Презентация, доклад на тему Исследовательская деятельность с детьми младшего и среднего возраста.

Содержание

Каждый дошкольник - маленький исследователь и первооткрыватель, с радостью и удивлением, открывающий для себя окружающий мир. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?»

Слайд 1 «Исследовательская деятельность с детьми младшего и среднего возраста.»
Выполнила: Тукаева В.З.

«Исследовательская деятельность с детьми младшего и среднего возраста.»Выполнила: Тукаева В.З.

Слайд 2 Каждый дошкольник - маленький исследователь и первооткрыватель, с

радостью и удивлением, открывающий для себя окружающий мир. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Каждый дошкольник - маленький исследователь и первооткрыватель, с радостью и удивлением, открывающий для себя

Слайд 3
В ходе исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять,

сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Самое важное то, что ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, проводя исследования и ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Усваивает всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
В ходе исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы,

Слайд 4
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и

на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся во все виды деятельности. Поэтому наша задача создать полноценные условия для формирования исследовательской компетенции у дошкольников, для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей.
Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, т. е. в процессе познания мира.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и

Слайд 5Основные особенности исследовательской деятельности детей:
1. Она направлена на получение новых знаний

о мире природы;
2. Способствует формированию системы знаний о природе;
3. Развивает познавательную активность;
4. Способствует развитию мыслительных процессов и операций;
5. Оказывает влияние на развитие ребёнка
Основные особенности исследовательской деятельности детей:1. Она направлена на получение новых знаний о мире природы;2. Способствует формированию системы

Слайд 6 В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой

и неживой природы через использование игр-экспериментов и опытов. Экспериментирование включаю в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.
В младшем дошкольном возрасте используются следующие методы:
1. Метод детского экспериментирования (формирование начальных предпосылок поисковой деятельности)
2. Метод моделирования проблемных ситуаций (вхождение детей в проблемную игровую ситуацию педагогом);
3. Метод проектов (активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом).
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование игр-экспериментов

Слайд 9 Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что

происходит вокруг. Ежедневно воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Виды исследовательской деятельности:
Всем известно, что у детей – дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, поэтому наблюдения за неживой природой играют важную роль в системе подачи материала по познавательно- исследовательской деятельности.
Грамотно проведенная тематическая беседа с использованием иллюстраций, слайдов, макетов также способствует накоплению знаний о законах окружающего мира.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно воспитанники познают все

Слайд 12 Опыты – один из интереснейших и любимых детьми вид

деятельности, где переплетаются и беседы, и наблюдения. Еще опыты способствуют развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение.
Опыты проводятся как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
•бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
•дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
•пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
•стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
•ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
•вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
•воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Опыты – один из интереснейших и любимых детьми вид деятельности, где переплетаются и беседы, и

Слайд 15 Ну, и конечно же, самый главный вид детской деятельности,

который позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность, это игра.
В совокупности все 4 вида деятельности способствуют развитию познавательно - исследовательской деятельности.
Формы развития познавательно-исследовательской деятельности:
-Экспериментирование;
-исследование;
- коллекционирование;
-проектирование.
В этом возрасте дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Ну, и конечно же, самый главный вид детской деятельности, который позволяет в непринужденной форме проводить

Слайд 19 Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию.
Дети

младшего дошкольного возраста способны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, закономерностей.
В младшем дошкольном возрасте экспериментирование напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 3-4-летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 3-4 года‚ игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей данного дошкольного возраста - это игры с широким познавательным контекстом.
Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию.  Дети младшего дошкольного возраста способны улавливать простейшие

Слайд 22 Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства;

плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
С помощью игровых персонажей можно предложить простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.
Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны;

Слайд 25Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1.

О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О мире животных (как звери живут зимой и летом) и растений (овощи, фрукты), условиях, необходимых для роста и развития (свет, влага, тепло).
3. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
4. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
5. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками).
6. О человеке (мои помощники – нос, глаза, рот и т.д.)
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:1.  О материалах (глина, дерево, ткань,

Слайд 29Средний дошкольный возраст
В средней группе особое внимание следует

уделить опытнической деятельности, где ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем находит решение проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска уточняются знания и представления детей о свойствах и качествах объектов, формируются основы логического мышления и совершенствуется умение классифицировать, сравнивать, обобщать.
В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Если к этому времени взрослый сумеет занять позицию старшего друга, ребенок начнет все чаще и чаще задавать ему вопрос: «Как это сделать?» Он может теперь получать не только два, но иногда и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка затухает.
Средний дошкольный возраст   В средней группе особое внимание следует уделить опытнической деятельности, где ребенок находится

Слайд 32 В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению

причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
· активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится?);
· группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью используется?);
· классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот

Слайд 36 Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них

следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О мире животных (как звери живут зимой и летом) и растений (овощи, фрукты), условиях, необходимых для роста и развития (свет, влага, тепло).
3. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
4. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
5. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками).
6. О человеке (мои помощники – нос, глаза, рот и т.д.)
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник, призма и т.д.).
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:1.  О материалах (глина,

Слайд 37 В группах созданы уголки экспериментирования для организации исследовательской деятельности.

Имеются приборы и оборудования:
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику.
В группах созданы уголки экспериментирования для организации исследовательской деятельности. Имеются приборы и оборудования: 1. Микроскопы,

Слайд 40 Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они

совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять

Слайд 43 Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что

организованная исследовательская деятельность позволяет педагогу сделать процесс обучения эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что организованная исследовательская деятельность позволяет педагогу сделать

Слайд 44Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть