Презентация, доклад на тему Использование инновационной технологии мнемотехника для развития речи у дошкольников

Содержание

К . Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Слайд 1Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников
Намдакова Людмила Викторовна,
воспитатель

высшей категории
МБДОУ «Лесная поляна»
Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольниковНамдакова Людмила Викторовна, воспитатель высшей категории МБДОУ «Лесная поляна»

Слайд 2К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-

он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К . Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться,

Слайд 3Мнемоника (мнемотехника) – искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих

запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций (связей)
Мнемоника (мнемотехника) – искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем

Слайд 4Мнемосина (Мнемозина) – греческая богиня памяти, запоминания.

Мнемосина (Мнемозина) – греческая богиня памяти, запоминания.

Слайд 6Мнемотехника в ДОУ –
это система методов и приемов, обеспечивающих успешное

освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника в ДОУ – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов

Слайд 7Мнемотехника
помогает развивать:
ассоциативное мышление;
зрительную и слуховую

память;
зрительное и слуховое внимание;
воображение.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает развивать:  ассоциативное мышление;  зрительную и слуховую память;  зрительное и слуховое внимание;

Слайд 8Мнемотехника строится
от простого к сложному.
Мнемоквадрат
Мнемодорожка
Мнемотаблица

Мнемотехника строится от простого к сложному. МнемоквадратМнемодорожкаМнемотаблица

Слайд 91.Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают

одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

2.Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

3.И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение

1.Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или

Слайд 10Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже

к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов;
Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить в

Слайд 11Примеры мнемотехники
таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания,

сервировки стола.
Примеры мнемотехникитаблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.

Слайд 12Рассказы по мнемотаблицам
«Зима длится три месяца. В это время года часто

идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков».
Рассказы по мнемотаблицам«Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе

Слайд 13Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”
1.Чтение воспитателем текста и демонстрация опорных картинок. Наступила

зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой! 2. Ответы на вопросы по содержанию. Вопросы:
Какое наступило время года?
Где лежит снег?
Какой снег?
Какая погода на улице?
Куда пошли дети?
Как они оделись?
Что делали дети на прогулке?
Нравиться ли детям гулять зимой?
3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. 4. Пересказ текста ребёнком своими словами.
Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”1.Чтение воспитателем текста и демонстрация опорных картинок. Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно

Слайд 15Разучивание стихов
каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро

запоминает стихотворение, если может его увидеть
Разучивание стиховкаждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его увидеть

Слайд 17«Снегири»

«Снегири»

Слайд 18Е. Трутнева
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы

красные — рябине,
Фартук розовый - осине,

Зонтик желтый — тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Е. ТрутневаХодит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: Бусы красные — рябине, Фартук розовый -

Слайд 19

В нашем детском саду – маленькие столики В нашем детском саду – голуби и кролики.
В нашем детском саду – песенки и сказки.
В нашем детском саду – кубики и краски.

В нашем детском

Слайд 20Посмотрите - в магазине
Все игрушки на витрине:
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые

котята,
Матрёшки,
медвежата!
Все на полочках сидят,
С нами поиграть хотят!
Посмотрите - в магазинеВсе игрушки на витрине:Заводные зайчики, Куколки и мячики,Пушистые котята, Матрёшки, медвежата!Все на полочках сидят,С

Слайд 21Мнемотаблицы
особенно эффективны при разучивании стихотворений:
на каждое слово или маленькое

словосочетание придумывается картинка (изображение);
таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

памятка

Мнемотаблицы  особенно эффективны при разучивании стихотворений:на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом,

Слайд 22Само с кулачок, круглый бочок. Тронешь пальцем -гладко,
а откусишь -сладко.
Загадки

Само с кулачок,	круглый бочок. Тронешь пальцем -гладко,	а откусишь -сладко.Загадки

Слайд 23 Применять модельные схемы можно и в других видах деятельности.
Мнемотехника многофункциональна.

На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
модель должна отображать обобщённый образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Применять модельные схемы можно и в других видах деятельности.Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные

Слайд 24Игра «Солнышко и дождик»
Солнышко, солнышко, Посвети немножко!
Выйдут детки погулять - Станут

бегать и играть”.
«Дождик, дождик всё сильней, убегай под зонт скорей».
Игра «Солнышко и дождик»Солнышко, солнышко, Посвети немножко!Выйдут детки погулять - Станут бегать и играть”.«Дождик, дождик всё сильней,

Слайд 25Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих

результатов:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:у детей увеличивается круг знаний об

Слайд 26Лучше раз увидеть, чем десять раз услышать

Лучше раз увидеть, чем десять раз услышать

Слайд 27Спасибо
за внимание.

Спасибо за внимание.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть