Слайд 1Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе.
Подготовила: У.К.Куканова,
учитель
начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Теренсайская СОШ имени И.Ф.Павлова»
Адамовского района
Оренбургской области
Слайд 2Цель школьного образования:
раскрытие и развитие потенциала ребёнка;
создание благоприятных условий для
реализации его природных способностей.
Слайд 3Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие
мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Ю.Н.Емельянов – кандидат психологических наук
Активные групповые методы обучения:
дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора
игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры
Слайд 5А.А.Воронова – кандидат педагогических наук
Методы активного обучения:
Метод анализа конкретных ситуаций.
Социально-психологический тренинг
Игровое моделирование или имитационные игры.
Слайд 6Классификация активных методов обучения:
Дискуссионные методы, построенные на живом и непосредственном общении
участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.
Игровые методы (деловые, организационно-деятельностные, имитационные, ролевые игры), использующие все или несколько важнейших элементов игры и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.
Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизурующие деятельность учащихся за счёт эффекта соревнования.
Тренинговые методы (поведенческие и личностно - ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, развивающего воздействия на личность и поведение участников.
Слайд 7Виды активных методов обучения
Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания
учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.
Анализ конкретных ситуаций — один из наиболее эффективных и распространённых методов организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии.
Слайд 8Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого
происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
Мозговой штурм - способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путём игры, по заданным правилам.
Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:
• наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;
• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи).
Слайд 9 Примеры использования активных методов обучения на
уроках.
Для каждого этапа урока мною используются активные методы, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.
Метод организации начала урока «Подари подарок другу».
Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.
Участники: все учащиеся.
Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри.
Проведение: учащиеся под музыку передают подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.
Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Алёша (Алина, Назар и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»
Слайд 11Метод: «Поздоровайся локтями»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Подготовка: Следует
отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Слайд 13Метод актуализации опорных знаний « Магазин»
Цель:
актуализировать знания учащихся по ранее
изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.
Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.
Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок).
Слайд 14Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»
Цель:
выявить уровень ожиданий
и опасений учащихся.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы:
Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Слайд 15Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук “Кулак – ребро
- ладонь”
Цель:
развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного взаимодействия
Проведение:
На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 3-5 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
Слайд 17Метод закрепления изученного материала «Парный выход»
Цель: развитие умения подбирать к названиям
предметов названия действий.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: мел.
Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием
Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.
Слайд 18Находят подходящее
наречие
Записывает слова,
обозначающие действие
предмета
Оценивают правильность
выполнения задания,
оригинальность
словосочетания
Слайд 19Использование активных методов обучения на уроке позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
•
провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.