Презентация, доклад на тему Исследовательская деятельность как основной метод развивающего обучения в условиях реализации ФГОС

Содержание

Современное общество нуждается в людях, способных креативно подходить к любым изменениям, нестандартно и качественно решать возникающие проблемы. Новые социальные запросы обусловили в образовании повышенный интерес к идеям развивающего обучения.

Слайд 1Исследовательская деятельность как основной метод развивающего обучения в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность  как основной метод развивающего обучения  в условиях реализации ФГОС

Слайд 2
Современное общество нуждается в людях, способных креативно подходить к любым изменениям,

нестандартно и качественно решать возникающие проблемы.
Новые социальные запросы обусловили в образовании повышенный интерес к идеям развивающего обучения.
Современное общество нуждается в людях, способных креативно подходить к любым изменениям, нестандартно и качественно решать возникающие проблемы.

Слайд 3ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ, ЛИЧНОСТНОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
развитие учащихся

УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ, ЛИЧНОСТНОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ развитие учащихсяУМЕНИЕ УЧИТЬСЯУНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Слайд 4УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – способность к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного

и активного присвоения нового социального опыта

Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы?

Чему мне нужно научиться?
Как мне этому научиться?

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Слайд 5гибкость мышления
способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи
высокий уровень развития


логического мышления




гибкость мышленияспособность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачивысокий уровень развития логического мышления

Слайд 6инновационные методы обучения
и педагогические технологии

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
с использованием

проблемно-поискового метода обучения


инновационные методы обучения и педагогические технологииТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ с использованием проблемно-поискового метода обучения

Слайд 7РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ –способ организации процесса образования, в котором акцент делается на

потенциальные возможности ребенка.

формирование навыков самостоятельного поиска знаний

воспитание независимости

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ –способ организации процесса образования, в котором акцент делается на потенциальные возможности ребенка.формирование навыков самостоятельного поиска

Слайд 8Разработаны учебные программы, в которых основной упор делается на развитие познавательных

процессов детей. Универсальным методом является педагогическое требование.

Л.В. Занков

В.В. Давыдов

Разработаны учебные программы, в которых основной упор делается на развитие познавательных процессов детей. Универсальным методом является педагогическое

Слайд 91 вид
знания, о которых учащиеся не имеют представления

2 вид
знания, которые уже

есть у детей

3 вид
зона ближайшего развития: роасхождение между тем, что ребенок умеет, и тем, чего он может достичь

1 видзнания, о которых учащиеся не имеют представления2 видзнания, которые уже есть у детей3 видзона ближайшего развития:

Слайд 10
В развивающем обучении ребенок должен осознавать, зачем он получает знания. Учащийся

должен понимать, какой для него лучший способ для запоминания материала, что нового он узнал, как меняется его мировоззрение.
В развивающем обучении ребенок должен осознавать, зачем он получает знания. Учащийся должен понимать, какой для него лучший

Слайд 11индивидуальный подход
основной принцип
главная идея
формирование теоретического мышления;
применение знаний на практике;
центральное звено -

личность ребенка

основной метод

исследовательская деятельность учащихся

индивидуальный подходосновной принципглавная идеяформирование теоретического мышления;применение знаний на практике;центральное звено - личность ребенкаосновной методисследовательская деятельность учащихся

Слайд 12учебное;
цель – развитие личности ребенка;
исследование
отличие от научного исследования
приобретение функционального навыка

исследования как универсального способа освоения действительности;
развитие способности к исследовательскому типу мышления;
активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
учебное; цель – развитие личности ребенка;исследованиеотличие от научного исследованияприобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности;развитие

Слайд 13ТВОРЧЕСТВО – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью

и общественно-исторической уникальностью.

Большой энциклопедический словарь

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.Большой энциклопедический словарь

Слайд 14Д.Н. Морган
Проанализировал
25 определений творчества
ОБЩЕЕ
СОЗДАНИЕ
ЧЕГО-ТО УНИКАЛЬНОГО

Д.Н. МорганПроанализировал 25 определений творчестваОБЩЕЕСОЗДАНИЕ ЧЕГО-ТО УНИКАЛЬНОГО

Слайд 15Учебно-исследовательская деятельность учащихся ― такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана

с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Цель исследовательского метода ― создание ситуации открытия и активизация мыслительной деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся ― такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи

Слайд 16
Исследовательский метод обучения
Качества личности:
гибко адаптируется в меняющихся

жизненных ситуациях;
самостоятельно приобретает необходимые знания, умело применяет их на практике для решения проблем;
учится самостоятельно, мыслит критически, видит возникающие в реальном мире трудности и ищет пути рационального их преодоления;
грамотно работает с информацией;
коммуникабельна, контактна в различных социальных группах, умеет работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеет выходить из них;
может самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Исследовательский метод обучения    Качества личности:гибко адаптируется в меняющихся жизненных ситуациях;самостоятельно приобретает необходимые знания, умело

Слайд 17
К поисковой деятельности учащихся необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в

стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
К поисковой деятельности учащихся необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить,

Слайд 181 ЭТАП
Мотивация исследовательской деятельности
Этапы учебного исследования
Предъявление учащимся фактов, противоречивой, информации, создание

проблемной ситуации.

Мотивирующая задача должна показать учащимся более общие проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи.
1 ЭТАПМотивация исследовательской деятельностиЭтапы учебного исследованияПредъявление учащимся фактов, противоречивой, информации, создание проблемной ситуации. Мотивирующая задача должна показать

Слайд 192 ЭТАП

Формулирование проблемы
Этапы учебного исследования
инициирование постановки вопросов учащимися;

поощрение поиска;

помощь в самоопределении

в отношении объекта исследования;

постоянное внимание со стороны учителя.
2 ЭТАПФормулирование проблемыЭтапы учебного исследованияинициирование постановки вопросов учащимися;поощрение поиска;помощь в самоопределении в отношении объекта исследования;постоянное внимание со

Слайд 203 ЭТАП
Сбор, систематизация и анализ фактического материала
Этапы учебного исследования
предложить учащимся различные

методы решения задач исследования;
оказать помощь в анализе различных точек зрения в литературе на исследуемую проблему, в обобщении данных, в формулировке собственного взгляда на проблему;
рассмотреть различные подходы, схемы, шаблоны для обобщения информации и фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования.
3 ЭТАПСбор, систематизация и анализ фактического материалаЭтапы учебного исследованияпредложить учащимся различные методы решения задач исследования;оказать помощь в

Слайд 214 ЭТАП

Выдвижение гипотез
Этапы учебного исследования
прививать учащимся стремление записывать гипотезы на математическом

языке, что придает высказываниям точность и лаконичность;

не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез.
4 ЭТАПВыдвижение гипотезЭтапы учебного исследованияпрививать учащимся стремление записывать гипотезы на математическом языке, что придает высказываниям точность и

Слайд 225 ЭТАП

Проверка гипотез
Этапы учебного исследования
Позволяет укрепить веру или усомниться в истинности

предложений, а может внести изменения в их формулировки.
Если результаты испытаний совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает.
Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.
5 ЭТАППроверка гипотезЭтапы учебного исследованияПозволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в

Слайд 236 ЭТАП
Доказательство или опровержение гипотез
Этапы учебного исследования
Ложность гипотез может быть определена

с помощью контрпримеров.

Поиск необходимых доказательств часто представляет большую трудность, поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки.
6 ЭТАПДоказательство или опровержение гипотезЭтапы учебного исследованияЛожность гипотез может быть определена с помощью контрпримеров. Поиск необходимых доказательств

Слайд 24УЧИТЕЛЬ
1) Организатор формы и условия исследовательской деятельности.

2) Пропагандист готовых научных

решений
и выводов.

3) Постоянно ставить такие задачи, которые заставили бы детей «шаг за шагом открывать, исследовать не исследованное, находить не найденное, понимать непонятное».
УЧИТЕЛЬ 1) Организатор формы и условия исследовательской деятельности.2) Пропагандист готовых научных решений и выводов.3) Постоянно ставить такие

Слайд 25Приемы исследовательского обучения
Наблюдение, анализ, сравнение, выявлением общих закономерностей и их обобщение.

Развиваются логические приемы мышления, активизируется познавательная деятельность учащихся.

индуктивное умозаключение

Педагог сам ставит проблему, сам показывает путь решения. Учащиеся следят за ходом мыслей и включаются в поиск решения.

проблемное изложение

Учащиеся получают вопросы, на которые необходимо найти ответы или небольшие задания поискового характера.

частично – поисковый

Выполняется в виде отдельных элементов исследовательской деятельности и в виде исследований по заданной теме на специальных занятиях.

исследование

Приемы исследовательского обученияНаблюдение, анализ, сравнение, выявлением общих закономерностей и их обобщение. Развиваются логические приемы мышления, активизируется познавательная

Слайд 26Проблемная
ситуация
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
преодолеть элементы механического усвоения знаний;
активизировать

мыслительную деятельность учащихся;
познакомить их с методами исследования.


Навыки
самостоятельной
работы

Продуктивное мышление

Поиск решения поставленной проблемы

Проблемная ситуация ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯпреодолеть элементы механического усвоения знаний; активизировать мыслительную деятельность учащихся; познакомить их с

Слайд 27Уровни исследовательского обучения
ПРОБЛЕМА
МЕТОД РЕШЕНИЯ
1) Учитель ставит проблему и намечает метод решения,

ученики самостоятельно или под руководством учителя решают ее.

2) Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Возможен групповой, коллективный поиск.

3) Ученик ставит и решает проблему самостоятельно.

Уровни исследовательского обученияПРОБЛЕМАМЕТОД РЕШЕНИЯ1) Учитель ставит проблему и намечает метод решения, ученики самостоятельно или под руководством учителя

Слайд 28учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходами

в решении проблем

Учитель направляет процесс познавания, координирует действия

учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходами в решении проблемУчитель направляет процесс познавания,

Слайд 29
условия, при которых любое умозаключение будет выслушано и рассмотрено
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
условия, при

которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку





развитие логического мышления

рост интеллектуальных возможностей и творческой активности

повышение качества знаний

условия, при которых любое умозаключение будет выслушано и рассмотреноИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬусловия, при которых учащиеся не будут бояться сделать

Слайд 30УЧЕНИК
ПРДМЕТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА
УЧИТЕЛЬ
Парадигма образования


УЧЕНИКПРДМЕТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДАУЧИТЕЛЬПарадигма образования

Слайд 31
Привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать

познавательную самостоятельность, в результате чего ученики, получая новые знания и овладевая конкретными умениями, учатся оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире.
Привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать познавательную самостоятельность, в результате чего ученики,

Слайд 32Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка:
настроен на освоение окружающего мира;
хочет

познавать мир.

неутолимая жажда новых впечатлений

любопытство

стремление наблюдать и экспериментировать

самостоятельный поиск
новых сведений о мире

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка:настроен на освоение окружающего мира;хочет познавать мир.неутолимая жажда новых впечатленийлюбопытствостремление наблюдать

Слайд 33
Ребёнок рождается исследователем. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и

создает условия, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Задача школы - сохранить и приумножить это естественное состояние ребёнка.
Ребёнок рождается исследователем. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия, чтобы психическое развитие ребёнка

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть