения, я учу детей наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А гербарии, коллекции, поделки из природных материалов - это результат, продукт работы.
Слайд 9 Первые уроки экологической этики
Слово «экология» в переводе с
греческого означает «дом, непосредственное окружение человека».
Овладевать знаниями о нашем «доме» надо начинать с самого детства.
Слайд 10
Для решения задач воспитания экологической культуры особенно важно
ввести самого ребенка в различные роли, представить ему возможность проиграть различные типы поведения в типичных для него ситуациях. С этой точки зрения, учащихся начальных классов может привлечь такая форма внеурочной работы как экологический театр. Цель деятельности « экологического театра» - отражение проблем охраны природы, призыв к зрителям беречь природу, выполнять определённые правила поведения в окружающей среде. Поэтому уже более девяти лет я руковожу детской театральной студией « Теремок», которая создана с целью знакомства детей с реальными экологическими проблемами и формирования ответственного отношения к природе, норм и правил поведения в природной и социальной среде.
Думаю, что дети, которые учатся на сцене передавать зрителям страдания живых существ, боль животных и растений, смогут всегда сделать правильный выбор между хорошо и плохо, правильно и неправильно.
На занятиях кружка « Мягкая игрушка» мы с ребятами шьём игрушки для наших спектаклей. Сказки наши экологические.
Слайд 11Экологическая сказка
" Путешествие Лучика"
Слайд 12 Маленькие артисты кукольного театра
Здесь всё
прекрасно: жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают грёзы, сказки,
Здесь торжествует мир добра!
Слайд 13Превращается рука
И в котёнка, и в щенка,
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-
очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант, и …
Всё в порядке!
В. Берестов.
Знакомьтесь, это Мы!
Слайд 14 Наш репертуар:
Экологическая сказка: "Теремок".
Экологическая сказка : "Колобок"
Экологическая сказка: "Однажды
в цветнике"
Слайд 19Совет музея: Кл. руководитель Емельянова Л. М.
экскурсоводы: Павлова Олеся, Зарипова Аниса,
Нигматзянова Язиля,
Яруллина Гульназ
Слайд 21Как звёзды, рассеянные
в высших небесных сферах,
украшают небосклон,
так и грациозные цветы,
блистая разнообразием
красок,
венчают поднебесную
Карл Линней
Слайд 23Чтобы цветы привлекали наш взгляд и радовали
нас за ними надо хорошо ухаживать
Слайд 24Силами учителей, учащихся и их родителей, гостей в лицее был создан
« Музей комнатных растений» Я являюсь директором этого музея. Сейчас в музее более 80 видов комнатных растений. Музей играет большую роль в поисково ~ познавательной деятельности. Цветы, так же как и люди, могут болеть и умирать. Появилась проблема - беспокойство за судьбу цветка. Чтобы наши любимцы в горшках дарили только радость от общения с ними и приносили красоту и уют в наш дом нужно очень много о них знать. С детьми мы решили начать работу над проектом. Я уточнила, что направленность его будет экологическая. Стало понятно, что проект - это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь. Мы становились творцами. Каждый выбрал для себя свой любимый комнатный цветок. Иными словами, идея направила учебно - познавательную деятельность учащихся на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически уже значимой проблемы. Результат будет внешний. Его можно будет увидеть, понюхать, потрогать. А вот результат внутренний заметишь не сразу - он станет достоянием каждого участника проекта, это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом.
Проект получил название « Как прекрасен мой цветок». Девизом стали слова Г,Х, Андерсена:
« Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».
Слайд 25У каждого ученика появилась своя индивидуальная рабочая папка с файлами, куда
собирался весь материал. По характеру деятельности его участников проект определился как проектно -ориентировочный, с элементами творческого, ролевого, исследовательского и информационного. В роли единомышленников выступили родители. Я учила родителей, как надо обсуждать сучащимися тему, как правильно помогать отбирать материал, ориентировать в потоке информации.
Итогом нашего проекта стали выращенные детьми комнатные цветы, которые были подарены «Музею комнатных растений», рефераты, выставка цветов. Мы подготовили и показали родителям кукольную сказку « Однажды в цветнике», посетили выставку цветов на Казанской выставочной ярмарке. Совет музея стал выпускать газету « Растишка»..
Слайд 26 " Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок"
Г.
Х. Андерсен.
Как прекрасен мой цветок!
Слайд 29Узамбарская фиалка
(сенполия)
Автор индивидуальной работы: Гайнуллин
Альберт, 10 лет.
Руководитель: учитель начальных классов Емельянова Л. М.
Удивительное рядом
Слайд 30Визитная карточка.
Тема: « Узамбарская фиалка – сенполия»
Автор: Гайнуллин
Альберт, ученик 4 Б класса, Шеморданского лицея.
Руководитель: Емельянова Л. М., учитель начальных классов.
Основополагающий вопрос: Как правильно ухаживать за растениями, чтобы они были здоровыми и пышно цвели?
Исследовательская тема: Проект « Как прекрасен мой цветок! Сенполия – цветущая круглый год.»
Гипотеза: Обладает ли сенполия такими потенциальными возможностями, как зацветать независимо от времени года в наших широтах.
План моих действий был таков:
Я начал с привлечения к своему проекту мамы и тёти.
Затем я стал собирать всю информацию об узамбарской фиалке.
Изучив всю агротехнику выращивания этого растения, я начал собирать посадочный материал и попытался сам выращивать цветок.
