Слайд 1Использование конструирования
в развитии личности ребёнка
Подготовила:
воспитатель-методист ДОУ № 11
Дьячкова И.А.
Слайд 2Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели,
построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Слайд 3Конструирование принадлежит к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого
продукта.
На занятиях по конструированию дошкольники учатся планировать будущую деятельность, анализировать и контролировать собственные действия, исправлять ошибки, делать выводы.
В процессе такой работы у детей развиваются :
движения рук
мелкая моторика пальцев
зрительно-моторные координации
целенаправленные действия с предметами на основе тактильного и зрительного восприятия
глазомер
перцептивно-двигательная память
Слайд 4Особенности детского конструирования
Под детским конструированием традиционно понимают создание разнообразных конструкций и
моделей из строительных материалов и деталей конструкторов разных видов, изготовление изделий из бумаги, картона, природного и бросового материала.
Слайд 5В процессе конструирования решаются такие задачи:
Формировать представления об элементах разных
конструкторов и строительных материалов
Формировать умение анализировать постройку, изделие, схему, рисунок
Учить разделять сложную форму на составные части и наоборот – из простых форм составлять сложные постройки
Учить создавать постройку по заданным условиям (образец, модель, указания) и наоборот – делать графическое изображение к предложенной модели
Способствовать усвоению сенсорных эталонов (размер, форма, цвет, пространственная характеристика) и использовать их для характеристики объектов
Формировать навыки пространственной ориентации
Развивать зрительно-двигательную координацию
Развивать мелкую моторику рук
Формировать умение создавать художественный образ
Формировать художественный вкус в процессе оформления конструкций
Развивать речь детей
Слайд 6
В
И
Д
ы
К
О
Н
С
Т
Р
У
И
Р
О
В
А
Н
И
Я
Техническое
конструирование
Художественное
конструирование
Конструирование
из деталей
конструктора
Конструирование
из строительных
материалов
Конструирование
из крупных блоков
Конструирование
из природных
материалов
Конструирование
из бумаги
Компьютерное
конструирование
Конструирование
из бросовых
материалов
Слайд 7
Конструирование из строительного материала влияет на:
формирование обобщенных представлений о конструируемых
объектах и обобщенных способах конструирования
умение и стремление вести поисковую деятельность при решении заданных взрослым задач и ставить перед собой определенные цели, включая конкретные условия
Слайд 8Конструирование из деталей конструкторов,
имеющих разные способы крепления, оказывает положительное влияние
на развитие воображения и формирование обобщенных способов конструирования (использование умения экспериментировать с новым материалом в новых условиях).
Слайд 9Конструирование из крупногабаритных модулей
влияет на развитие пространственных ориентировок
способствует
развитию образного и практического мышления детей
существенно обогащает воображение и творчество
приобщает к проектно-дизайнерской деятельности
Слайд 10Конструирование из бумаги:
способствует развитию самостоятельности
развитию конструктивного и творческого мышления
влияет на формирование первых простейших навыков оперирования бумагой, клеем и ножницами
Способствует эстетическому развитию
Влияет на развитие описательной речи детей.
Слайд 11
Конструирование из природного материала способствует :
овладению обобщенными способами и приемами
построения художественного образа с опорой на наглядность (природный материал) и детский опыт.
развитию творческого воображения
развитию у детей инициативной образной эмоциональной речи описательного характера.
формированию умения выполнять коллективно задуманную работу в общем темпе и ритме, сотрудничать и без конфликтов решать спорные вопросы
Воспитанию бережного отношения к природе.
Слайд 12Характерной особенностью компьютерного конструирования
является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений
(образов).
При этом особенно значимым является развитие пространственного воображения и образного мышления.
Слайд 13Конструирование из бросовых материалов
(прищепки, трубочки для коктейля, пластиковая посуда, пластиковые крышечки
и т.п.) способствует:
Развитию воображения
Формированию творческо-поисковой деятельности
Слайд 14Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки,
поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.
Слайд 15Сюжетно-ролевая игра
конструирование
Сюжетно-ролевая игра
Конструирование
Слайд 16Динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода.
Сначала,
в раннем возрасте, конструирование слито с игрой;
затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей;
к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер (создается несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).
Слайд 18Способы обучения конструированию
По образцу
С использованием
каркаса
По замыслу
По заданным
условиям
По модели
По простым
чертежам
и наглядным схемам
На заданную тему
Слайд 19Конструирование по образцу,
разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям
предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и показывают способы их воспроизведения.
В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Как образец можно предложить фото или рисунок. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.
Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т.д.
Слайд 20Схема обследования образца
1. Рассматривание объекта в целом.
2. Установление его практического назначения.
3.
Выделение основных частей.
4. Определение их функционального назначения в соответствии с назначением объекта в целом.
5. Установление пространственного расположения этих частей.
6. Выделение деталей, составляющих основные части.
7. Установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу.
Слайд 21Конструирование по теме
Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и
т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу — с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.
Слайд 22Каркасное конструирование
предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как
основой конструкции и демонстрацию разных трансформаций конструкции в связи с изменениями каркаса.
В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали.
В соответствии с этим каркасное конструирование может стать эффективным средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления
Слайд 23Конструирование по модели
заключается в следующем: детям в качестве образца предъявляют
модель, в которой очертание отдельных се элементов скрыто от ребенка (например, конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа её решения.
Постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие её элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали.
Слайд 24
Конструирование по условиям
заключается в следующем: не давая детям образца постройки,
рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое её назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.
В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования .
Слайд 25Обучение конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам
целесообразно начинать с
использования простых схем, а потом переходить к конструированию по чертежам. Подготовительным этапом к выполнению конструирования по чертежам является выполнение с детьми схем к уже готовым постройкам. Для начала стоит предложить необходимую схему из нескольких предложенных вариантов.
Например, детям предлагают ряд предметов и несколько схем, среди которых необходимо выбрать ту, которая соответствует ряду геометрических фигур.
Слайд 26
Ряд геометрических
Вид сверху Вид сбоку
фигур
Слайд 27Конструирование по замыслу
обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для
проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Конструирование по замыслу не является средством обучения детей, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям.
Слайд 28Анализируя деятельность детей, воспитатель отмечает не только ее результаты (правильность и
аккуратность построек), но и сам процесс: как дети рассматривали образец, подбирали материал, выполняли отдельные действия, какие допускали ошибки, как играли со своими постройками и т. д.
Слайд 30Конструктивная
деятельность
Развитие планирующей
мыслительной деятельности
Воспитание навыков
работы в коллективе
Развитие сенсорных и
мыслительных
способностей детей
Практическое познание
свойств
геометрических тел
и пространственных
отношений
Обогащение речи
новыми
терминами, понятиями
Приобретение
конструктивно-технических
умений
Формирование качеств
личности: трудолюбие,
самостоятельность,
инициатива, упорство
при достижении цели,
организованность
Воспитание
эстетических чувств
Расширение знаний детей
о предметном мире, ознакомление
со свойствами строительного
материала и правилами его использования