Презентация, доклад на тему Использование технологии развития критического мышления в начальной школе

Содержание

«Дайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам».

Слайд 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Авхимович Александра Петровна
МБОУ СОШ №

41 г.Новосибирска
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ Авхимович Александра ПетровнаМБОУ СОШ № 41 г.Новосибирскаучитель начальных классов высшей квалификационной

Слайд 2«Дайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам».

А.А. Гин

«Дайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам».

Слайд 3 Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные

аргументы, принимать независимые продуманные решения.  
Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.  

Слайд 4Цель ТРКМ – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в

учебе, но и в жизнии (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать)


Задачи ТРКМ:
Формирование нового стиля мышления
Развитие базовых качеств личности
Развитие аналитического, критического мышления

Цель ТРКМ  – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе,  но и в

Слайд 5Актуальностью технологии критического мышления является:
возможность проводить уроки в оптимальном режиме;
высокий уровень

работоспособности обучающихся;
усвоение знаний в процессе постоянного поиска.


Актуальностью  технологии критического мышления является:возможность проводить уроки в оптимальном режиме;высокий уровень работоспособности обучающихся;усвоение знаний в процессе

Слайд 6В основе технологии РКМ
лежит трехфазная структура урока:
3. Рефлексия
2. Осмысление

1. Вызов


В основе технологии РКМлежит трехфазная структура урока:3. Рефлексия2. Осмысление1. Вызов

Слайд 7Вызов
Осмысление
Рефлексия
«Верные и неверные утверждения», «Верите ли вы…», «Кластер», «Загадка», «Корзина идей»,

«Таблица ЗХУ», «Да-нетка», «Дерево предсказаний», «Перепутанные логические цепочки»


таблица – ЗХУ;
маркировка текста – «Инсерт»;
чтение с остановками;
прием «Зигзаг»
кластер

сводная таблица;
концептуальная таблица;
синквейн;
сочинение;
эссе

ВызовОсмыслениеРефлексия«Верные и неверные утверждения», «Верите ли вы…», «Кластер», «Загадка», «Корзина идей», «Таблица ЗХУ», «Да-нетка», «Дерево предсказаний», «Перепутанные

Слайд 8Прием «Корзина идей»
Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к

теме урока.
В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Прием «Корзина идей»Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока. В ходе урока эти

Слайд 9Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ» 1 класс. Тема: «Вода в природе».


Вода– это:
















туман

облака

иней

дождь

пар

роса

снег








Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»   1 класс. Тема: «Вода в природе».

Слайд 10Верите ли вы, что…
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья

вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?

Верите ли вы, что… … ветер может разрушить горы?… опавшие осенью листья вредят почве?… 1см почвы образуется

Слайд 11Таблица «З-Х-У»



Таблица «З-Х-У»

Слайд 13Окружающий мир «Откуда пришла книга?»

Окружающий мир «Откуда пришла книга?»

Слайд 14«Ключевые слова»- запишите всё, что вы знаете о познавательном объекте.

«Ключевые слова»- запишите всё, что вы знаете о познавательном объекте.

Слайд 15Дерево предсказаний

Дерево предсказаний

Слайд 16тема









Приём «Кластер»

(гроздья)

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия

темаПриём «Кластер»

Слайд 17В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде написать

ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

ЗАЯЦ

ЗАЯЦ

В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде написать ключевое слово или предложение, которое является

Слайд 18Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для

данной темы.

виды

враги

среда
обитания

питание

окраска

ЗАЯЦ

размножение

Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. видыврагисреда обитанияпитаниеокраскаЗАЯЦразмножение

Слайд 19По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою

Слайд 20виды
враги
среда
обитания
питание
окраска
ЗАЯЦ
размножение
степь
зоопарк
лес
грызуны
белая
серая
лисы
охотники
волки
беляк
русак
млекопитающий

видыврагисреда обитанияпитаниеокраскаЗАЯЦразмножениестепьзоопарклесгрызуныбелаясераялисыохотникиволкибелякрусакмлекопитающий

Слайд 21 Кластер







Кластер

Слайд 22Пример кластера

Пример кластера

Слайд 25Инсерт
Поставьте на полях «v» - уже знал «+» - новое


«-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы

Инсерт Поставьте на полях «v» - уже знал «+» - новое «-» - думал иначе «?» -

Слайд 26метод «ИНСЕРТ»


Запишите существительное с вопросом, на который оно отвечает,

выделите окончание.
Укажите:
начальную форму;
собственное или нарицательное;
одушевлённое или неодушевлённое;
род;
падеж;
число;
каким членом предложения
является.

