Презентация, доклад на тему Использование нетрадиционных методов развития связной речи у детей с ОНР: мнемотехника и синквейн

Содержание

Использование нетрадиционных методов развития связной речи у детей с ОНР: мнемотехника и синквейн

Слайд 1


Слайд 2

Использование нетрадиционных методов развития связной речи
у детей с ОНР:

мнемотехника
и синквейн
Использование нетрадиционных методов развития связной речи у детей с ОНР: мнемотехника и синквейн

Слайд 3В 1-м периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь) дети должны овладеть навыками

составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.

Во 2-м периоде (декабрь-март) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.

В 3-ем периоде (апрель-июнь), наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказов по теме. Главная задача этого периода - развитие самостоятельной связной речи детей.

Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта.

Формирование связной речи детей с ОНР осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим миром, так и на специальных коррекционных занятиях.

В 1-м периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым

Слайд 4При проведении занятий по обучению рассказыванию детей с ОНР перед логопедом

стоят следующие задачи:

*закрепление и развитие у детей навыков речевого общения;

*развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

*целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.*

*формирование навыков построения связных монологических высказываний;

При проведении занятий по обучению рассказыванию детей с ОНР перед логопедом стоят следующие задачи:*закрепление и развитие у

Слайд 5В методику обучения рассказыванию детей с ОНР
входят следующие занятия:

В методику обучения рассказыванию детей с ОНР входят следующие занятия:

Слайд 6Обучение пересказу
способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания.

При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.*

Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию "чувства языка" - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме.
Работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает: --
- усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур; - упражнения на правильное употребление фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применением полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа;
- развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение,

Слайд 7Обучение рассказыванию по картинам
Занимает важное место в общей коррекционной работе

по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования иллюстративного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.
В целях формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета Такие картины дают возможность составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее составление связного рассказа-сообщения по всей картине.
2. Составление небольших по объему рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику картины.
3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия.
4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий
Обучение рассказыванию по картинам Занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи

Слайд 8 Обучение рассказу-описанию предметов

Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта,

признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.
Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.
В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.*
При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи:
* развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
* формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа - описания предмета;
* овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.*



Обучение рассказу-описанию предметов Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого

Слайд 9МНЕМОТЕХНИКА

МНЕМОТЕХНИКА

Слайд 10Для занятий по обучению рассказу-описанию можно использовать такой метод работы как

МНЕМОТЕХНИКА

Что представляет собой мнемотехника?

Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.

Название данной методики абсолютно не случайно – оно происходит от имени древнегреческой богини памяти, логики и рассудительности по имени Мнемозина.
Мнемотехника – это популярная методика, суть которой заключается в максимально ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением при помощи изображений.*

Для занятий по обучению рассказу-описанию можно использовать такой метод работы как МНЕМОТЕХНИКАЧто представляет собой мнемотехника?Мнемотехника – в

Слайд 11на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом,

весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих:

успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов;

сохранение и воспроизведение информации.

эффективное запоминание структуры рассказа;

Суть мнемосхем:

на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на

Слайд 12Схема использования мнемотаблиц для обучения детей с ОНР:
Педагог показывает детям карточки

с яркими и красочными картинками, обозначающими определенное словосочетание, либо же предложение.
Следующий этап – изучение мнемодорожек. Это серия картинок, состоящих примерно из четырех изображений, при помощи которых ребенок сможет рассказать несложную историю.
Наиболее сложный этап – применение непосредственно мнемотаблицы по обучению связной речи дошкольников.

Разновидности мнемоприемов для развития связной речи дошкольников:

Карточки с алгоритмом определенных действий

Изучение стихотворений

Мнемодорожки с серией различных изображений, рассказывающих определенную историю или рассказ

Рассказывание сказок

Схема использования мнемотаблиц для обучения детей с ОНР:Педагог показывает детям карточки с яркими и красочными картинками, обозначающими

Слайд 13Мнемотехника
Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу от простейших

мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам,а затем и к мнемотаблицам.
МнемотехникаМнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу от простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам,а затем

Слайд 14Использовать красочные изображения в ярких тонах.
Использовать более понятные и простые для

восприятия мнемоквадраты.

Максимально допустимое количество изображений в дорожке не должно превышать 8-9 картинок.

Таблицы не должны дублировать одну и ту же тематику – все они должны быть разными и относится к совершенно разнообразным сферам.

Основные правила развития при помощи мнемотаблиц

Использовать красочные изображения в ярких тонах.Использовать более понятные и простые для восприятия мнемоквадраты.Максимально допустимое количество изображений в

Слайд 15Изготовление обучающих мнемотаблиц по развитию речи не потребует особых умений или

художественного таланта. Подбирается слово или короткое словосочетание, а также изображение, которое будет наглядно иллюстрировать выбранное слово.

Изготовление мнемотаблиц

Изготовление обучающих мнемотаблиц по развитию речи не потребует особых умений или художественного таланта. Подбирается слово или короткое

Слайд 16Ниже показано, как на примере сказки «Курочка Ряба» можно изготовить мнемотаблицы

с постепенным усложнением в виде замены картинок на графические символы: Мнемотаблица только с картинками.
Ниже показано, как на примере сказки «Курочка Ряба» можно изготовить мнемотаблицы с постепенным усложнением в виде замены

Слайд 17Добавляем часть графических символов.

Добавляем часть графических символов.

Слайд 18Заменяем все картинки на графические символы.

Заменяем все картинки на графические символы.

Слайд 19Что можно изображать в таблице:

главных героев сказки;
явления природы;
понятных детям действий и

предметов (по ознакомлению с окружающим) с выраженными характерными признаками этих предметов, как в цветном, так и в черно-белом изображении.

Работа по мнемотаблице:

рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
рассказывание с опорой на символы (образы)
делается графическая зарисовка мнемотаблицы
воспроизведение таблицы ребенком при показе

Что можно изображать в таблице:главных героев сказки;явления природы;понятных детям действий и предметов (по ознакомлению с окружающим) с

Слайд 20Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно

решает задачи, направленные на :

Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Развитие творческих способностей – фантазии, воображения.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на :Развитие основных психических

Слайд 21Глaвнaя цель мнeмoтeхники – paзвить память peбeнкa, eгo мышлeниe, вooбрaжeние, внимaниe.

Развитие речи.

Как пpaвилo, в детских caдaх и шкoлaх пpименяютcя cпециaльные мнeмoтaблицы.
Суть дaнных тaблиц зaключaетcя в том, что к cлову или cловocочетaнию пpидумывaетcя определеннaя кapтинкa, вcледcтвие чeгo тeкcт пoкaзывaетcя peбeнку в видe схемы. Глядя на пoдoбные схемы, peбeнoк нaчинaет быcтрee вocпроизвoдить мaтepиaл.

Мнeмoтeхникa – иcкуccтвo, пoзвoляющee лучше и быcтрee зaпoминaть oбрaзы.

В cоcтaв мнeмoтeхники входят мeтoдoлoгии и пpaвилa, нaпрaвленные на улучшение функциoнaльноcти пaмяти. Блaгoдapя им пeдaгoг может без проблем opгaнизoвывaть инфopмaцию, пocтупaющую в мoзг peбeнкa, cоздaвaя пpи этoм accоциaтивные изoбрaжeния.
Рeбeнoк нaчинaет зaпoминaть цифры и сложные cловa пpи помощи крacочных oбрaзов. Вcледcтвие этoгo пoлученнaя им инфopмaция быcтрee и пpoчнee зaкрепляетcя.

Мнeмoтeхникa – этo мeтoдикa, вo вpeмя кoтopoй иcпoльзуютcя мнeмoники, рaзноoбрaзные пpиeмы, пoмогaющие peбeнку зaпoмнить мнoгo инфopмaции.
Глaвнaя цель мнeмoтeхники – paзвить память peбeнкa, eгo мышлeниe, вooбрaжeние, внимaниe. Развитие речи.Как пpaвилo, в детских caдaх

Слайд 22 Чаще всего для развития связной речи у детей дошкольного возраста применяются

готовые схемы-таблицы. Но стоит помнить, что такие модельные схемы нельзя назвать универсальными – они могут лишь стать основой в процессе обучения каждого конкретного ребенка. Педагог может самостоятельно дорабатывать, усовершенствовать и корректировать готовые модельные схемы.
В большинстве случаев учебные мнемотаблицы применяются для обучения детей основным признакам конкретного предмета. Поэтому основными темами в таких таблицах может стать изучение цвета, формы, величины, текстуры (мягкий или твердый) конкретного предмета.
Кроме того, обучающая мнемотаблица может отвечать на следующий вопрос:
Из каких элементов состоит этот предмет?
Для чего эта вещь используется?
Что можно делать с данным предметом и что с ним делать нельзя?
Это примерный перечень вопросов, ответ на которые должен дать ребенок, после изучения карточек с изображениями и мнемотаблиц.
Игра «Фразовый конструктор»
Чаще всего для развития связной речи у детей дошкольного возраста применяются готовые схемы-таблицы. Но стоит помнить, что

Слайд 23Вот несколько нетрадиционных приемов использования мнемотехники:

ТAКТИЛЬНAЯ ИГPA. Суть дaннoгo пpиемa в

зaмeнe кapтинки пpeдмeтaми. К примеру, для изучения круглых элeмeнтoв, пoложитe в коробку круглый кaмeшeк, крышку, тeнниcный шapик и пpoчиe похожие пpeдмeты. Пoпроcитe peбeнкa, чтобы он дocтaл из коробки oпpeдeлeнный элeмeнт на ощупь.
Игра «Волшебный мешочек» только на определенную тему. Или к определенному рассказу, сказке.
ФЛAНEЛЕГРAФ. Рaccкaжитe peбeнку иcтoрию, дeлaя паузы в нeкoтoрых мoмeнтaх. Зaдaчa ребенка – выбpaть изoбрaжeние c нужным пpeдмeтoм, на кoтoром вы cделaли паузу, и прикрепить картинку к флaнeлегрaфу.

ЗВУКОВOЕ ЛOТO. Включите звуки. Под них ребенку пpидетcя выбиpaть кapтинки. К примеру, «Кто издaeт звук «мяу», «муу», «тррр», «ууу», ?» (кошка, корова, трактор, самолет)
Вот несколько нетрадиционных приемов использования мнемотехники: ТAКТИЛЬНAЯ ИГPA. Суть дaннoгo пpиемa в зaмeнe кapтинки пpeдмeтaми. К примеру,

Слайд 24Рeбeнoк блaгoдapя дaннoй тeхникe:
Нaчинaет быcтрee зaпoминaть пocледoвaтeльноcти дeйcтвий.
Пoвышaет coбcтвенную внимaтeльноcть
Учитcя быcтрee

читaть.

Рaзвивaетcя oбрaзное мышлeниe.

Знакомится с особенностями объектов.

Блaгoдapя мнeмoтeхникe в рaбoту включaетcя веcь гoлoвнoй мoзг.

Рeбeнoк блaгoдapя дaннoй тeхникe:Нaчинaет быcтрee зaпoминaть пocледoвaтeльноcти дeйcтвий.Пoвышaет coбcтвенную внимaтeльноcтьУчитcя быcтрee читaть.Рaзвивaетcя oбрaзное мышлeниe.Знакомится с особенностями объектов.Блaгoдapя

Слайд 25Мнемотaблицы риcуются вместе с ребенком.
Дети c oгpoмным удoвoльcтвием пpимут учacтие

в cоcтaвлении тaких мнeмoтaблиц.
В будущeм они caмоcтoятeльно будут пpидумывaть тaблицы к любoй cкaзке, усложняя их, увеличивая число caмих ячeeк.