С классным руководителем посетил выставку комнатных цветов на Казанской выставочной ярмарке. Разнообразие сенполий позволило мне сделать интересные цветные фотографии и вместе с учителем выпустить газету « Цветочная палитра».
Из проекта я узнал:
1.Историю комнатного цветоводства.
2.Разновидности и сорта сенполии.
3.Жизненые факторы, обеспечивающие рост и развитие растений
4. Познакомился с людьми ,которые коллекционируют и выращивают сенполии
Вывод:
Все цветы хороши по своему, каждый сорт имеет свою изюминку. И когда на солнышке цветочек переливается искорками, понимаешь. С природой не поспоришь. Она поистине непревзойдённый художник! Самый близкий друг – это горшочек с комнатным растением. Каждое растение – живой организм, который растёт, развивается, приносит огорчение или радость. Вырастить такое растение доступно каждому, было бы желание, а знания можно приобрести.
Слайд 31« … Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть
хлеб и одежду, построить жилище, но и для того, чтобы в доме и рядом с его домом всегда цвели цветы, дающие радость и ему, и людям, чтобы уже в годы детства человек трудился для радости».
В. А. Сухомлинский.
Когда зима длится долго, весна часто неприветлива, а осень надоедает слякотью, человек особенно ценит комнатные растения и по возможности украшает ими свое жилище. Они не только радуют своей красотой, но и очищают воздух в квартире от пыли и грязи. Обогащают его кислородом, насыщают приятными ароматическими веществами, благотворно влияют на жизнедеятельность и психику человека.
Человек издревле ощущал потребность в общении с природой и всегда чувствовал себя её частичкой. Чтобы почаще радовать себя, мы научились выращивать любимые цветы.
« Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».
Г. Х. Андерсен.
Для своего проекта я выбрал растение сенполию – узамбарскую фиалку. Для многих цветоводов – любителей это давно известное комнатное растение.
Вот уже несколько лет моя мама и тётя с увлечением выращивают изящные нежные узамбарские фиалки – сенполии, украшая ими квартиру. Эти растения хороши тем, что почти круглый год цветут и прекрасно вписываются в любой интерьер. Но как получить разнообразие сортов сенполий? Ответ один – нужно очень много о нём знать.
Я решил попробовать самостоятельно вырастить этот замечательный цветок. Мне необходимо было узнать, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли и цвели, и как надо о них заботиться. Пришлось обратиться к справочной литературе. Много времени провёл в интернете. Узнал очень много интересного об этом растении.
Паспорт цветка.
Узамбарская, или африканская фиалка.
Ботаническое название узамбарская фиалка получила в 1893 году.
Семейство: геснериевых
Род: сенполия
Вид: сенполия фиалкоцветковая
Слайд 33 С начала учебного года я стал собирать посадочный материал. В
этом мне помог наш классный руководитель.
Чтобы вырастить красивый и здоровый цветок из научной литературы я узнал, что:
1.Листовые черенки для размножения должны быть здоровые, хорошо окрашенные, со второго нижнего ряда.
2.На черенке листа необходимо сделать косой срез ( под углом 45градусов), чтобы увеличить поверхность на которой потом образуются корни.
3.Поставить черенки в воду.
4.Через три – четыре недели должны появиться небольшие корешки. Черенок готов к посадке.
5.Перед посадкой листовую пластину (не корни) « искупать» в растворе марганцевого калия, чтобы снять с листа пыль. Это предохраняет растение от болезней.
6.Пластины посадить в пластмассовый контейнер с отверстиями в дне. Субстрат нужно брать такой: перегной, песок, древесный уголь и обычную землю ( 1: 1: 1: 4 ). Черенки заглубить в землю на 1 см и обильно поливать.
7.Контейнер накрыть полиэтиленовой плёнкой.
8.Через три недели плёнку снять.
9.На появление из под земли первых фиалочных « деток» может уйти 2 – 3 месяца.
10Горшочки брать неглубокие и не очень широкие, в природе фиалки растут в расщелинах.
11.Кроме поливки, света и тепла сенполии подкармливают калийными удобрениями.
Слайд 34Результат:
Из 15 листьев, помещённых в баночку с водой, укоренились все черенки.
Из
15 листьев, посаженных в землю, детки появились у 6 черенков.
К апрелю – маю мои сенполии расцвели.
Вывод: Я убедился, что получить больше растений можно при хорошем уходе: поливе, удобрении, рыхлении почвы, создании тепличных условий.
Мой зелёненький цветочек
Вырос на окошке.
Тянет каждый свой листочек
К солнцу, как ладошки.
Вырос он и удивился,
Что у меня дома появился.
Хоть цветочек маленький,
Но зато удаленький.
Я зелёненького друга
«Подкормил» и полил,
На окно поставил,
Свет ему добавил.
Слайд 35 Вместе с классным руководителем я посетил выставку комнатных цветов на
Казанской ярмарке. Разнообразие цветов позволило мне сделать интересные цветные фотографии.
Каждый листочек хочет жить и погибает в том случае, если попадает в неблагоприятную среду. В выборе своего цветка я не ошибся. Всем советую выращивать этот красивый цветок.
Слайд 36Я убедилась, что курс по программе « Экологическое воспитание учащихся начальных
классов в процессе кружковой работы» позволяет организовать интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор моих учеников, но и развивает, воспитывает их. Наблюдаю, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так. как привыкли видеть многие из нас. и это меня очень радует.