+

+

+

+

+

+

?

+

метод «ИНСЕРТ»  Запишите существительное с вопросом, на который оно отвечает, выделите окончание.  Укажите: начальную форму;

Слайд 27«Перепутанные логические цепочки».
Пронумеровать планеты
в зависимости от удалённости от Солнца.

Венера
Земля
Юпитер
Меркурий
Марс
Сатурн
Нептун
Уран
Плутон

«Перепутанные логические цепочки».Пронумеровать планеты  в зависимости от удалённости от Солнца.ВенераЗемляЮпитерМеркурийМарсСатурнНептунУранПлутон

Слайд 28Бортовой журнал по теме «Три склонения имён существительных»

Бортовой журнал по теме  «Три склонения имён существительных»

Слайд 29«ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ

«ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ

Слайд 30Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Таблица  «толстых» и «тонких» вопросов

Слайд 31Приём  «Толстый и тонкий вопросы» - используется при организации взаимоопроса, опроса на

уроке, парной и групповой работе.


Приём  «Толстый и тонкий вопросы» - используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работе.

Слайд 32Сводная таблица «Полезные ископаемые»

Сводная таблица «Полезные ископаемые»

Слайд 33Сюжетная таблица Литературное чтение. Н.Носов «Заплатка»

Сюжетная таблица Литературное чтение.  Н.Носов «Заплатка»

Слайд 34Приём "Кубик"
Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик. На

каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Приём

Слайд 35Прием «ФИШБОУН»





Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод

Прием «ФИШБОУН»ПроблемаПричинаПричинаФактыФактыВывод

Слайд 36СИНКВЕЙН – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала, излагаемого в

предельно кратких выражениях.
СИНКВЕЙН – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала, излагаемого в предельно кратких выражениях.

Слайд 37 Синквейн
1 строка-1 существительное (тема)
2 строка-2 прилагательных
(раскрывающие тему)
3 строка- 3 глагола


(описывающие действия по теме)
4 строка- предложение (отношение к теме)
5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)
Синквейн  1 строка-1 существительное (тема)2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему)3 строка- 3 глагола (описывающие действия по

Слайд 39Технология РКМЧП делает обучение увлекательным и осмысленным!
Каждый ученик может самостоятельно работать

с информацией, воспринимать её, ранжировать по новизне и значению, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы, обобщения.
Технология РКМЧП  делает обучение увлекательным и осмысленным!Каждый ученик может самостоятельно работать с информацией, воспринимать её, ранжировать

Слайд 401. Белая шляпа - статистическая (событие оценивается на основе данных статистики).


2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события).
3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события).
4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи).
5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие).
6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?).
1. Белая шляпа - статистическая (событие оценивается на основе данных статистики). 2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка

Слайд 41Мысли в подарок…

Умеющие мыслить, умеют
задавать вопросы.
Э. Кинг

Мысли в подарок…Умеющие мыслить, умеют   задавать вопросы.					 Э. Кинг

Слайд 43Рекомендуемая литература:
Викентьева Н. Ода синквейну // Перемена, 2002. - №3
Заир-Бек

С.Н. Основы педагогического проектирования: Учеб. Пособие - СПб, 1995.
Линдсней Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.
Основы критического мышления: междисциплинарная программа: Пособие/ Сост. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер - М., 1997.
Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000.

Рекомендуемая литература: Викентьева Н. Ода синквейну // Перемена, 2002. - №3Заир-Бек С.Н. Основы педагогического проектирования: Учеб. Пособие

Слайд 44Творческих успехов
коллеги!

Творческих успехов коллеги!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть