Слайд 1«Использование конструкторов LEGO Education «Построй свою историю» на занятиях как одно
из средств развития связной речи»
Подготовила: Козинская О.А.
Слайд 2Актуальность
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих
нарушения речи. Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Очень важно научить будущего школьника выражать свои мысли грамотно, последовательно, говорить связно.
Только обладая хорошо развитой связной речью, дошкольник сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов из учебников, писать сочинения.
Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации.
Слайд 3 Овладение связной речью является высшим достижением речевого воспитания
дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Для развития речи у детей дошкольного возраста педагогами используются различные методы, приёмы, технологии.
В силу своей универсальности ЛЕГО - конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.
Слайд 4 ЛЕГО - технология объединяет элементы игры с экспериментированием,
а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.
ЛЕГО – технология – это средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность детей дошкольного возраста, причем этот конструктор побуждает работать в равной степени голову и руки детей.
В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей.
Повышается мотивация к учению.
Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Слайд 5Конструктор Лего используется в совместной деятельности педагога и детей, а также
и в самостоятельной деятельности дошкольников
Слайд 6 ЛЕГО – тип детского конструктора, игровой феномен, самый популярный
бренд в мире конструкторов.
LEGO – это серия развивающих разнообразных предметов. Основой набора является кирпичик ЛЕГО – деталь, представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другим таким же кирпичиком на шипах.
В наборы входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колеса и т.д.
Из любого набора ЛЕГО можно создать множество вариантов построек, придумать множество сюжетов для игр. Обучение происходит в процессе игры.
Слайд 7Преимущества ЛЕГО-технологий в работе с дошкольниками
Слайд 8Создание проблемной ситуации
Наблюдение натуральных объектов
Демонстрация вариативных соединений
Объяснение последовательности выполнения
Демонстрация и рассматривание
картинок
Сенсорное обследование деталей
Изучение при необходимости схем и чертежей
Анализ и оценка
Алгоритм выполнения модели из конструктора Лего:
Слайд 10Средняя группа: формирование способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма,
пространственные и размерные отношения).
Старшая группа:
освоение разнообразных способов конструирования;
умение удерживать замысел будущей постройки;
использование графических моделей;
формирование самостоятельности;
развитие гибкости мышления.
В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями речи
Подготовительная к школе группа:
элементы экспериментирования;
условия свободного выбора;
стратегии работы;
проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления
Слайд 11Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно,
и на развитие речи. В процессе конструирования из Лего, дети общаются, рассуждают,
договариваются, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом увеличивая словарный запас, учатся задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь
Развитие связной речи
Слайд 12Применение ЛЕГО-технологий
на занятиях способствует:
Слайд 14«Карета для принцессы»: будет игра в королевстве у нас!
Слайд 15С/р игра «На кухне»: обыгрывание построек
Слайд 16С ЛЕГО легче все уметь,
С ЛЕГО легче поумнеть!
Слайд 18Было много кирпичей,
Каждый был совсем ничей.
А теперь детали
Крепкой стенкой встали.
«Гараж»
Слайд 20Город детства мы построим,
В нем все дружно заживем.
И всех сказочных героев
В
этот город позовем
Слайд 21Я построю ЛЕГО - дом,
Чтоб игрушки жили в нем!
Слайд 22Если нужен кукле дом,
Мебель будет в доме том!
Если вдруг нужна машина,
Мы
ее изобретем…
Слайд 23Конструирование по образцу
«Мой дом»
Слайд 24
Кубик на кубик
Построим мы дом,
Чтобы дружно жили
Все ребята в нем!
Слайд 25Город детства мы построим,
В нем все дружно заживем!
Слайд 26Конструирование по сказке «Три поросенка»
Слайд 27Игры с лего- конструктором на развитие сенсорных эталонов и развития речи:
«Чудесный
мешочек»;
«Найди такую же деталь»
«По дорожке»
«Собери кирпичики»
«Подбери одинаковую деталь»
«Что изменилось»
«Змейка»
«Вспомни и собери»
«Мостик через речку»
Слайд 28ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО ЭЛЕМЕНТОВ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ
Д/И
«СОБЕРИ ПО ЦВЕТУ»
Д/И «ЗМЕЙКА»
Игры направлены на закрепление основных цветов и оттенков. Ребенок учится собирать фигуры в определенной последовательности.
Слайд 29Д/И «БАШЕНКИ»
Ребенок закрепляет понятия величины: «высокий» - «низкий», «выше»
- «ниже»
Д/И «ДОРОЖКИ»
Игра направлена на закрепление величины: «длинный» - «короткий», «длиннее» – «короче»
Слайд 30Д/И «ЛЕСЕНКА»
В данной игре закрепляется порядковый, обратный и счёт от заданного
числа
Д/И «НАЙДИ СВОЕ МЕСТО»
Игра направлена на развитие ориентировки в пространстве на плоскости
(лево – право – верх – низ – середина)
Слайд 31ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОБУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
На строительной
плате ЛЕГО кубиками разного цвета дети с удовольствием выкладывают звуковые схемы слов.
Отрабатывается дифференциация звуков по твердости-мягкости (на зеленую плату кладем картинки с мягким согласным, на синюю – с твердым)
Слайд 32ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО
ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ БУКВ
Выкладывание из кубиков ЛЕГО заданных букв. Отгадывание буквы (с закрытыми глазами).
Необходимо определить на ощупь, какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие эту букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.
Слайд 33ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРЯ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ
Д/И
«ГДЕ НАХОДИТСЯ ПРЕДМЕТ»
Игра направлена на закрепление предлогов
В рамках проектов «Транспорт», «Мой дом», «Моя семья», «Домашние животные», можно предложить детям конструирование предложенных предметов: мебель, транспорт, животные. Объемные изображения активизируют связную речь, способствуют развитию образного мышления.
Слайд 34РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА
СОЗДАНИЕ ЛЕГО-ПЕРСОНАЖА
Играя с конструктором дети максимально проявляют свою
фантазию. У ребенка появляется возможность создать персонаж, отразить его качества и проиграть действия с ним. Что способствует развитию речи и накоплению словаря.
Слайд 35РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
Лексическая тема «Домашние животные»
«Путешествие
на загадочный остров»