Презентация, доклад на тему Использование конструирования в развитии личности ребёнка

Содержание

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Слайд 1Использование конструирования
в развитии личности ребёнка
Подготовила:
воспитатель-методист ДОУ № 11

Дьячкова И.А.
Использование конструирования в развитии личности ребёнкаПодготовила: воспитатель-методист ДОУ № 11 Дьячкова И.А.

Слайд 2Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели,

построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и

Слайд 3Конструирование принадлежит к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого

продукта.

На занятиях по конструированию дошкольники учатся планировать будущую деятельность, анализировать и контролировать собственные действия, исправлять ошибки, делать выводы.

В процессе такой работы у детей развиваются :
движения рук
мелкая моторика пальцев
зрительно-моторные координации
целенаправленные действия с предметами на основе тактильного и зрительного восприятия
глазомер
перцептивно-двигательная память
Конструирование принадлежит к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта. На занятиях по конструированию дошкольники

Слайд 4Особенности детского конструирования

Под детским конструированием традиционно понимают создание разнообразных конструкций и

моделей из строительных материалов и деталей конструкторов разных видов, изготовление изделий из бумаги, картона, природного и бросового материала.
Особенности детского конструированияПод детским конструированием традиционно понимают создание разнообразных конструкций и моделей из строительных материалов и деталей

Слайд 5В процессе конструирования решаются такие задачи:

Формировать представления об элементах разных

конструкторов и строительных материалов
Формировать умение анализировать постройку, изделие, схему, рисунок
Учить разделять сложную форму на составные части и наоборот – из простых форм составлять сложные постройки
Учить создавать постройку по заданным условиям (образец, модель, указания) и наоборот – делать графическое изображение к предложенной модели
Способствовать усвоению сенсорных эталонов (размер, форма, цвет, пространственная характеристика) и использовать их для характеристики объектов
Формировать навыки пространственной ориентации
Развивать зрительно-двигательную координацию
Развивать мелкую моторику рук
Формировать умение создавать художественный образ
Формировать художественный вкус в процессе оформления конструкций
Развивать речь детей

В процессе конструирования решаются такие задачи: Формировать представления об элементах разных конструкторов и строительных материалов Формировать умение

Слайд 6
В
И
Д
ы

К
О
Н
С
Т
Р
У
И
Р
О
В
А
Н
И
Я

Техническое
конструирование
Художественное
конструирование
Конструирование
из деталей
конструктора
Конструирование
из строительных
материалов
Конструирование


из крупных блоков

Конструирование
из природных
материалов

Конструирование
из бумаги

Компьютерное
конструирование

Конструирование
из бросовых
материалов

ВИД ы КОНСТРУИРОВАНИЯТехническое конструированиеХудожественное конструированиеКонструирование из деталей конструктораКонструирование из строительных материаловКонструирование из крупных блоковКонструирование из природных материаловКонструирование

Слайд 7






Конструирование из строительного материала влияет на:

формирование обобщенных представлений о конструируемых

объектах и обобщенных способах конструирования
умение и стремление вести поисковую деятельность при решении заданных взрослым задач и ставить перед собой определенные цели, включая конкретные условия

Конструирование из строительного материала влияет на: формирование обобщенных представлений о конструируемых объектах и обобщенных способах конструирования умение

Слайд 8Конструирование из деталей конструкторов,

имеющих разные способы крепления, оказывает положительное влияние

на развитие воображения и формирование обобщенных способов конструирования (использование умения экспериментировать с новым материалом в новых условиях).

Конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, оказывает положительное влияние на развитие воображения и формирование обобщенных

Слайд 9Конструирование из крупногабаритных модулей

влияет на развитие пространственных ориентировок
способствует

развитию образного и практического мышления детей
существенно обогащает воображение и творчество
приобщает к проектно-дизайнерской деятельности

Конструирование из крупногабаритных модулей влияет на развитие пространственных ориентировок способствует развитию образного и практического мышления детей существенно

Слайд 10Конструирование из бумаги:

способствует развитию самостоятельности
развитию конструктивного и творческого мышления

влияет на формирование первых простейших навыков оперирования бумагой, клеем и ножницами
Способствует эстетическому развитию
Влияет на развитие описательной речи детей.
Конструирование из бумаги: способствует развитию самостоятельности развитию конструктивного и творческого мышления влияет на формирование первых простейших навыков

Слайд 11
Конструирование из природного материала способствует :

овладению обобщенными способами и приемами

построения художественного образа с опорой на наглядность (природный материал) и детский опыт.
развитию творческого воображения
развитию у детей инициативной образной эмоциональной речи описательного характера.
формированию умения выполнять коллективно задуманную работу в общем темпе и ритме, сотрудничать и без конфликтов решать спорные вопросы
Воспитанию бережного отношения к природе.
Конструирование из природного материала способствует : овладению обобщенными способами и приемами построения художественного образа с опорой на

