Слайд 1Исследовательская работа
на тему:
Добро и Зло
Слайд 2«Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром,
а что - злом».
Сократ (древнегреческий философ)
Проблема исследования:
Во все времена старшее поколение стремилось передавать следующему поколению не только знания, но и нравственные ценности, обычаи и традиции. Однако, в настоящее время, упор делается на интеллектуальное и техническое образование, а нравственное воспитание отошло на второй план. Мы все чаще и чаще обращаемся к непреходящим общечеловеческим ценностям: совесть, честь, долг, счастье, добро и зло. Люди всегда задумывались над проблемами добра и зла: философы, политики, писатели, поэты, музыканты, живописцы. Некогда Сократ полагал: «Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что - злом». Так возникла тема моего исследования «Добро и зло в жизни человека».
Слайд 3Цель исследования: рассмотреть соотношение добра и зла в жизни человека.
Задачи:
- определить добро
и зло как категории этики, как понятия морального сознания
- расширить знания о таких качествах, как добро и зло,
- подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела,
- поднять проблему добротворчества.
Гипотеза: если ребята будут знать о понятиях добра и зла, то будут добрее и может зла станет меньше.
Слайд 4 С самого начала своей жизни человек познает и хорошее,
и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: “Что такое – хорошо и что такое плохо?”. Хорошо и плохо – это прежде всего – добро и зло.
Чтобы узнать, что такое добро и зло я обратился в библиотеку
В библиотеке я узнал следующее:
Слайд 5Добро и Зло - категории этики.
ЭТИКА (от греч. ethos - обычай, нрав) -
философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.
МОРАЛЬ (от лат. moralis - нравственный) -
особая форма общественного сознания, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
Добро - это основная моральная ценность.
Зло - противоположность добра; от понимания зла зависит также и определение понятия добра.
Если говорить о добре и зле как о моральных качествах, то они обычно рассматриваются в свете отношений между людьми.
Слайд 6Так что же лежит в основе определения добра и зла? Где
оно? Вы не найдете его в окружающем мире, оно - в человеке, т.е. в вас. Если кто-то сделал вам что-то хорошее, то именно он стоит на позиции добра, а не вы. Чтобы прийти к добру, вам самому нужно нести в мир добро. И каким бы добрым ни был мир вокруг вас, вы не становитесь добрым человеком автоматически.
Добро - это все хорошее, положительное.
Зло - все плохое, отрицательное.
Слайд 7 Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с
тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить.
Слайд 8 Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из
двух частей:
добра и зла, белого и черного.
Правая половина тела - добрая. Неслучайно говорят наше дело правое, справедливо. Верующие люди говорят, что за правым плечом находится ангел-хранитель. И все приметы, связанные с правой стороной, положительные: правый глаз чешется - хорошего человека видеть, правая рука - с хорошим человеком здороваться, правая ступня - к хорошей дороге.
А вот левая сторона человека - темная, за левым плечом скрывается черт-искуситель. И приметы не очень приятные: левый глаз чешется - плакать, левая рука - деньги отдавать, левая ступня - к плохой дороге. И не случайно, когда мы задумываем хорошее дело, плюем через левое плечо, на черта.
Слайд 9 Энциклопедия мудрых мыслей
Проблема добра и зла волновала человечество всегда
и лучшее доказательство этого высказывание великих мыслителей.
«Злой человек вредит самому себе прежде, чем вредит другому». В. Гюго
« Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». В. О. Ключевский
«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое.
Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». В. Розов
«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели». А. Грин
Слайд 10Пословицы и поговорки:
Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.
Добра
желаешь – добро и делай.
Доброе дело без награды не останется.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Добро творишь - себя возвышаешь, зло творишь - себя унижаешь.
Лучше всех знает, что такое добро тот, кто испытал зло.
Добрые дела красят человека.
Добро век не забудется.
От добра – добра не ищут.
Доброе сердце лучше богатства.
Доброе слово и кошке приятно.
Слайд 11\Предлагаю ребятам изобразить в рисунках, как они представляют добро и зло
\Если
собрать полученные материалы и их изучить, то можно прийти к выводу, различают ли дети понятия о добре и зле.
Слайд 12Что думают о добре и зле взрослые и дети
Что такое добро
и зло?
По представлениям бабушек и дедушек проживших долгую жизнь, добро - это труд, а зло - это отсутствие труда, что ведет к бедности
Слайд 13Дети долго думали.
И вот как они ответили:
Самое большое на
свете добро:
когда есть мама и папа, когда люди
друг другу помогают, выручают в
сложных ситуациях.
Слайд 14 Люди среднего поколения говорили о том, что семья это
добро. Семейные традиции, взаимопонимание в кругу близких людей - все это носит характер добра. Вместе веселее, надежнее, одному - плохо.
Исходя из данных сведений можно прийти к
выводу, что представления о добре и зле у представителей разных поколений хотя и несколько различаются, но близко.
Слайд 15 Заключение
В моём исследовании мы ответили на
вопрос, что означают понятия «добро» и «зло», рассмотрели соотношение добра и зла в жизни человека. Проведя опрос, узнали мнение взрослых и детей о добре и зле. Убедились, что люди хотят видеть рядом добрых людей, но и сами совершают немало добрых поступков. Подводя итог моего исследования, хочу верить, что оно принесёт большую пользу, ведь Аристотель сказал: «Не для того мы рассуждаем, чтоб знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми». Мои одноклассники уже другими глазами посмотрели на окружающий мир, стали внимательнее и добрее друг к другу.
Слайд 16 Нам всем приятнее находиться в обществе добрых людей, но
для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Я составил правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
Помогать людям.
Защищать слабого.
Делиться последним с другом.
Не завидовать.
Прощать ошибки другим.
Правила хорошего тона
Слайд 17ПОМНИТЕ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а
протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙТЕ – И ВЫ УВИДИТЕ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ВАШИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙТЕСЬ РАДИ ВАС САМИХ НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
Слайд 18Спасибо за внимание!
Будьте добрее!
Исследовательскую работу подготовил:
Чугуров Егор
Ученик 4 а класса