Слайд 1Исследовательская деятельность
как основной метод развивающего обучения
в условиях реализации ФГОС
Слайд 2
Современное общество нуждается в людях, способных креативно подходить к любым изменениям,
нестандартно и качественно решать возникающие проблемы.
Новые социальные запросы обусловили в образовании повышенный интерес к идеям развивающего обучения.
Слайд 3ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ, ЛИЧНОСТНОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
развитие учащихся
УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Слайд 4УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – способность к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного
и активного присвоения нового социального опыта
Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы?
Чему мне нужно научиться?
Как мне этому научиться?
Слайд 5гибкость мышления
способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи
высокий уровень развития
Слайд 6инновационные методы обучения
и педагогические технологии
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
с использованием
проблемно-поискового метода обучения
Слайд 7РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ –способ организации процесса образования, в котором акцент делается на
потенциальные возможности ребенка.
формирование навыков самостоятельного поиска знаний
воспитание независимости
Слайд 8Разработаны учебные программы, в которых основной упор делается на развитие познавательных
процессов детей. Универсальным методом является педагогическое требование.
Л.В. Занков
В.В. Давыдов
Слайд 91 вид
знания, о которых учащиеся не имеют представления
2 вид
знания, которые уже
есть у детей
3 вид
зона ближайшего развития: роасхождение между тем, что ребенок умеет, и тем, чего он может достичь
Слайд 10
В развивающем обучении ребенок должен осознавать, зачем он получает знания. Учащийся
должен понимать, какой для него лучший способ для запоминания материала, что нового он узнал, как меняется его мировоззрение.
Слайд 11индивидуальный подход
основной принцип
главная идея
формирование теоретического мышления;
применение знаний на практике;
центральное звено -
личность ребенка
основной метод
исследовательская деятельность учащихся
Слайд 12учебное;
цель – развитие личности ребенка;
исследование
отличие от научного исследования
приобретение функционального навыка
исследования как универсального способа освоения действительности;
развитие способности к исследовательскому типу мышления;
активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Слайд 13ТВОРЧЕСТВО – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью
и общественно-исторической уникальностью.
Большой энциклопедический словарь
Слайд 14Д.Н. Морган
Проанализировал
25 определений творчества
ОБЩЕЕ
СОЗДАНИЕ
ЧЕГО-ТО УНИКАЛЬНОГО
Слайд 15Учебно-исследовательская деятельность учащихся ― такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана
с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Цель исследовательского метода ― создание ситуации открытия и активизация мыслительной деятельности.
Слайд 16
Исследовательский метод обучения
Качества личности:
гибко адаптируется в меняющихся
жизненных ситуациях;
самостоятельно приобретает необходимые знания, умело применяет их на практике для решения проблем;
учится самостоятельно, мыслит критически, видит возникающие в реальном мире трудности и ищет пути рационального их преодоления;
грамотно работает с информацией;
коммуникабельна, контактна в различных социальных группах, умеет работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеет выходить из них;
может самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Слайд 17
К поисковой деятельности учащихся необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в
стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Слайд 181 ЭТАП
Мотивация исследовательской деятельности
Этапы учебного исследования
Предъявление учащимся фактов, противоречивой, информации, создание
проблемной ситуации.
Мотивирующая задача должна показать учащимся более общие проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи.
Слайд 192 ЭТАП
Формулирование проблемы
Этапы учебного исследования
инициирование постановки вопросов учащимися;
поощрение поиска;
помощь в самоопределении
в отношении объекта исследования;
постоянное внимание со стороны учителя.
Слайд 203 ЭТАП
Сбор, систематизация и анализ фактического материала
Этапы учебного исследования
предложить учащимся различные
методы решения задач исследования;
оказать помощь в анализе различных точек зрения в литературе на исследуемую проблему, в обобщении данных, в формулировке собственного взгляда на проблему;
рассмотреть различные подходы, схемы, шаблоны для обобщения информации и фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования.
Слайд 214 ЭТАП
Выдвижение гипотез
Этапы учебного исследования
прививать учащимся стремление записывать гипотезы на математическом
языке, что придает высказываниям точность и лаконичность;
не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез.
Слайд 225 ЭТАП
Проверка гипотез
Этапы учебного исследования
Позволяет укрепить веру или усомниться в истинности
предложений, а может внести изменения в их формулировки.
Если результаты испытаний совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает.
Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.
Слайд 236 ЭТАП
Доказательство или опровержение гипотез
Этапы учебного исследования
Ложность гипотез может быть определена
с помощью контрпримеров.
Поиск необходимых доказательств часто представляет большую трудность, поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки.
Слайд 24УЧИТЕЛЬ
1) Организатор формы и условия исследовательской деятельности.
2) Пропагандист готовых научных
решений
и выводов.
3) Постоянно ставить такие задачи, которые заставили бы детей «шаг за шагом открывать, исследовать не исследованное, находить не найденное, понимать непонятное».
Слайд 25Приемы исследовательского обучения
Наблюдение, анализ, сравнение, выявлением общих закономерностей и их обобщение.
Развиваются логические приемы мышления, активизируется познавательная деятельность учащихся.
индуктивное умозаключение
Педагог сам ставит проблему, сам показывает путь решения. Учащиеся следят за ходом мыслей и включаются в поиск решения.
проблемное изложение
Учащиеся получают вопросы, на которые необходимо найти ответы или небольшие задания поискового характера.
частично – поисковый
Выполняется в виде отдельных элементов исследовательской деятельности и в виде исследований по заданной теме на специальных занятиях.
исследование
Слайд 26Проблемная
ситуация
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
преодолеть элементы механического усвоения знаний;
активизировать
мыслительную деятельность учащихся;
познакомить их с методами исследования.
Навыки
самостоятельной
работы
Продуктивное мышление
Поиск решения поставленной проблемы
Слайд 27Уровни исследовательского обучения
ПРОБЛЕМА
МЕТОД РЕШЕНИЯ
1) Учитель ставит проблему и намечает метод решения,
ученики самостоятельно или под руководством учителя решают ее.
2) Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Возможен групповой, коллективный поиск.
3) Ученик ставит и решает проблему самостоятельно.
Слайд 28учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходами
в решении проблем
Учитель направляет процесс познавания, координирует действия
Слайд 29
условия, при которых любое умозаключение будет выслушано и рассмотрено
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
условия, при
которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку
развитие логического мышления
рост интеллектуальных возможностей и творческой активности
повышение качества знаний
Слайд 30УЧЕНИК
ПРДМЕТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА
УЧИТЕЛЬ
Парадигма образования
Слайд 31
Привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать
познавательную самостоятельность, в результате чего ученики, получая новые знания и овладевая конкретными умениями, учатся оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире.
Слайд 32Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка:
настроен на освоение окружающего мира;
хочет
познавать мир.
неутолимая жажда новых впечатлений
любопытство
стремление наблюдать и экспериментировать
самостоятельный поиск
новых сведений о мире
Слайд 33
Ребёнок рождается исследователем. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и
создает условия, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Задача школы - сохранить и приумножить это естественное состояние ребёнка.