Слайд 12Характерной особенностью компьютерного конструирования

является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений

(образов).
При этом особенно значимым является развитие пространственного воображения и образного мышления.
Характерной особенностью компьютерного конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов). При этом особенно значимым является

Слайд 13Конструирование из бросовых материалов
(прищепки, трубочки для коктейля, пластиковая посуда, пластиковые крышечки

и т.п.) способствует:

Развитию воображения
Формированию творческо-поисковой деятельности

Конструирование из бросовых материалов(прищепки, трубочки для коктейля, пластиковая посуда, пластиковые крышечки и т.п.) способствует:Развитию воображенияФормированию творческо-поисковой деятельности

Слайд 14Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки,

поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в

Слайд 15Сюжетно-ролевая игра
конструирование
Сюжетно-ролевая игра
Конструирование

Сюжетно-ролевая играконструированиеСюжетно-ролевая играКонструирование

Слайд 16Динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода.
Сначала,

в раннем возрасте, конструирование слито с игрой;
затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей;
к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер (создается несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).

Динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с

Слайд 18Способы обучения конструированию
По образцу
С использованием
каркаса
По замыслу
По заданным
условиям
По модели
По простым

чертежам
и наглядным схемам

На заданную тему

Способы обучения конструированиюПо образцуС использованием каркасаПо замыслуПо заданным условиямПо моделиПо простым чертежам и наглядным схемамНа заданную тему

Слайд 19Конструирование по образцу,

разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям

предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и показывают способы их воспроизведения.
В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Как образец можно предложить фото или рисунок. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т.д.
Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей

Слайд 20Схема обследования образца

1. Рассматривание объекта в целом.
2. Установление его практического назначения.
3.

Выделение основных частей.
4. Определение их функционального назначения в соответствии с назначением объекта в целом.
5. Установление пространственного расположения этих частей.
6. Выделение деталей, составляющих основные части.
7. Установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу.
Схема обследования образца1. Рассматривание объекта в целом.2. Установление его практического назначения.3. Выделение основных частей.4. Определение их функционального

Слайд 21Конструирование по теме

Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и

т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу — с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

Конструирование по теме	 Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и т.п.), и они сами создают замыслы

Слайд 22Каркасное конструирование

предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как

основой конструкции и демонстрацию разных трансформаций конструкции в связи с изменениями каркаса.
В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали.
В соответствии с этим каркасное конструирование может стать эффективным средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления
Каркасное конструированиепредполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как основой конструкции и демонстрацию разных трансформаций

Слайд 23Конструирование по модели

заключается в следующем: детям в качестве образца предъявляют

модель, в которой очертание отдельных се элементов скрыто от ребенка (например, конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа её решения.

Постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие её элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали.

Конструирование по модели заключается в следующем: детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных се

Слайд 24

Конструирование по условиям

заключается в следующем: не давая детям образца постройки,

рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое её назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.
В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования .
Конструирование по условиям заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют

Слайд 25Обучение конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам

целесообразно начинать с

использования простых схем, а потом переходить к конструированию по чертежам. Подготовительным этапом к выполнению конструирования по чертежам является выполнение с детьми схем к уже готовым постройкам. Для начала стоит предложить необходимую схему из нескольких предложенных вариантов.
Например, детям предлагают ряд предметов и несколько схем, среди которых необходимо выбрать ту, которая соответствует ряду геометрических фигур.

Обучение конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам целесообразно начинать с использования простых схем, а потом переходить

Слайд 26














Ряд геометрических

Вид сверху Вид сбоку
фигур
Ряд геометрических           Вид сверху

Слайд 27Конструирование по замыслу

обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для

проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Конструирование по замыслу не является средством обучения детей, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям.

Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают,

Слайд 28Анализируя деятельность детей, воспитатель отмечает не только ее результаты (правильность и

аккуратность построек), но и сам процесс: как дети рассматривали образец, подбирали материал, выполняли отдельные действия, какие допускали ошибки, как играли со своими постройками и т. д.

Анализируя деятельность детей, воспитатель отмечает не только ее результаты (правильность и аккуратность построек), но и сам процесс:

Слайд 29Алгоритм анализа постройки







































Алгоритм анализа постройки

Слайд 30Конструктивная
деятельность
Развитие планирующей
мыслительной деятельности
Воспитание навыков
работы в коллективе

Развитие сенсорных и


мыслительных
способностей детей

Практическое познание
свойств
геометрических тел
и пространственных
отношений

Обогащение речи
новыми
терминами, понятиями

Приобретение
конструктивно-технических
умений

Формирование качеств
личности: трудолюбие,
самостоятельность,
инициатива, упорство
при достижении цели,
организованность

Воспитание
эстетических чувств

Расширение знаний детей
о предметном мире, ознакомление
со свойствами строительного
материала и правилами его использования

Конструктивная деятельностьРазвитие планирующей мыслительной деятельностиВоспитание навыков работы в коллективеРазвитие сенсорных и мыслительных способностей детейПрактическое познание свойств геометрических

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть