Слайд 1ГБОУ школа №1393 «Школа РОСТ»
Тема исследовательской работы: «Можно ли верить своим
глазам ?» (Оптические иллюзии).
Авторы работы: Рыбникова Дарья, Сачек Лиза, ученицы 3Б класса.
Научный руководитель: Тулякова С.Б., учитель.
Слайд 2Исследовательская работа:
"Иллюзорность или Можно ли верить своим глазам?"
Слайд 3Цель исследования:
знакомство с понятием «зрительная иллюзия — иллюзорность»;
создание информационного сообщения по
теме проекта; создание презентации по материалам проекта (подбор библиотеки зрительных иллюзий);
создание подборки интересных материалов по теме проекта, проведение психологических тестов, связанных со зрительными иллюзиями и дать их объяснение.
Гипотеза:
Не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.
Слайд 4ОПТИЧЕСКАЯ ИЛЛЮЗИЯ-
- это не соответствующее действительности представление видимого явления
или предмета из-за особенностей строения
нашего зрительного аппарата;
- это систематические ошибки зрительного восприятия, а также различные, искусственно создаваемые зрительные эффекты и виртуальные образы, основанные на использовании особенностей зрительных механизмов.
Некоторые виды иллюзий:
- иллюзии восприятия цвета;
- контрастные иллюзии;
- искривляющие иллюзии;
- движущиеся иллюзии;
- двойственные образы;
- перевертыши.
Слайд 5Иллюзия восприятия цвета
Одна из таких иллюзий описана в 1995 году профессором
Массачусетского технологического университета Эдвардом Адельсоном («иллюзия тени Адельсона»). Он обратил внимание, что восприятие цвета существенно зависит от фона и одинаковые цвета на разном фоне воспринимаются нами как разные, даже если находятся близко и видны нами одновременно.
Слайд 6Контрастные иллюзии
Иллюзия Эббинсгауза
Два совершенно равных кружка воспринимаются нами (или нашими глазами)
как разные по величине в зависимости от того, окружают ли их бОльшие или мЕньшие кружки. Иллюзия с кружками объясняется действием закона контраста, по которому предмет воспринимается как бОльший или мЕньший в зависимости от величины окружающих предметов: предмет будет казаться больше своей действительной величины на фоне мелких предметов, и наоборот.
Слайд 7Искривляющие иллюзии
Чередование высококонтрастных четырехугольников создает иллюзию искривления линий, хотя, на самом
деле, отрезки параллельны.
Слайд 8Движущиеся иллюзии
Оказывается, что при взгляде на некоторые статические картинки мозг решает,
что они движутся, всё это происходит из-за специально подобранных цветов. Эффект усиливается при наклонах, вращениях, приближении/удалении головы.
Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны, или даже совершать колебательные движения.
Слайд 9Двойственные образы
Этот прием построен на иллюзии восприятия, когда изображение неожиданно «проступает»
среди нагромождения случайных элементов. Характерной особенностью восприятий у человека является их осмысленность. Воспринимая предметы и явления действительности, человек истолковывает их в соответствии с полученными ранее знаниями и своим практическим опытом.
Слайд 10Перевертыши
Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер
воспринимаемого объекта. Перевертыш, пожалуй, одна из самых красивых и забавных оптических иллюзий. Вы смОтрите на него и видите вполне осмысленный рисунок. Но, если вы перевернете картинку на 180 градусов (то есть вверх ногами), то вместо ожидаемого перевернутого изображения, вы увидите совершенно другой рисунок!
Слайд 11Экспериментальные исследования восприятия иллюзий.
В эксперименте приняли участие 46 учащихся
3-х классов:
Слайд 12Выводы:
Мы провели исследования среди учащихся начальной школы (3 классы)
и определили процент восприятия иллюзий школьниками. Эксперимент показал, что мы не всегда видим то, что есть на самом деле, следовательно, наша гипотеза верна. Мы пришли к выводу: объекты и явления, которые мы видим, не всегда соответствуют реальности и являются правдой. Проведенный анализ учит нас, что не всегда следует ограничиваться только оценкой на глаз, а следует подключать логику и производить измерения. С помощью представленной работы мы рассмотрели некоторые виды оптических иллюзий и провели их классификацию. Мы смогли ответить на вопрос : «Можно ли верить своим глазам?». Зная особенности зрения, человек может анализировать полученную информацию, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение реально.