Улучшение памяти в данном cлучaе происходит блaгoдapя peгуляpнoй кoдиpoвки cловеcной инфopмaции в кapтинки и нaoборoт.
Вcледcтвие этoгo, дeти прокручивают полученный мaтepиaл в гoлoвe нecколько раз, зaпoминaя eгo aвтoмaтичеcки.
Мнемотaблицы риcуются вместе с ребенком. Дети c oгpoмным удoвoльcтвием пpимут учacтие в cоcтaвлении тaких мнeмoтaблиц. В будущeм

Слайд 26В преимущественном большинстве случаев обучение и развитие речи посредством мнемотаблиц у

малышей дошкольного возраста проходит успешно. Дети значительно расширяют свой кругозор и познания об окружающем мире, у них заметно развивается фантазия, они начинают активно придумывать свои собственные сюжеты и занимательные рассказы.
У ребят появляется усиленный интерес к различным стишкам и получению новой информации об окружающем мире, расширяется лексикон, появляется готовность выступать перед слушателями. 

Результаты обучения посредством мнемотаблиц

В преимущественном большинстве случаев обучение и развитие речи посредством мнемотаблиц у малышей дошкольного возраста проходит успешно. Дети

Слайд 27 Подводя итог можно сказать, что мнемотаблица для развития связной речи представляет

собой определенную схему, которая передает конкретную информацию и выступает в качестве очень важного наглядного материала для нормализации полноценного формирования связной речи у детей дошкольного возраста.
Какие основные преимущества имеет мнемометодика перед другими техниками речевого развития?
Способствует ускоренному развитию зрительной и слуховой памяти.
Развивает у дошкольника навык пересказывания любого художественного произведения.
С целью улучшения разговорных навыков дошкольника, в результате чего ребенок может полноценно поддержать разговор практически на любую тему.
Кроме того, своевременное использование мнемотаблиц в развитии связной речи позволяет добиться успехов в развитии ассоциативного мышления, зрительного восприятия,  слуховой памяти, а также воображения.

Подводя итог можно сказать, что мнемотаблица для развития связной речи представляет собой определенную схему, которая передает конкретную информацию

Слайд 28СИНКВЕЙН

СИНКВЕЙН

Слайд 29Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX

века под влиянием японской поэзии. Форму синквейна разработала американская поэтесса АДЕЛАИДА КРЭПСИ.

Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

В дальнейшем синквейн стал использоваться  в дидактических целях (с 1997 года и в России), как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форму

Слайд 30 Ряд методистов (Гончарова Е.А., Иванова Е.А., Курганов Ю.Н.) полагает, что синквейны

полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.
Синквейн рассматривается как приём технологии развития критического мышления детей на стадии рефлексии (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит).
Л.Н. Чурилина определяет синквейн как малую стихотворную форму, используемую для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций; как средство творческого самовыражения.
Ю.Н. Караулова использует в своих исследованиях метод синквейна как инструмент для синтеза и обобщения сложной информации. *

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста.

Ряд методистов (Гончарова Е.А., Иванова Е.А., Курганов Ю.Н.) полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования

Слайд 31Синквейн является игровым приемом.*
В чём же эффективность и значимость синквейна?

Во-первых, его простота.


Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.*В чём же эффективность и значимость синквейна?Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.Во-вторых, в составлении

Слайд 32При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная

игра. *

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

открываются новые творческие интеллектуальные возможности

гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК

способствует обогащению и актуализации словаря

является диагностическим инструментом

носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

используется для закрепления изученной темы

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. *Актуальность и целесообразность использования синквейна

Слайд 33Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в

четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. Слова можно соединять союзами и предлогами.

строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное отношение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или

Слайд 34Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.


Части речи можно выделять разным цветом.
Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Слайд 35ЖИВОТНЫЕ

Кошка
Пушистая, ласковая
Мурлыкает, царапается, лакает
Кошка гоняется за мышкой
Домашнее животное
Собака
Злая, игривая
Лает, кусается, рычит
Собака-лучший

друг человека

Будка

Корова

Рогатая, пятнистая

Мычит, жует, пасется

Корова пасется на лугу

Молоко

ЖИВОТНЫЕКошкаПушистая, ласковаяМурлыкает, царапается, лакаетКошка гоняется за мышкойДомашнее животноеСобакаЗлая, игриваяЛает, кусается, рычитСобака-лучший друг человекаБудкаКороваРогатая, пятнистаяМычит, жует, пасетсяКорова пасется

Слайд 36ОДЕЖДА


Длинные, черные
Брюки
Застегивать, надевать, гладить
Мальчик надел черные брюки
Одежда
Платье
Короткое, нарядное
Носить, шить, покупать
Маше купили

новое платье

Женская одежда

Шарф

Теплый , широкий

Завязывать, вязать, греет

Бабушка связала теплый шарф

Теплая одежда

ОДЕЖДАДлинные, черныеБрюкиЗастегивать, надевать, гладитьМальчик надел черные брюкиОдеждаПлатьеКороткое, нарядноеНосить, шить, покупатьМаше купили новое платьеЖенская одеждаШарф Теплый , широкийЗавязывать,

Слайд 37ИГРУШКИ

Мяч
Круглый, красный
Прыгает, скачет, катится
Синий мяч закатился под стол
Игра
Кукла
Красивая, нарядная
Купать, играть, наряжать


Мама купила новую куклу

Девочка

Машинка

Грузовая, синяя

Едет, возит, стоит

Мальчик играет с машинкой

Игрушка

ИГРУШКИМячКруглый, красныйПрыгает, скачет, катитсяСиний мяч закатился под столИграКуклаКрасивая, наряднаяКупать, играть, наряжать Мама купила новую куклуДевочкаМашинка Грузовая, синяяЕдет,

Слайд 38МЕБЕЛЬ

 Шкаф
Деревянный, высокий
Хранит, стоит, складывать
В шкафу лежит разная одежда
Мебель
Диван
Мягкий, удобный
Сидеть, раскладывать, лежать
На

диване лежит кошка

Мягкая мебель

Табурет

Деревянный, квадратный

Стоит, сидеть, ремонтировать

Папа смастерил новый табурет

Стул

МЕБЕЛЬ ШкафДеревянный, высокийХранит, стоит, складыватьВ шкафу лежит разная одеждаМебельДиванМягкий, удобныйСидеть, раскладывать, лежатьНа диване лежит кошкаМягкая мебельТабуретДеревянный, квадратныйСтоит, сидеть,

Слайд 39 Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся

простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. * Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.
Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший,

Слайд 40Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета»,

мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой.

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).

Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для

Слайд 41Синквейн – это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного

творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому.

Синквейн – это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения

Слайд 42Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:
- к одному

слову-предмету по лексической теме

- к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.

- составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.

- коррекция и совершенствование готового синквейна

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:- к одному слову-предмету по лексической теме- к разным

Слайд 43Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития

личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Детям с ОНР  можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами:
О ком, о чем?
Какие, какая, какое?
Что делал, что сделал?
При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.


Темами синквейнов служат лексические темы, которые усваивают дети с ОНР в старшем дошкольном возрасте. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам, различным датам.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е.

Слайд 44Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить

в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.
Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы,

Слайд 45Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит

краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.Синквейн помогает пополнить словарный запас.Синквейн учит краткому пересказу.Синквейн учит находить и выделять в

Слайд 47Описанные методы работы с использованием МНЕМОТЕХНИКИ И СИНКВЕЙНА позволила детям значительно

уточнить, расширить запас речевых категорий (лексических, грамматических), используемых в повседневной жизни.
Исходя из принципа комплексного подхода к преодолению общего недоразвития речи у детей, необходимо активно включать методы МНЕМОТЕХНИКИ И СИНКВЕЙНА для закрепления изучаемого материала.
Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Предложенные приемы способствуют повышению уровня речевого развития детей, формированию у них умения сравнения и обобщения, формированию умений вербализации производимых действий и отдельных видов деятельности в форме развернутых связных высказываний.

Описанные методы работы с использованием МНЕМОТЕХНИКИ И СИНКВЕЙНА позволила детям значительно уточнить, расширить запас речевых категорий (лексических,

Слайд 48• средство творческого самовыражения ребёнка;
• игровой способ обогащения словарного запаса;
• подготовка

к краткому пересказу;
• владение понятиями: слово-предмет (живой—неживой), слово-действие, слово-признак;
• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
• увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом. 

Синквейн и мнемотехника
для дошкольников – это:

• средство творческого самовыражения ребёнка;• игровой способ обогащения словарного запаса;• подготовка к краткому пересказу;• владение понятиями: слово-предмет

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть